Достижение расцвета Валаамского монастыря в середине XIX столетия во многом произошло благодаря непоколебимому основанию, заложенному преподобным Назарием Валаамским.
Указом Консистории от 7 марта 1782 г. отца Назария назначают строителем Валаамского монастыря с возведением в сан игумена. В грамоте, данной отцу Назарию по случаю назначения настоятелем, митрополит Гавриил объясняет, что «остров Валаам, по пустынному положению своему и святости жизни первых своих тружеников, самим Промыслом Божиим определенный к пребыванию на нем иноков».
Весть о добродетельной и подвижнической жизни валаамских иноков под управлением игумена Назария распространилась и собрала в обитель значительное братство. Так в 1790 году братия обители составляла 12 человек, однако уже к 1796 году число иноков возросло до 55 человек: 10 иеромонахов, 5 иеродиаконов, 24 монаха и 16 рясофорных. Вспомним, что начинал свое служение игумен Назарий в полном одиночестве. За особенную милость Божию он считал, если соберется к нему братии человек до тридцати.
Преподобный Назарий и духовное возрождение русского монашества
Свой иноческий опыт, мудрость и пастырскую любовь отец Назарий вложил в написанное им «Старческое наставление». В книге, имеющей огромное количество ссылок на Священное Писание и святоотеческие труды, подробно описаны принципы и правила монастырской жизни. Сегодня мы с вами перечитываем главу IV.
Наставление о молитве, особенно в церкви.
Рассмотри, любезный брат, советы, служащие ко спасению нашей души, а именно: в полуночи непременно встань прежде утреннего славословия перед Богом и чистосердечную сотвори к Нему молитву.
Когда наступит время утреннего славословия, поспеши к началу богослужения церковного, а придя в церковь на соборную молитву, встань на удобном месте, собери все силы ума твоего, чтобы не мечтали и не летали по всем странам. Старайся запечатлетъ крепко на скрижалях сердца твоего чтение и пение церковное.
Внимай без лености, не ослабевай телом, не прислоняйся к стене или к столбу церковному. Берегись, чтобы не только не сметь о чем-нибудь разговаривать, но ни на кого или на что очами смотреть.
Если не понимаешь пение и чтение церковное, то с благоговением тайно твори молитву Иисусову: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного. Старайся при этом нудить себя к сокрушению сердечному, чтобы не без слез каяться о грехах твоих. Если же нет слез, то должны быть, по крайней мере, сокрушение и стенание сердечное.
Не возносись, но смирись (Лк. 2, 11). Господь гордым противится, смиренным же дает благодатъ (Притч. 3, 34). В смиренномудрии и покаянии должен ты всегда пребывать, моля и ожидая, когда благодать Божия посетит твою душу свыше Божественным просвещением.
Предстоя в храме Божием воображай, что ты с вышними Силами пред Богом предстоишь. Положи себе такой закон, чтобы не выходить из церкви до окончания службы.
Если же так будешь совершенно стоять по чину и ослабеешь, или от телесной болезни, или старости изнеможешь, то сядь, чтобы не соблазнить брата своего.
Рассматривай сам в себе, не от уныния ли и лености ослабеваешь, не от развлечения ли мыслей и страстей телесных теряешь крепость и мужество. Так рассуждая, укоряй себя в нетерпеливости, в немощи, в дряхлости, в лености, стыдись Бога и ангелов Его, и помышляй, что претерпевший же до конца спасется (Мк. 13, 13).
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 473116