Памяти святого праведного отца Иоанна Кронштадтского

«Валаамская обитель может быть счастлива тем, что о. Иоанн чтил её, и очень многие из её иноков спасаются на Валааме по совету и благословению сего благодатного пастыря...»
02.01.2020 Трудами братии монастыря  5 480

Из книги «Благословляю тебя именем Господним!»

Как-то раз на встрече со студентами Духовной Академии отцу Иоанну был задан вопрос о том, как смотрит он на монашество и благословляет ли избрать этот путь жизни. «Вдохновившись, сосредоточенно, ясно и раздельно отец Иоанн отвечал на искусительный вопрос следующее:

– Я не знаю ничего лучшего в положении юноши, как отдать всего себя на служение Церкви со всеми своими почти ещё нетронутыми и непочатыми силами. Об одном только при этом нужно заботиться, чтобы пройти свой жизненный путь благочестно. Если вы это чувствуете, то Бог благословит вас».

О. Иоанн охотно благословлял на монашество на Афон, Соловки и Валаам. И «Валаамская обитель может быть счастлива тем, что о. Иоанн чтил её, и очень многие из её иноков спасаются на Валааме по совету и благословению сего благодатного пастыря. В бытность мою в Кронштадте мне передавали там, что между о. Иоанном и Валаамским монастырём было какое-то трогательное единение: кого батюшка о. Иоанн благословлял на Валаам, того беспрепятственно принимали здесь и в дальнейшей монастырской жизни сего человека ему поспешествовало молитвенное благословение праведника о. Иоанна».

Эти слова монастырского летописца монаха Иувиана (Краснопёрова) послужили началом к написанию книги, в которой собраны рассказы иноков, прибывших в Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского. И хотя о. Иоанн никогда не был на Валааме телесным образом, он как при жизни, так и после своей блаженной кончины, не раз оказывал духовную помощь валаамской братии.

По Промыслу Божию и благословению отца Иоанна, два молодых человека, прибывших на Валаам с разницей в один год, стали впоследствии игуменами святой обители. Это – игумен Павлин (в схиме – Павел) и схиигумен Харитон. Их объединяло не только благословение всероссийского пастыря, но и то, что своё послушание они проходили в тяжелейшее для обители время, поддерживая друг друга в трудные моменты.

Будущего схимника о. Иоанна (Собакина) из Московской губернии он не только благословил: «Бог тя благословит! Завтра же ступай, тебя там дожидаются», но, прозревая духовными очами его предназначение в жизни Валаамской обители, и что он будет строителем монастырского подворья в Москве, даже поторопил: «Иди немедля!». Когда же он, уже находясь на острове, немного замешкал с приходом к настоятелю, то о. Иоанн снова явился ему во сне и поторопил: «Что же ты боишься и не идёшь? Иди, тебя возьмут». Можно предположить, что на строительство монастырского подворья в Москве у о. Иоанна было благословение не только игумена Гавриила (Гаврилова), но и косвенно – святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Свои воспоминания о встрече с кронштадтским пастырем не мог не записать по водворении в Валаамскую обитель Иван Краснопёров: «Ибо от избытка сердца говорят уста» (Мф.12:34). В одиннадцать лет он впервые прочитал заметку в газете о протоиерее Иоанне Сергиеве из г. Кронштадта и с тех пор в сердце маленького пермяка появилась глубокая и горячая любовь к сему великому праведнику Божию. Не об игрушках и шумных играх мечтал он, а о встрече со светильником земли русской. Он молился ему об успешной учёбе, писал письма, когда заболевал и всегда, всегда получал просимое!

Иван Краснопёров, ставший валаамским летописцем монахом Иувианом, до конца дней своих был бесконечно благодарен Господу за встречу с о. Иоанном, который благословил его на иночество в Валаамский монастырь: «…лично в моей жизни о. Иоанн Кронштадтский, кроме глубочайшего к нему благоговения, имел громаднейшее для меня значение, и, если бы не моя поездка в Кронштадт к о. Иоанну, я даже не могу себе представить, по какому руслу потекла бы тогда моя жизнь».

В мае 1920 г. среди писем, адресованных валаамскому настоятелю игумену Гавриилу о. Иувиан нашёл три письма о. Иоанна, где в одном сообщается, что он жертвует десять рублей серебром на возобновление серебряной раки святым Герману и Сергию и призывает Божие благословение на всех жертвователей Валаамским чудотворцам; а в другом: «…шлёт о Христе целование братское, братски кланяется настоятелю и всей братии и высказывает молитвенное пожелание, «да руководит всеми нами благодать Святого Духа и да управит к тихому и невлаемому[1] пристанищу вечной жизни». Содержание третьего письма о. Иувиан кратко записывает: «О. Иоанн Кронштадтский, будучи третьего января 1899 года у Н. М. Бритнева и впервые узнав от него о гибели монастырского парохода «Валаам»[2]; сперва «…ужасно удивился про ваш монастырь, что не слыхал ни от кого, что вы потеряли вам необходимый пароход. Ужасно жалел об этом несчастном случае и говорил, что ведь им крайне необходим пароход и меня спрашивал, заказали ли вы пароход для монастыря или купили другой? Затем тотчас сказал: «Давайте молиться обо всех». При этом стал на колени и велел то же сделать мне и всем, находившимся у меня посторонним людям, и велел молиться о вас, игумен, произнося при этом ко всем: «Молитесь за отца игумена со всей братией, чтобы им Бог дал бы завести скорее новый хороший пароход». Батюшка долго молился и молитвенно вспоминал при этом вашего скитского иеросхимонаха Алексия, сказав, что он его вспоминает в молитвах».

Осенью 1936 г., живший в Югославии в эмиграции Я. В. Илляшевич обратился ко всем русским людям с просьбой помочь ему в издании книги воспоминаний об о. Иоанне, материалы к которой он собирал долгие годы. Со всех концов земного шара откликнулись на просьбу писателя почитатели кронштадтского праведника. В 1938 г. в Белграде вышел первый том книги «Отец Иоанн Кронштадтский», изданный автором под псевдонимом И. К. Сурский, в честь реки Сура на родине о. Иоанна.

Вскоре был получен отзыв от валаамских иноков: «Великая Вам благодарность от всех многочисленных почитателей Батюшки о. Иоанна за предпринятый Вами труд его жизнеописания, а также и за то, что стоимость издаваемой Вами книги назначена самая минимальная. За всё это сторицей воздаст Вам по молитвенному предстательству у Престола Всевышнего, сам, Дорогой Батюшка отец Иоанн. Спаси Вас Господь за всё это».

В 1941 г. вышел второй том книги, в котором, как и в первом, были приведены письма валаамской братии. Иеромонах Герман (Кошманов) писал из Темского монастыря в Сербии: «Милостивый государь и возлюбленный о Господе автор книги «Отец Иоанн Кронштадтский»! Прочёл Вашу книгу с великим душевным восторгом. Я думаю, что книга эта, на которой пребывает благословение святого угодника Божия отца Иоанна изольёт благодать Божию на всякого читающего сию книгу и принесёт изобильный плод в эти ужасные годы для русского народа, который разбросан по всему белому свету и пьёт заслуженную чашу гнева Божия».

В другом письме валаамский инок, не указанный составителем, пишет: «На большинстве портретов батюшки о. Иоанна не уловлена та бесконечная любовь, какая светилась в глазах этого любвеобильного и праведнейшего пастыря, то бодрое радостное настроение, какое одухотворяло это лицо, с приветливой улыбкой снисхождения, беспредельной терпеливости и крайнего милосердия. Тот, кто при жизни своей имел счастье видеть вблизи о. Иоанна, с грустью убеждается, что почти все его портреты не передают, духовной красоты его лица, его неземного благолепия и его святолепного лика. Волосы у о. Иоанна были русые с большою проседью под конец жизни. Лицо было всегда свежее с ярким румянцем, происходившим от того, что о. Иоанн ежедневно, зиму и лето, во всякую погоду переезжал через море в Петербург и обратно».

Валаамский монах Варсава (Теплиничев), также проживавший в Темском монастыре, писал составителю книги так: «Я родом из Череповца Новгородской губернии. О. Иоанн при жизни заезжал к нам в Череповец, когда ездил на родину на пароходе по реке Шексне, и все его знали. Когда поднялась в газетах травля против о. Иоанна и весь народ отшатнулся от него, мой знакомый, весьма религиозный молодой человек, Василий Иванович Смирнов очень жалел о. Иоанна, а его старались уверить в правдивости того, что писали газеты. Но Господь ему открыл истину. Он видит во сне, что о. Иоанн идёт по Крестовой улице города Череповца по середине улицы в полном облачении и в митре, весь в необыкновенном свете горит, как солнце, а кругом мрак; и из этого мрака множество людей ругают о. Иоанна и бросают в него грязью и камнями, и готовы его разорвать. Тогда Василий Смирнов подбежал к батюшке — ему стало его жалко и, вот люди набегают на о. Иоанна и свалили его на землю, а Василий Смирнов накрыл собою батюшку и сказал: «Бейте меня, а батюшку не трогайте». На этом Василий Смирнов проснулся и с этого времени не стал верить клеветам. Василий Иванович Смирнов приезжал в 1910 г. ко мне на Валаам, где я жил. Он умер в 1920 г. монахом, келейником у Владыки Неофита (Следникова – прим. сост.), викарного епископа Полтавской епархии и оба молодые в короткое время один после другого умерли — оба очень высокой духовной жизни».

