

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие во Христе братья и сестры, второе воскресение Великого поста и вся следующая за ним неделя посвящены памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского. Этот святой в непростое для Церкви время, когда еретики начали искажать православное вероучение, выступил защитником и духовным борцом, который сумел отстоять Истину. Святитель Григорий Палама, память которого мы празднуем ныне, является великим святым, богословом, который в своих творениях разъяснил православное учение о Божественных энергиях и нетварном Фаворском свете. Не будем вникать в богословские споры того времени, а коротко коснемся жизненного пути святого. Родился он в Константинополе на грани XIII и XIV веков от знатных и благочестивых родителей. Его отец Константин был чиновником при дворце императора Андроника II, отличаясь благочестием, он даже во время заседаний сената творил умную молитву, веру и любовь к Богу он передал сыну. Когда умер отец, сам император взял на себя попечение об образовании юного Григория. Будущий святитель в совершенстве изучил светские науки и философию, особенно Аристотеля, так что даже приближенные к императору ученые удивлялись его мудрости. Но жизнь при дворе и внешняя мудрость не удовлетворяли духовной жажды Григория, он стремился душой больше к Богу, чем к миру. Когда в столицу по делам приезжали монахи со святой Горы Афон, будущий святитель общался с ними и интересовался монашеской жизнью. Вскоре сам Григорий в возрасте двадцати лет принял решение идти на Афон и стать монахом, кроме этого его примеру последовали его родственники. Придя на Святую гору, Григорий принял монашеский постриг и жил в послушании у духовного наставника, старца Никодима, в келии вблизи монастыря Ватопед. После смерти духовного отца, желая большего безмолвия, святой поселился в пределах великой лавры Афанасия Афонского. За годы аскетической жизни с помощью Божией и содействием непрестанной умной молитвы, сердечным сокрушение и плачем святой Григорий приобрел многие дары Святого Духа. Благодаря чистоте сердечной святой не раз сподобился созерцания нетварного света, явлений святых и многих других божественных откровений о которых описано подробно в его житии составленным святым патриархом Филофеем Коккиным.
В то время с запада в Грецию переехал ученый философ Варлаам Калабрийский. По происхождению грек, он родился и учился в Италии, Воспитанный на Западе в среде католических богословов и мыслителей, он перенял их лжеучения. Притворяясь, что он хочет стать православным монахом, он стремился добиться признания и доверия при дворе греческого императора, чего отчасти и достиг в какой-то период времени. Внешне выдавая себя за православного, в душе Варлаам оставался на стороне латинян, вскоре, познакомившись с жизнью византийских монахов, он стал возводить на них клевету. Варлаам критиковал монахов-исихастов, которые практиковали делание Иисусовой молитвы. Всю свою светскую ученость Варлаам направил на полемику против аскетической практики монахов. В защиту монашества выступил святитель Григорий Палама, сначала он мягко уговаривал ученого не лезть в ту область духовной жизни, с которой он не знаком, а заниматься своим делом – преподаванием наук и философии, но тот не хотел его слушать. Пришлось вести полемику на церковных соборах, где святитель Григорий защищал монахов-исихастов, делателей Иисусовой молитвы и вообще православную веру от заблуждений Вараама, который вскоре потерпел поражение, был осужден как еретик и уехал из Греции назад в Италию. На Западе он принял католичество и был посвящен во епископа.
Варлаам и его последователи делали упор на человеческом знании философии и науках, считая их такими же необходимыми для христиан, как и Священное Писание. Самое страшное заблуждение Варлаама и его сторонников было в том, то что они отрицали реальный опыт живого Богообщения через созерцание нетварного света. Варлаам считал, что Божественные явления и откровения Бога во внешнем мире являются тварными символами и знаками для нас. Святой Григорий, напротив, считал откровения, созерцания пророков, апостолов, святых отцов реальным и живым проявлением Бога через Его нетварные Божественные энергии. Святитель Григорий проповедовал, что Бог Троица, непознаваемый и непостижимый в своей Божественной сущности, познаваем нами через Его Божественные, нетварные энергии, через которые мы соединяемся с Ним и достигаем обожения. По мысли святителя Григория условием Богопознания и приобщения к божественным энергиям нетварного света служит не ученость, а чистота сердца «Если ты без чистоты, хоть бы и изучил от Адама до кончины мира всю природную философию, ты будешь глупцом, а то и хуже, а не мудрецом».
Лица святых, которые созерцали Бога, сияли и светились этим нетварным светом, такими были пророк Моисей, архидиакон Стефан, святитель Григорий Палама, преподобный Серафим Саровский, наш современник старец Паисий Святогорец и многие другие. Господь во все времена один и тот же, Божественная благодать живет и действует в Церкви. Почему же мы не имеем такого опыта благодати? Зададимся вопросом, как мы верим, а в вере ли мы? Недостаточно верить только в уме и знать все правила и догматы веры из книг, необходимо иметь веру в сердце и живое общение со Христом через молитву и Таинства Церкви. Имея живую связь со Христом, доверяя ему всю свою жизнь и надежду, согласуя свою волю с волей Божией, мы начинаем жить в Духе Святом, Который, касаясь нас, просвещает нашу тьму, дает увидеть самих себя и окружающий мир глазами Бога. Пока мы не имеем чистоты и смирения, мы не можем созерцать Бога. Об этом говорит сам Господь – блаженны, счастливы чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5:8). Если мы жаждем духом увидеть Бога, соприкоснуться с Ним, с Его божественными энергиями, то должны стремиться к очищению и приобретению чистоты душевной и телесной. Господь Иисус Христос сокровен в Своих заповедях и по мере исполнения их и нашего очищения от страстей, Он и Его Божественная любовь будут открываться нам все полнее и полнее.
А нынешнее Время великого поста как раз и дано нам, чтобы мы могли оставить лишние заботы и суету, побольше дней и ночей потрудиться в покаянии и молитве. Наше сердце и наш дух подобны окну или зеркалу, в котором отпечатываются, отражаются все наши мысли, дела и поступки, если они эгоистичные, суетные и земные, то наше окно покрывается многими слоями копоти, грязи и нечистоты, через которые не могут пробиться лучи Солнца Правды – Христа. Весь наш великопостный труд направим на очищение окна, зеркала нашего духа, над этим надо трудиться всю жизнь, чтобы лучи Божественной любви проникли внутрь души и отогрели наши каменные сердца.
И святитель Григорий не сразу достиг чистоты сердечной, в его житии написано, что на протяжении долгого времени он слезно молил Богородицу «просвети мою тьму» и был услышан и просвещен Духом Святым. Вся жизнь святого и его учение о нетварном свете побуждают нас к практике Иисусовой молитвы, благодаря которой мы можем очистить свое сердце от страстей, греховных помыслов и достигнуть живого опыта благодати Богообщения. Только не будем желать приобрести все и сразу, быстро и удобно без труда мы ничего не получим, а только потерпим поражение. Потому что мало кто из нас от юности жил благочестиво по заповедям Христовым и любви, запачканные грязью грехов и пороков мы не можем быстро достигнуть успеха в духовной жизни, нам необходимо терпение, постоянное покаяние и сокрушение сердечное. Этот покаянный труд, пост, молитва и трезвение будут постепенно очищать и просвещать наше сердце. В итоге, когда захочет Бог, Его божественная благодать коснется нашего сердца, мы ощутим блаженство и небесную радость, такую радость как свидетельствуют те, кто пережил подобное состояние души, что ты любишь всех и хочется обнять всех людей, которые живут на планете. Или, например, когда мы молимся, сколько посторонних, суетных и греховных мыслей приходят нам на ум. По мере нашего очищения и приближения к Богу путем смирения, сокрушения сердца и делания Иисусовой молитвы, их будет все меньше и меньше, пока они вообще не исчезнут и наш ум не придет в полную тишину и безмолвие всех телесных чувств. Наверное, каждый из нас хоть раз в жизни ощущал ту внутреннюю тишину и мир сердечный, которым Господь посещал во время молитвы, причастия или в другой момент. Все эти духовные подарки Бога, мир, любовь, радость, долготерпение, небесное блаженство и многое другое, даются как залог Царствия Небесного тому, кто достиг чистоты сердца и стяжал нетварную энергию Бога – благодать Святого Духа. Человек создан для Бога, в Боге он имеет полноту, дух человеческий, стремится и ищет Бога, потому что Господь – источник жизни и подлинного счастья, удаляясь от Бога, человек мучается, страдает и становится несчастным. Хочется пожелать всем нам на протяжении нашей земной жизни, пока мы еще в бренном теле, обрести радость и счастье Богообщения, и вернуться к Началу всего, в объятия безмерно любящего всех нас Небесного Бога Отца! Аминь!
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 510724