Открытие выставки «Валаам: 200 лет в русской живописи»

15 ноября 2019 года в Михайловском замке Государственного Русского музея состоялось открытие уникальной выставки «Валаам: 200 лет в русской живописи».
16.11.2019 Трудами братии монастыря  2 511

Открытие выставки «Валаам: 200 лет в русской живописи»
Фото: Андрей Петров
15 ноября 2019 года в рамках VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума в Михайловском замке Государственного Русского музея состоялось открытие уникальной выставки «Валаам: 200 лет в русской живописи», посвященной 30-летию возрождения Валаамской обители. Впервые была представлена коллекция живописных работ Ново-Валаамского монастыря из Финляндии вместе с произведениями Валаамского монастыря из России, а также из Русского музея. На выставке показаны 70 произведений таких известных художников, как И.И. Шишкин, А.И. Куинджи, Ф.А. Васильев, А.И. Гине, И.Г. Давыдов, Л.Л. Каменев, В.А. Бондаренко, П.И. Балашов и других отечественных живописцев.

С приветственным словом выступил Игумен Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий.

Владыка отметил, что «опыт сотрудничества, даже дружбы строгого островного монастыря и ведущего художественного учебного заведения России является, без сомнения, уникальным. Промыслом Божиим именно Валаам, с его северной, «живописной в высшей степени», по словам Шишкина, природой, оказался так созвучен молодым русским пейзажистам в их поисках самобытного творческого пути».

Епископ Панкратий выразил особую благодарность в создании столь уникальной экспозиции руководству и сотрудникам Государственного Русского Музея в лице – Гусева Владимира Александровича и Петровой Евгении Николаевны, представителям Финской Православной Церкви – митрополиту Арсению, архиепископу Лео и настоятелю Ново-Валаамского монастыря архимандриту Сергию, а также всем благотворителям, Юрию Валентиновичу Ковальчуку, Олегу Михайловичу Бударгину. Епископ Панкратий сердечно поблагодарил известного мецената и друга Валаамский обители Михаила Юрьевича Карисалова за щедрый дар: картину Александра Гине «Вид острова Валаама».

«Надеюсь, что выставка «Валаам: 200 лет в русской живописи» станет заметным событием в культурной жизни северной столицы и даст возможность многим людям через представленные здесь полотна приобщиться благодатной красоте Русского Севера, русского искусства, через них ощутить дыхание Красоты Вечной. Помощи Божией и благословения всем вам!» – подытожил Владыка.

Валаамский монастырь издревле являлся оплотом Православия на Севере Руси, славился высокой духовной жизнью, а также был идеальным местом для творческого совершенствования художников.

С начала XIX века и по настоящее время Валаам является для творцов источником вдохновения. Еще Валаамский игумен Дамаскин, который возглавлял обитель с 1839 по 1881 годы, будучи человеком простым, из крестьян, это прекрасно понял и почувствовал. Он приглашал на Валаам известных ученых, деятелей культуры и искусства. Именно при нем Валаам стал «натурным классом Петербургской Академии Художеств». С ее ректором Федором Иорданом о. Дамаскин состоял в переписке. А президент Академии – великий князь Владимир Александрович Романов являлся одновременно и попечителем Валаамской обители.

В монастыре художников (чаще всего – студентов) принимали бесплатно. Их обеспечивали жильем, питанием, помогали в перемещениях по архипелагу (при необходимости давали лодку с гребцом). Они же в свою очередь выставляли работы с валаамскими пейзажами по всей России и Европе. Популяризируя, таким образом, Валаамскую обитель.

Интересно, что «притяжение» Валаама для деятелей искусства оказалось столь сильно, что оно победило даже исторические катастрофы. Последним художником – выпускником Академии Художеств, работавшим на Валааме, был Николай Рерих (1917 г.). А после крушения Российской империи, когда архипелаг оказался на территории вновь образованной независимой Финляндии, в 1920-30-х годах на Валаам поехали финские художники. Сейчас, например, в монастыре в музее хранятся прекрасные портреты валаамских иноков этого периода, выполненные художником Георгием фон Светликом. А в 1970-80 е годы на острове работали советские художники (некоторые их работы представлены на этой выставке). Т.е. интерес к Валааму не иссякал все 200 лет, несмотря ни на какие социально-политические катаклизмы!

Современный монастырь старается продолжать и развивать эту традицию. Как и при игумене Дамаскине, устраиваются ежегодные пленэры, когда художники могут приехать, свободно пожить несколько дней в монастыре и сделать ряд этюдов, на основе которых появляются потом очень интересные работы. Вновь при монастыре, уже на новом историческом этапе, формируется своя художественная галерея.

В силу исторических обстоятельств валаамские работы русских художников оказались рассеяны по разным странам. Но основная их часть сосредоточена в России и в Финляндии, в Ново-Валаамском монастыре, который был основан в результате эвакуации валаамского братства в 1940 году после окончания советско-финской войны. И вот в этом году, когда мы отмечаем 30 лет возрождения Валаамской обители, впервые художественная галерея Ново-Валаамского монастыря приехала в Россию и представлена широкому кругу зрителей. Разорванная цепочка сомкнулась.

Выставка «Валаам: 200 лет в русской живописи» продлится до 13 января 2020 года. Приглашаем всех вас посетить Михайловский замок и прикоснуться к тому высокому духовному и культурному наследию, которое оставили нам эти выдающиеся художники, смотря на полотна которых, можно прикоснуться к божественной красоте Валаамского архипелага.

Фото

Видео

Рекомендуем

Подать на поминовение в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Фото Видео 96036

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео