В праздник Всех Святых, в земле Русской просиявших, Валаамский монастырь посетил епископ Душанбинский и Таджикистанский Питирим. Владыка возглавил Божественную литургию в храме Спасо-Преображенского собора монастыря.
После Литургии Владыка Питирим сказал слово:
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие отцы, братья и сестры, поздравляю вас с воскресным днем, в который Церковь вспоминает всех русских святых. Эта память установлена Церковью не случайно.
Какое значение имеют Соборы святых? Мы вспоминаем и Афонских святых — их память была перенесена с сегодняшнего дня на вчерашний, и вот сегодня вспоминаем русских святых.
Где в Священном Писании, где в Евангелии Христос говорит о национальности? Или говорит ли Он вообще об этом? Хотя Сам Иисус Христос был по национальности евреем.
И вот Христос говорит про Нафанаила, что он есть истинный израильтянин, и отмечает одну черту истинного израильтянина: «в немже льсти несть» (Ин. 1: 47) — то есть тот, в ком нет лести, кто не льстив. Эта характеристика, которая дается Нафанаилу, характеризует весь иудейский, весь еврейский народ: в истинном израильтянине не должно быть льсти.
Но, к сожалению, в греховной природе человека те добродетели, которые должны быть, которые отличают народы, они искажаются тоже. И мы с вами видим, что евреи на протяжении всей своей истории, казалось бы, воплощали, оправдывали свою характеристику: люди, в которых нет льсти, — то есть говорят правду в лицо и не лицемерят, борются за справедливость.
И мы с вами видим, что борьбу за справедливость на протяжении всей истории человечества возглавляли именно евреи. Но как они ее возглавляли, эту борьбу? Возглавляли ее во зло. То есть добродетель, которая должна отличать иудейский народ, они поставили на службу зла, а не на службу добра.
И в нашем русском народе какие характеристики? Что отличает русскую святость, русских святых от всех других святых?
Для того, чтобы понять, что нас отличает, надо обратиться к истокам русской святости. Кто был прославлен из русских святых самыми первыми?
Благоверные князья Борис и Глеб. Хотя они не первые подвязались на Русской земле, но прославлены Русской Церковью именно они. А в чем особенность этих двух благоверных князей? Ведь когда они пострадали, когда скончался святой равноапостольный князь Владимир, Православию на Руси было не более пятидесяти лет — всего полвека Православие на Руси распространялось. И вдруг мы видим, что уже среди детей святого равноапостольного князя Владимира плод Христовой веры оказался удивительным.
Борис, имея всю дружину своего отца — самое сильное войско, которое тогда было, — сам остается беззащитным и отпускает это войско со словами: «Не подниму руки на брата моего». Совершенно удивительное качество. И предает себя в руки врагов — по образу Христа. Ведь Господь тоже мог позвать «дванадесяте легеона ангелъ» (Мф. 26: 53), чтобы Его защитили они, чтобы не был Он предан смерти, чтобы разметать всех Своих врагов. Но Он предает Себя в руки врагов. И так же делает князь Борис: он тоже предает себя в руки врагов своих. А почему? А для того, чтобы на протяжении следующих веков нам был явлен пример, чтобы показать нам лекарство от той русской болезни, которая отличала и тогда уже русских. Собственно, жертвами этой болезни, этого преступления — стремления к раздору — и пали благоверный князь Борис и брат его Глеб.
Вот мы, русские, можем принять в себя и мирно уживаться с любыми другими народами. Это очень хорошая черта. Это очень важная черта. Собственно, почему Россия и стала великой державой и смогла в себе ассимилировать многие другие народы и культуры и оплодотворить эти народы и культуры Православной культурой, Светом Православия. Но оборотной стороной этой терпимости к другим оказывается нетерпимость к своим ближним — к тем, кто нам братья по вере. И очень хорошо знает это враг рода человеческого и постоянно использует. Если мы сейчас посмотрим, с кем мы имеем враждебные отношения? Оказывается, враждебные отношения у нас сейчас с православными странами, с православными народами — с Украиной, с Грецией, Грузией. Ни с какими-то другими культурами, а именно между собой мы не можем наладить мир. А если мы посмотрим на свое ближайшее окружение, на свою семью, то увидим ту же самую картину: мы не можем с соседями ужиться, но готовы принимать любого иностранца, как самого дорого гостя.
Выдающимся примером является преподобный Сергий Радонежский. Казалось бы, откуда в то время — время Ордынского ига, когда даже государство было разорено, когда в национальном характере уже появлялась робость, когда и подвижников-то не было особых, и примера не с кого было брать, вдруг рождается такой столп веры. И совершенно смиренный, кроткий, незаметный, неяркий, как бы мы сейчас сказали. У нас принято обращать внимание на ярких людей, и это симптомы современной культуры: все должно быть необычно, броско, не такое, как у всех. А вот святость, особенно русская святость, оказывается незаметной, незлобливой, кроткой. И то же по образу Христа являет нам пример преподобный Сергий Радонежский. И те святые, которые попадали сюда, на нашу Русскую землю, но не были русскими, — греки, например, Сергий и Герман Валаамские, про которых мы не так много знаем. Но мы знаем, например, про Максима Грека, который оказался на Руси. Ему было плохо здесь, это была чужая для него страна с совершенно другим менталитетом. И он постоянно рвался на Афон, назад, в свою родную среду. Но Господь хотел, чтобы Максим Грек был русским святым. И он стал русским святым, и мы почитаем его как русского святого, отличавшегося именно своей терпеливостью.
Русский народ очень терпелив. И русский народ не кичится подвигами, которые он совершает. Посмотрите на историю мира, да и нашего с вами Отечества за последние 100-150 лет. Сколько раз мы спасали весь мир от ужасных катастроф — от Наполеона, от Гитлера, от фашизма спасали. Что, нам благодарность какую-то изъявляли? Посмотрите, как постоянно требуют евреи извиняться перед ними за Холокост. Кто извинялся когда-либо перед русскими? Нет, но всегда перевирают нашу с вами историю. И мы терпеливо это сносим. Это очень хорошая черта. Не надо добиваться вот этой вот справедливости, которой добиваются постоянно евреи.
Нас с вами хотят сейчас переделать, изменить наше с вами сознание. Сколько сейчас протестных движений! А протест — это совершенно не русская черта. Абсолютно не русская черта. Посмотрите на Бориса и Глеба или на близкий нам пример — императора Николая. Его подвиг не понимают. Даже мы, русские, не все понимаем, в чем подвиг царя Николая II и царской семьи, который так же, как первые наши русские прославленные святые Борис и Глеб, предает себя в руки врагов, потому что понимает, что по-другому уже изменить ту революционную ситуацию, которая сложилась в России к тому времени, было невозможно. Только стать жертвой. Он говорил: «Если нужна России жертва, я буду этой жертвой». И приносит себя в эту жертву.
И что он слышит в ответ? Насмешки, клевету, презрение, упреки в слабости и так далее. Нет, это не слабость. Это как раз сила. И в этом тоже проявление русской святости. И хотя русской крови у царя Николая было не так много, но русский дух у него был несомненно. И не только себя он приносит в жертву, но и всю свою семью. Для того, чтобы мы на этом примере учились. Для того, чтобы мы жили этим примером. Для того, чтобы вообще государство наше продолжало существовать именно как Русское православное государство, хотя и наступает безбожный период. И наступают кары Божии. Но все равно: русский характер, он остается сильным, и это показано нам во время Великой Отечественной войны, когда мы опять спасаем Европу и весь мир от коричневой чумы. И опять мы не слышим ни слова благодарности за это. Наоборот. Пытаются фальсифицировать историю, все исказить, все переврать. Но в Царствии Небесном живет правда.
Здесь нет этой правды. Когда народы отходят в вечность и каждый прилагается к своему народу, там, в Царствии Небесном, действительно, вся та награда, которую мы не получили здесь, на земле, вся та слава, которой здесь мы лишены, она вся там — в Царствии Небесном. И чем меньше награды здесь, чем меньше здесь славы, чем больше позора, тем больше славы в Царствии Небесном, тем ярче воссияют те народы, которые здесь были поругаемы и уничижаемы. Не надо нам здесь, на земле отвоевывать свое место, не надо проявлять гордыню — надо проявлять те качества, которые были во Христе Иисусе: кротость, смирение, любовь, долготерпение, уступчивость, незлобивость.
И тогда мы будем выполнять тот замысел Божий, который Господь о нас предопределил — о каждом из нас и о всем нашем русском народе. И помогают нам в этом наши русские святые. У нас очень много святых, много новомучеников и исповедников Церкви Русской. И все мы с вами призваны быть святыми, все, здесь стоящие в храме, все призваны быть святыми русскими, несмотря ни на какую нашу национальность. Живем мы на этой земле, принадлежим мы этой Церкви, значит, мы с вами русские, мы с вами святые. Да помогут нам в этом все святые, ныне празднуемые. С праздником вас поздравляю. Причастников — с принятием Святых Христовых Таин.
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 472854