Рясофорный монах Алексий написал Я. В. Илляшевичу: «Лет 29 тому назад хотел я на себя принять подвиг странничества, так как много пил, но не решался сам на себя взять этот подвиг, думая в нём ослабеть и решился пойти за благословением к о. Иоанну Кронштадтскому. Батюшка сразу меня принял, говоря: «Иди, но не проси!» Благословил меня и я пошёл, хотя был немного смущен: как же так не просить? Приехавши в Петербург, взял свою котомку и пошёл, действительно пока не просил, добрые люди звали меня, кормили, поили, одевали. Однажды сапоги приходили к концу, износились, а была зима. Я был этим озабочен; проходя около какой-то лавки, вдруг купец зовёт: «Странничек, зайди!» Вхожу, а он приносит мне пару новых сапог. И так во всём. Вот, что значит благословение о. Иоанна Кронштадтского! А когда я ослаб в подвиге и начал просить, тогда люди меня гнали от себя палкой. После смерти о. Иоанна Кронштадтского пошёл я спасаться в Валаамский монастырь, где и сейчас живу его молитвами».

Имя кронштадтского протоиерея Иоанна Сергиева почиталось на Валааме, а изданные им книги сразу же пополняли монастырскую библиотеку и читались за трапезой. В сохранившихся до наших дней дневниках и письмах валаамской братии есть множество выписок из трудов о. Иоанна. Например, в письме, посланном в Америку на остров Кадьяк бывшему валаамскому послушнику, иеромонаху Сергию (Иртелю) в мае 1951 г., о. Иувиан приводит цитату: «Батюшка о. Иоанн Кронштадтский свидетельствует, что «На небе всё знают, что мы думаем, воображаем, вспоминаем, предпринимаем, чувствуем, намереваемся, пишем, говорим и делаем. Там сокрыты суды о нас и в своё время откроются».

Схиигумен Иоанн (Алексеев) в октябре 1955 г. в одном из писем сообщал, что «... Отец Иоанн Кронштадтский писал своё переживание от чувств, а не рассудком, вот его писание и ложится на сердце точно пластырь на рану. По моим грехам так я и не удостоился видеть его. Но всегда с любовью слушаю, когда говорят о нём, кто видел его».

В ноябре 1959 г. иеромонах Евлогий (Фёдоров) советовал духовному чаду: «И откуда же ждать помощи и утешения и успокоения? Только от Господа, Божией Матери, от Ангела Хранителя и святых Божиих человек. Отец Иоанн Кронштадтский говорил: кто молится усердно за ближних своих, родных и не родных, за всех знаемых живых и умерших, за того всё небо молится, ангелы и все святые человеки на небеси и Господь с умилением слушает такую молитву и с любовью исполняет, такой человек восходит к Богоподражанию.

Новая книга Валаамского монастыря «Благословляю тебя именем Господним!»
Новая книга Валаамского монастыря «Благословляю тебя именем Господним!»
И в наши дни не умаляется, но возрастает любовь к святому праведному о. Иоанну Кронштадтскому. В 1991 г. в возрождающейся обители была издана книга «Св. Иоанн Кронштадтский. «Моя жизнь во Христе», а в 1997 г. был опубликован его предсмертный дневник.

В 2007 г. прихожане храма во имя Владимирской иконы Божией матери в г. Кронштадте, движимые любовью к праведнику земли русской и Валаамской обители, озаботились написанием иконы о. Иоанна и принесли её в дар Валаамской обители. В настоящее время икона с дарственной надписью: «Сия Святая икона принесена в дар Валаамской обители от града Кронштадта. 2007 год» находится в нижней церкви в боковом приделе во имя Благовещения Пресвятой Богородицы рядом с иконой Спасителя.

В 2015 г. на берегу Монастырской бухты на Валааме была освящена часовня во имя святой блаженной Ксении Петербургской, украшенная мозаичными иконами. Первый образ, встречающий путника, подходящего с берега к часовне принадлежит святому праведному о. Иоанну Кронштадтскому.

Валаамский летописец монах Иувиан Краснопёров писал, что: «многие из её иноков спасаются на Валааме по совету и благословению сего благодатного пастыря». Это действительно так, но далеко не все, пришедшие на Валаам иноки, свидетельствовали об этом письменно, храня радость встречи со светильником земли русской святым праведным отцом Иоанном Кронштадтским в сердцах своих. То немногое, что сохранилось в архивных материалах монастыря и печатных изданиях, приведено на страницах этой книги.


[1] От старого глагола влаяться – колебаться.

[2]«...Валаамский монастырь имел пассажирский пароход, но таковой в 1898 г. потерпел аварию и погиб близ берегов Варбосари на Ладожском озере». Cм. «Валаамский монастырь и его подвижники». – 3-е изд., исп. и доп. – СПб., 1903. – С. 373.

Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 415487

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+4°
сегодня в 15:47
Ветер
4.0 м/с, ВCВ
Осадки
0.4 мм
Давление
755.1 мм рт. ст.
Влажность
84%