Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры и гости нашей обители!
Сердечно поздравляю всех вас с нашим престольным праздником – перенесением мощей преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев!
К сожалению, история не оставила нам точных сведений о жизни святых Сергия и Германа, сохранились только отдельные упоминания в летописях и монастырское предание о их подвигах и житии.
По одной из версий Сергий и Греман прибыли в Новгород с первыми православными миссионерами в Х-ом веке с южных стран. В поисках молитвенного уединения они пришли по водам Ладожкого озера на остров Валаам. Изначально, как упомянуто в монастырском предании, преподобные поселились на Святом острове, где уединялись для молитвы в пещере, которая существует и поныне.
На старинных шведских картах Святой остров называется Старый Валаам, рядом с пещерой там раньше стояла часовня прпп. Сергия и Германа Валаамских; сохранились и основания, фундаменты некоторых древних построек. Несколько лет назад среди археологических находок на скиту прп. Александра Свирского был найден серебрянный слиток времен XII-XIII вв.
Из тех скудных сведений, какие мы имеем о первоначальниках нашей обители, мы видим, что начинали они свою жизнь как пустынники и любители молитвы и безмолвия. Со временем о них начали узнавать люди, которые тоже желали принять иноческий образ жизни: так стало расти братство, и был основан общежительный монастырь.
***
Жизнь в Валаамском монастыре была поставлена на высоком духовном уровне: здесь положили начало своих иноческих подвигов прпп. Авраамий Ростовский, Александр Свирский и многие другие известные и неизвестные миру святые.
Есть упоминание устава нашего монастыря в грамоте XVI века одного новгородского митрополита:
«Жить по чину монастырскому благочинно, смирно, безмятежно, по преданию отеческому и по закону преподобных Валаамских первоначальников Сергия и Германа – общежительством. Закон и начало, исстари положенные в Валаамском монастыре, не разорять, но сохранить со всяким благоговением.
Жить в согласии всей братии и слугам вкупе, единомысленно и меж себя в послушании. Монастырское содевать по совету, с сбора всей братии; без братского собора не должны действовать ни старец, ни слуга.
Общину соблюдать по-прежнему: платье и обувь давать по старине, из монастырской казны как братиям, так и слугам. Казначея во всяком обиходе: приходе и расходе, считать вправду по спискам».
***
Валаамский монастырь находился на территории, где проходили постоянные войны. Не один раз монахи были убиваемы, становились мучениками за веру или бежали с острова и селились в других местах: например, в Новгороде или Старой Ладоге. Там и до нашего времени сохранился Никольский монастырь, где жили валаамские братья, нашедшие прибежище от меча шведов. Постоянные войны и пожары уничтожили почти всё письменное историческое и архитектурное наследие Валаама.
И сегодняшний праздник в честь перенесения мощей преподобных связан со спасением их святых останков от разорения врагами и перенесением их в Новгород, а потом назад – на Валаам.
Есть упоминание в летописи об этом:
«В лето 1163-е. Об архиепископе Иоанне. Поставиша Великому Новуграду архиепископа Иоанна Перваго... Того же лета обретены быша мощи и перенесены преподобных отец наших Сергия и Германа Валаамских, Новгородских чудотворцев при архиепископе Новгородском Иоанне...»
Когда опасность миновала, и установился относительный мир, мощи были торжественно перенесены назад на остров Валаам. Нападения шведских рыцарей на Новгородскую Русь стали обычным делом и, наконец, было принято решение скрыть мощи преподобных. Чтобы избежать разорения и поругания святых мощей, братия спрятали их в скалу, был высечен сухой колодец и туда опущены мощи преподобных. Над мощами была устроена часовня, потом храм с ракой над тем местом где лежат святые.
И вот уже на протяжении тысячи лет теплица лампада веры и монашеского жития на Валааме зажженная подвигами первоначальников нашей обители.
***
Несмотря на то, что о них мы мало, что знаем, они о нас знают всё и живо участвуют в жизни нашего монастыря и всей Церкви. Многочисленные исцеления и чудеса, которые совершались и совершаются по их молитвам, говорят о их благодатном присутствии на Валаамском архипелаге. Сколько раз они спасали утопающих на Ладоге, сколько раз исцеляли больных! Они всегда приходят нам на помощь в трудные минуты, когда мы их призываем в молитвах.
Валаамский монастырь и сам остров притягивают как магнит тысячи паломников со всего мира начиная от глубоко верующих, кончая далёкими от Церкви людьми. Многие из этих людей влюбляются в Валаам, он остается на всю жизнь в их сердцах, и они снова и снова хотят сюда приехать.
В чём тайна такого притяжения Валаама? Конечно, красота архипелага эта внешняя природа острова прекрасна, – но большая красота сокрыта от глаз человеческих и открывается лишь чистым сердцем. Молитва и подвиги преподобных Сергия и Германа и всех Валаамских святых сделали этот остров, как говорят в простонародье, святым и намоленным местом, где очень близко и явно ощущается присутствие благодати Божией.
Преподобные Сергий и Герман и другие подвижники, жившие на Валааме, ещё при своей жизни на земле вошли в Царствие Божие, – и эту атмосферу рая распространили вокруг себя. Мы, здесь живущие, и люди, приезжающие в гости, осознанно или нет ощущают эту Божественную благодать, стремятся приехать сюда, прикоснуться и почерпнуть этой Божественной благодати.
В тропаре преподобным Сергию И Герману выражена суть их подвига, которым они достигли Царствия Божия. Обратимся к тексту тропаря, который и для нас является наставлением как спасти наши души.
Евангелия Христова истиннии послушницы/ явистеся, преподобнии,/ мир и вся яже в нем, яко не сущая,/ преобидевше любве ради Христовы/ и в морский остров вселистеся,/ и трудолюбно в нем противу козней невидимых врагов подвизастеся,/ постом, бдением же и всенощным стоянием/ плоти своя духу мудру повинули есте./ Сего ради от Вседержительныя десницы достойныя венцы прияли есте./ И ныне Пресвятей Троице предстояще,/ молитеся, всеблаженнии отцы, Сергие и Германе,/ сохранитися в мире отечеству нашему// и спастися душам нашим.
Первое, к чему призывают нас святые, – жить в послушании Евангелию и Божественным заповедям. Потом – к очищению нашего сердца от страстей, дабы возжечь в душе огонь любви Божией, который и даст нам силу отвергнуть мир, то есть страсти и греховные навыки, привычки в плену которых мы находимся.
Христос – это всё, ради Него мы призваны во святом крещении умереть миру, оставить все видимое и приятное для наших органов чувств, как несуществующее и с помощью добродетелей поста, молитвы, бдения покорить плоть свою духу.
Все мы, христиане в любом чине и монахи и миряне, призваны отвергнуть мир и возлюбить Христа. Празднуя память преподобных, по силам нашим будем подражать житию их.
Молитвами преподобных и богоносных отец наших Сергия и Германа Валаамских чудотворцев, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас!
Аминь.
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 458760