Самый трудный подвиг в жизни – это постоянство: «Зачем нужна православная пресса?»
С первого взгляда может показаться, что религиозная публицистика не сообщает миру ничего нового. Церковный календарь задает ритм, в этом ритме события следуют одно за другим. Информационные поводы в большинстве своем известны заранее, повторяются из года в год лишь изредка перемежаясь новостями.
13.09.2016Трудами братии монастыря 10 752
«Зачем нужна православная пресса?», – на этот вопрос журналистам приходится отвечать нередко. Как ни странно, часто задают его священники и монахи. Многие из них не желают говорить с миром за дверьми храмов, стремясь сохранить традиции и устои, сложившиеся за века. С одной стороны, истолковать это можно как истовое рвение и подвижничество. С другой – как попытку отрицать очевидное: в XXI веке информационная закрытость порождает непонимание и недоверие. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призывает Церковь к диалогу с обществом. Наладить эффективный диалог с обществом можно и нужно посредством СМИ, считает протоиерей Евгений Попиченко, настоятель собора Успения Пресвятой Богородицы в Екатеринбурге, автор приходской видеопрограммы «Благая часть», главный редактор журнала «Православный вестник».
«В монастырь мы едем за святостью, за подвигом, за настоящей жизнью христианской. Самое главное за монастырскими стенами – это монахи, их молитвенный труд, подвиг, братская любовь. Не социальная деятельность, не паломническая служба... Если встречаешь где-то островки настоящей любви, бескорыстной, нелицемерной, то это притягивает. Притягивает послушание – искреннее стремление человека научиться слышать и слушать Бога. Сюда мы едем напитаться Святым Духом. Мне кажется, монастырь может и должен рассказывать о подвиге. Всегда интересны истории. Патерик интересно читать – о том, как научиться преодолевать свои немощи. Монахи, по сути дела, должны быть учителями, и важно, чтобы в монастыре было такое послушание – наблюдать и собирать истории, готовить публикации и материалы, потому что лучше всего обучают примеры людей».
Отец Евгений на Валааме не в первый раз. Каждый его приезд становится поводом поговорить о православной журналистике, как о явлении церковной и мирской жизни. Вот и в этом году разговор неминуемо коснулся этой темы. Фрагменты беседы вполне подошли бы для первой лекции курса «Введение в православную журналистику» – если бы таковой существовал. Впрочем, каждый, кто прочтет эту статью, вполне может взять на вооружение советы и рекомендации батюшки, который руководит и окормляет различные православные информационными ресурсы: издательские проекты, видеопроекты, интернет-сайты, а также имеет большой опыт взаимодействия со светскими СМИ.
По мирской специальности отец Евгений – педагог-инженер. В 2000 году, всего через четыре года после завершения обучения в профессионально-педагогическом университете, отец Евгений окончил Екатеринбургскую православную духовную семинарию. В течение 18 лет был священником Свято-Пантелеимоновского храма в Екатеринбурге, а 1 октября 2013 года стал настоятелем собора в честь Успения Пресвятой Богородицы в Верх-Исетском районе – как заметил автор «самого большого храма Екатеринбурга… по разрушению и запущенности». В храме Божием, полностью перестроенном в 1930-х годах, на протяжении 70 лет размещался городской хлебозавод.
Послушаний у батюшки, действительно, много. И все очень интересные и важные. По благословению правящего архиерея он с 2002 года организует социальную работу в епархии. Как руководитель и духовник отдела социального служения отец Евгений окормляет более 20 социальных проектов Православной службы милосердия. Это служба добровольцев, служба помощи нуждающимся, направление «Помощь детям», сестричество милосердия, Успенское братство. И на каждый проект, главный ресурс в котором, – это конечно, люди, батюшка находит силы, щедро делится своим вниманием и отеческой любовью.
«Православный вестник»
Вот уже много лет возглавляет отец Евгений журнал «Православный вестник». Издание выходит тиражом две тысячи экземпляров. Сначала это был обычный приходской проект, спустя годы получивший статус епархиального. Сейчас по благословению батюшки журнал стал лицом Православной службы милосердия и Отдела социального служения, получив новую миссию – говорить о милосердии как служении любви.
«…Этот проект всегда был добровольческим. Прихожане, абсолютно не имеющие никаких профессиональных навыков в журналистике и фотографировании, познавали профессию на практике. Они помогали журналу в свободное от основной работы время. С одной стороны, это создавало определенные проблемы: добровольцы не системны, могут делать что-то, могут не делать, они приходят и уходят в зависимости от их жизненных обстоятельств. С другой стороны, их свежий, «незамыленный» взгляд позволяет избежать штампов, дает легкость и простоту».
18 лет назад звучное слово «журнал» было присвоено крошечному информационному бюллетеню на пару листков. Можно только удивляться прозорливости архимандрита Димитрия (Байбакова), основателя журнала «Православный вестник» и руководителя православного телеканала «Союз», который именно так обозначил печатное издание формата А5.
