Экскурсовод Лариса Яковлевна Кравчик

3 января 2020 года упокоилась о Господе старейший экскурсовод Паломнической службы Валаамского монастыря Лариса Яковлевна Кравчик.
11.01.2020 Ирина Матвеева  6 609

3 января 2020 года упокоилась о Господе старейший экскурсовод Паломнической службы Валаамского монастыря Лариса Яковлевна Кравчик. Сегодня состоялось прощание с ней и отпевание в храме Казанской иконы Божией Матери в городе Зеленогорске, где ее и похоронили рядом с мамой. Попрощаться с Ларисой Яковлевной, помолиться об упокоении ее души и почтить ее память пришли родные и близкие, а также более 40 человек – экскурсоводов и сотрудников Паломнической службы монастыря.

Просим всех вас помянуть в своих молитвах новопреставленную усопшую рабу Божию Ларису, да упокоит Господь ее душу во Царствии Своем.

К 9-му дню со дня ее кончины публикуем воспоминания об этой замечательной женщине, посвятившей Валааму 42 года своей жизни.


42 года, отданных Валааму: Лариса Яковлевна Кравчик
(22.09.1938-03.01.2020)

Есть хорошая русская поговорка «монастырь не в бревнах – а в ребрах».

И Валаам – это тоже не только «живописный остров посреди Ладожского озера», но и целая плеяда удивительных человеческих судеб, с ним связанных. В декабре 2019 года Валаамский монастырь отметил 30-летие своего возрождения, и владыка Панкратий, получая в Москве приуроченную к этому юбилею премию Фонда святого апостола Андрея Первозванного, подчеркнул: «Я считаю, что в моем лице получает награду вся Валаамская обитель, вся братия, все те многие люди, кто эти 30 лет трудился, молился, чтобы обитель восстала».

Действительно, в наши дни братия обители стоит в центре, если можно так выразиться, большой валаамской семьи. При монастыре работает множество специалистов: реставраторов, строителей, экипажей судов монастырского флота, сотрудников Паломнической службы, гостиниц, трапезных, гаража, молочной и форелевой ферм. Всех этих людей объединяет любовь к Валааму. В дни радости (на Рождество, Пасху, в Престольные праздники обители) и скорби эта валаамская семья, валаамское братство в более широком плане, чем непосредственно иноческая община, ощущается особенно сильно.

В предрождественские дни 2020 года праздничная радость и земная скорбь слились на Валааме воедино. В декабре отошел ко Господу Владимир Степанович Рахманов – федеральный архитектор, курировавший восстановление памятников Валаама и Кижей (автор проектов храмов святых Кирилла и Мефодия, святого пророка Илии, многих часовен и хозяйственных зданий), 1 января – Василий Арсеньевич Фокин – один из самых опытных ладожских капитанов, душа валаамского малого флота, 3 января – Лариса Яковлевна Кравчик – экскурсовод, работавший на Валааме с 1977 года.

В 2019 году, когда Лариса Яковлевна открывала свой 42-й валаамский сезон, коллеги подшучивали, что она несет свое послушание ровно столько, сколько игумен Дамаскин свое настоятельство. Так и вышло…

Лариса Яковлевна была скромным, простым человеком (очень маленького роста: на экскурсии ее частенько не было видно из-за спин туристов), обладавшим твердым характером и огромной силой духа. Многим, не близко знавшим ее людям, и в голову не могло прийти, какие тяжелые испытания вынесла на своих плечах «дюймовочка» Валаамской Паломнической службы. Она принадлежала к тому поколению, которое не было приучено жаловаться, «проговаривать свои обиды», выискивать в родителях, властях и окружающих психологические оправдания своих слабостей и пороков. Фронтовики не любили рассказывать о войне. Вышедшие из заключения – о своем лагерном опыте. Крайне мало и неохотно говорила Лариса Яковлевна о своем детстве.

Родилась Лариса Кравчик в Ленинграде 22 сентября 1938 г. В годы большого сталинского террора. Ее дед к тому моменту уже был репрессирован по делу Кирова. Потом, как вспоминала Лариса Яковлевна, страх жил в семье постоянно. А ее отец был вынужден трудиться на самых тяжелых «пролетарских» работах (претендовать на что-либо другое сын врага народа не мог). Жили очень бедно. С началом Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда маленькую Ларису вывезли в эвакуацию.

После войны семья вернулась в Ленинград, в свою огромную коммуналку на углу Мойки и Зимней канавки. Лариса Яковлевна вспоминала, что вымерший в блокаду город был настолько пуст и тих, что она могла, высунувшись из окна, разговаривать с подружкой, жившей в доме на другом берегу Мойки.

В свете праздника Победы часто забывается, насколько тяжелыми были первые послевоенные годы. Лариса Яковлевна говорила, что это была даже не бедность, а изматывающие голод и нищета.

В Паломнической службе разработана экскурсия «Связь времен», которая включает посещение Игуменского кладбища и мемориала советским воинам-инвалидам, окончившим свои дни в Валаамском Доме-интернате. Психологически эта экскурсия достаточно напряженная. Сложно разрушать мифы 1990-х годов о том, что «на Валаам насильно свозили инвалидов по приказу Сталина». Современному человеку легче верить этому, чем скромным листочкам архивных личных дел, где зафиксированы отказы родственников от содержания инвалида.

Лариса Яковлевна проводила эту экскурсию с такой силой, что спорить с ней не отваживался никто. Потому что маленькую Ларису ее собственная мама, не имея возможности и сил кормить и одевать, отдала после войны в детский дом.

Детдомовское ленинградское детство оставило глубокую рану в ее душе, но никак не помешало блестящей учебе. Щупленькая Лариса Кравчик была лучший математик класса. И после школы она легко поступила в Ленинградский электротехнический институт, на факультет электронной техники (хотя мечтала еще выше – о кибернетике!).

После окончания института в 1962 году она пять лет работала в секретной воинской части, и далее – в различных НИИ Ленинграда. Лариса Яковлевна со смехом вспоминала, что, придя на первое место работы, она очень боялась разочаровать свое научно-техническое начальство. И когда получила первое задание по каким-то там расчетам, устроила настоящий мозговой штурм, чтобы все успеть до конца рабочего дня. Начальство было шокировано: объем работы предполагал выполнение данных расчетов в течение двух месяцев.

С 1976 по 1998 год Лариса Яковлевна работала старшим инженером в НИИ «Гидроприбор». В это время ее, как одинокого, не обремененного семьей, квалифицированного сотрудника, часто отправляли в командировки. Она много ездила по стране, путешествовала.

Именно тогда подруга предложила Ларисе закончить курсы экскурсоводов при Ленинградском городском бюро путешествий и экскурсий. Работа экскурсоводом в период отпуска, как им казалось, добавит новые краски в жизнь советских инженеров, разрабатывающих мины и торпеды. В бюро подругам предложили два объекта для подготовки: Музей-шалаш Ленина в Разливе и Валаам.

Лариса Яковлевна однозначно выбрала Валаам («какой тут выбор – от обилия Ленина уже тошнило»). Со свойственной ей интеллектуальной глубиной и прилежностью окончила курсы и в 1977 году прибыла на остров.

В то время на Валааме еще не было музея, экскурсоводы просто приезжали из Ленинграда работать с туристами круизных теплоходов. В монастыре располагались Дом инвалидов и поселок («сказать «сильно пьющий» – ничего не сказать», – вспоминала Лариса Яковлевна), и туристические группы водили только по скитам в западной части архипелага.

Тем не менее это была любовь с первого взгляда! Как было определить пережитое состояние? Лариса Яковлевна весело улыбалась: «Аура», «атмосфера», потом только узнала верное слово – благодать Божия! Прямо на мостике от пустыни игумена Дамаскина к Коневскому скиту «накрыло» ею. И уже не могла оторваться».

С 1977 года по 1998 – каждый отпуск она проводила на Валааме. С 1998, после выхода на пенсию, по 2019 – каждый сезон, с мая по октябрь. Работала в Музее-заповеднике, с 1995 года – в Паломнической службе монастыря.

В 1991 году Лариса Яковлевна приняла крещение в Спасо-Преображенском соборе Санкт-Петербурга.

Все эти годы жила в своей коммуналке на любимой Мойке, рядышком с домом Пушкина, и первый храм, куда стала ходить не с «культурологическими», а с духовными целями, оказался Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной, где Пушкина отпевали.

Что есть христианская жизнь человека? Как ее увидеть, оценить? Веселый, приветливый взгляд, щедрость (голодное детдомовское послевоенное детство развернулось причудливо: иметь в запасе что-нибудь вкусненькое и всегда угощать, кормить – коллег, соседок, котов), собранность, полнейшее отсутствие кокетства и нытья. Да, мама когда-то отсылала Ларису в лохмотьях и заплатках в школу, где над ней, крошечной, насмехались, потом отдала в детский дом. Это было так горько, больно, что Лариса Яковлевна предпочитала молчать об этом. Но когда у мамы случился инсульт, так же молча взяла ее лежачую к себе, ухаживала до самой маминой кончины. Будучи одинокой, опять же помня свое детство, стараясь помочь брату, у которого была большая семья, приняла племянника, воспитала его, дала хорошее образование. И все это спокойно, без пафоса, потому что – «крест, помните, всегда по силам дается, главное – не унывать».

Для всех сотрудников Паломнической службы Лариса Яковлевна была вдохновительным примером. Как ее только не называли! «Добрым духом Паломнической службы», «нашим талисманом», «фундаментальной постоянной». В 2008 году, когда отмечали ее 70-летие, от лица братии поздравлять приехал о. Савва. В конце своей теплой речи батюшка подытожил: «Благословляю Вас поработать на благо Валаама до следующего юбилея – до 80»! Все ахнули. По валаамским горкам, в сыром северном климате, проходить с группой по 7-10 км в день, когда тебе за 70! Но Лариса Яковлевна честно выполнила благословение.

До 81 года она работала наравне с молодежью, сохраняя и ясность мысли, и столь редкий в наши дни добротный, правильный русский язык, получая благодарности и заявки (несколько паломнических служб всегда просили по возможности ставить на их группы именно ее). Стыдно было своей лени и малодушия, когда невзначай увидишь, как после трудового дня Лариса Яковлевна в неизменной кружевной шапочке спешит в собор на бдение.

В 2018 году, к 80-летнему юбилею, владыка Панкратий наградил Ларису Яковлевну медалью Валаамской иконы Божией Матери «за многолетние труды на благо Валаамской обители». Кто-то пошутил: «Пора брать благословение на следующие 10 лет работы»! Но Лариса Яковлевна тихонько ответила: «Нет, теперь уж только – как Господь благословит, спрашивать ничего не нужно».

Перечитывая жизнеописания валаамских старцев, отмечаешь, насколько монахи Старого Валаама (особенно отшельники), будучи в преклонных годах, были самостоятельны, не хотели прибегать к посторонней помощи, справляясь с «некомфортабельным бытом». Тому, кто выбрал и прожил одинокую, сосредоточенную жизнь, Господь, как правило, посылал такую же кончину. А еще некоторые, как например иеросхимонах Алексий (Блинов), мечтали перед смертью побывать в Иерусалиме, поклониться местам земной жизни Спасителя.

Лариса Яковлевна два года назад съездила в паломничество на Святую Землю (все «грифы секретности» ее прежней инженерной работы, делавшие ее невыездной, давно канули в прошлое). Отработав на Валааме 42-й сезон, вернулась в Петербург, дождалась эпохальной выставки «Валаам: 200 лет в русской живописи», встретила Новый 2020 год.

А потом дома тихонько, одиноко, скромно отдала Господу свою светлую душу. Как и ее любимые валаамские старцы, о которых она не уставала рассказывать гостям Валаама.

Даст Бог, они уже встретились!

Ирина Матвеева

Фото

Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 472957

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+2°
сегодня в 08:58
Ветер
4.0 м/с, Ю
Осадки
0.0 мм
Давление
737.5 мм рт. ст.
Влажность
84%