«Не умничать, не перепечатывать «правильные» темы, а рассказывать об обычной жизни обычного прихода. Мы просто брали и писали: «батюшка пошел туда-то, встретился с тем-то, другой батюшка отслужил там-то, освятил то-то». Как бы заглядывали в повседневную жизнь священников и прихода вне храмового богослужения. Я и сам с удовольствием это читал, потому что жизнь идет незаметно, а потом смотришь: вон, сколько интересного за месяц произошло!».
В таком мини-формате журнал работал около пяти лет. Со временем количество страниц увеличилось, но печатался «Православный вестник» по-прежнему «в домашнем» режиме – на ризографе. Было время, когда издание не выпускалось. Но, в конце концов журнал о жизни верующих людей, такой, какая она есть, вернулся к жизни в новом формате.
«Год за годом наш «Вестник» потихонечку толстел, потом стал цветным. В 2009 году, когда он приобрел солидный вид, правящий архиерей владыка Викентий благословил журналу епархиальный статус. Мы стали писать про жизнь епархии в таком же душевном формате. Приходили в приходы и с разных сторон о них рассказывали: о деятельности священников, о приходских семьях. Очень теплый был журнал. Потом стали интересных людей в приходах искать и получились замечательные материалы о христианах, которые несут служение в обществе: в правительстве, в армии».
Свое служение отец Евгений считает, ни много, ни мало, – свидетельством о Христе. Выполняя свой христианский долг, он всегда говорит от души, не по заказу. Объясняет, что христианин на любом поприще являет миру Христа.
«Журнал нужно любить и понимать, зачем он нужен. Журнал должен выражать внутреннюю жизнь общины, прихода. Его не нужно делать искусственным. Пусть материалы в нем будут простыми, не выдающимися, но у журнала должно быть свое лицо, своя индивидуальность. Если это просто какой-то мертворожденный проект, картинка… он быстро «утонет». А он должен быть живым. Для этого должна быть команда единомышленников, которая любит свое дело и рассказывает о живых людях. У нас был такой период, когда каждый номер ожидался, как рождение нового ребеночка. Коллектив был настолько теплый, единый духом, что мы все ожидали выхода, волновались, расстраивались, если что-то не получалось».
«Вслушиваюсь, что мне говорит Христос, откликается в сердце – и говорю это людям…»
Много лет отец Евгений нес послушание автора ежедневной программы «Церковный календарь» на телеканале «Союз. В 2016 году батюшка запустил новый авторский видеопроект «Благая часть», который в ежедневном режиме выходит на интернет-ресурсах Успенского Собора (sobor-uspenie.ru).
С первого взгляда может показаться, что религиозная публицистика не сообщает миру ничего нового. Церковный календарь задает ритм, в этом ритме события следуют одно за другим. Информационные поводы в большинстве своем известны заранее, повторяются из года в год лишь изредка перемежаясь новостями. И как не повториться, говоря из года в год о княгине Ольге, князе Владимире, других святых и праведниках?
«Надо говорить о себе. Не о благоверной княгине Ольге, не о святых, а о себе. В том и искусство, что люди в этих словах тоже узнают себя. И это узнавание рождает сдвиг в сознании, покаяние. Поэтому не надо говорить о княгине Ольге, надо говорить о своем переживании от очередной «встречи» с княгиней Ольгой. Когда ты писал о ней год назад, то был одним, сейчас ты другой. Напиши, расскажи, что тебе важно, что тебя зацепило. А люди почувствуют: или ты говоришь о внешнем или ты говоришь о внутреннем».
Нередко для подготовки к интервью, программам, проповедям отец Евгений обращается к духовным наставлениям отца Иоанна Крестьянкина, слушает записи отца Дмитрия Смирнова, отца Андрея Ткачева. Но особую роль в становлении его как священника, признается батюшка, сыграли труды митрополита Антония Сурожского.
«Можно сказать, что первые лет пять-семь я проповеди не говорил, я их читал. Потом тезисно записывал, пересказывал. У митрополита Антония очень хорошие краткие, емкие, очень образные проповеди – прямо за душу цепляют. Он как-то рассказывал: «Проповедь не должна быть больше семи минут, потому что люди устают. Я никогда не готовлюсь, читаю Евангелие, вслушиваюсь, что мне говорит Христос, откликается в сердце – и говорю это людям. И это людей трогает». Однажды, митрополит признался, что прочитал Евангелие, как обычно, а сердце не откликнулось. Его это поразило, он вышел и честно рассказал об этом пастве. И многие люди подходили и говорили: «и у нас также бывает».
Пути Господни
В церковь отец Евгений пришел в год своего совершеннолетия. С тех пор прошла четверть века. 22 года из этого срока - в сане священника. В большой семье батюшки - пятеро детей. Старший сын отца Евгения служит в армии, средний - окончил школу и поступает в институт. И с большой теплотой батюшка всегда говорит о служении своей матушки, без постоянной поддержки которой, он вряд ли смог достичь таких результатов.
«Служение матушки всегда тяжелее служения батюшки, потому что батюшка всегда на людях – батюшка служит, отдает себя приходу, Церкви. А матушка остается в тени, с детьми и, конечно, ей трудновато. Требуется смирение, терпение, что Господь, милостью Божией, дал моей матушке Ольге, дай ей Бог здоровья. А детки – тут многое приходится открывать заново… Конечно, очень любят, очень боятся огорчить. Девочки – больше, они ласковые, мальчики - скупой мужской любовью любят».
Сегодня на Валааме живет рясофорный послушник, который пришел в монастырь благодаря отцу Евгению. Первую встречу со своим духовным сыном батюшка хорошо помнит.
«Первый раз, когда этого человека увидел, был потрясен даже его внешним образом: бритый налысо, в ушах – серьги. Первое впечатление может оттолкнуть, можно по шаблону сказать: не место здесь, в храме, такому виду. Но душа у этого человека была живая, и пришел он с вопросом евангельского юноши: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь Вечную?». Христос этому юноше был нужен, и он спросил, как подготовиться к Крещению. Целый год готовился к Таинству: серьезно, осознанно, вдумчиво. Узнавал Православие, изучал историю, Церковь. Уверен, что все это обязательно нужно многим делать до Крещения, нельзя вслепую креститься. После Крещения этот человек стал исцеленным, целостным сосудом Божией благодати. Душа восприняла благодать и стала приносить плоды. Он окончил институт, пошел в армию, нашел на Валааме православную часть, был трудником, отслужил здесь в армии… И фактически не возвращаясь домой, пошел в монастырь – осознанный выбор.
Благодать Духа Святаго естественным образом проявляется, когда человек бережно, внимательно к ней относится. Это любому человеку было бы дано, если бы он серьезно подходил к Таинствам Церкви: Крещению, Причастию. Господь себя целиком дает, просто у нас кривые руки и дырявые, мы не можем этот дар сохранить – все сквозь пальцы уходит. А если бы люди ценили и к Крещению подходили осмысленно, то их жизнь радикально менялась бы в лучшую сторону».
О Валааме
Молитву и то самое свидетельство о Христе считает отец Евгений высшей ценностью христианской и монашеской жизни. Рассказывает, что людям с Большой земли, мирянам, открывается на Валааме избранность острова.
«Здесь Христос присутствует и Божия Матерь. Как на Афоне: здесь – Северный Афон, там – Южный. Люди приезжают, отдают свою волю в управление Богу и Божией Матери, и если нет самости, эгоизма, то происходят чудеса: Божия Матерь Сама за руку берет и ведет, куда надо. И это надо ценить, надо помнить: быть внимательным, не суетиться и пожелать терпения, потому что самый трудный подвиг в жизни – это постоянство. А закон духовный он простой: «Претерпевший до конца – спасется».
«Сойти с дистанции, – говорит батюшка, – это большое искушение и для мирян, и для монахов. Не каждому дано вынести служение молитвы, послушания. Даже в монастыре. Даже на Валааме».
«Многие люди – они как овцы, не имеющие пастыря. Они блуждают, они гибнут, они волками расхищаются, потому что священников много, а пастырства мало. Мало тех, кто берет на себя такую ответственность. Потому что пастырству не учат. Учат истории, литургике, гомилетике, а вот душеведению, пастырству научить невозможно. Эта наука передается от сердца к сердцу, от души к душе. И монастырь в этом смысле – школа пастырства. Сюда приезжают с больными душами. Всего несколько слов чуткого внимательного пастыря могут круто изменить человека. Школа пастырства, она именно в монастырях должна быть, чтобы преемственность шла от опытных, старших, к младшим. В миру это сложнее сделать, там другие условия совершенно.
А монастырское старчество – это умение видеть суть и говорить всего несколько слов, которые сдвигают, выбивают «тромб» из душевной вены и кровь начинает дальше течь и оживотворять организм. В монастыри именно за этим едут. Владыка Пантелеимон (Шатов) говорил как-то, что в России на одного полицейского приходится 500 человек, а священник – один на 7000. А от священников зависит, на самом деле, правопорядок и мирный сон населения».
Вот такая сухая статистика. Глядя на эти цифры, можно почувствовать, какой груз ответственности, какая непростая ноша у священника. И насколько важно услышать вопрос и дать вовремя на него ответ. Сказать свое слово.
Слово священника о Христе приносит спасительную информацию в светский мир. Слово, которое было в начале, – слово как способ донести, как мощный объединяющий стимул для всех, кто ищет: и как тот евангельский юноша, и как духовный сын отца Евгения, монастырский послушник, ходит по миру с одним вопросом: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь Вечную?».
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
В Санкт-Петербурге от избытка сердец запели духовные чада архимандрита Мефодия. На Сцене Святодуховского зала Александро-Невской лавры они провели творческий вечер в память о своём духовном наставнике.
8 августа в Валаамском монастыре состоялся очередной творческий вечер. Последней выступила девочка Лиза с песней Сергея Трофимова - Родина. Песня очень понравилась оператору монастыря и мы сделали видео.
***
Вы можете подать записки и заказать поминовения в Валаамском монастыре на нашем сайте: /rites/
***
Скачивайте наше мобильное приложение «Валаам» в App Store и Google Play: