Всем ли просящим подавать милостыню?

Просящему у нас не на злое дело, надо по слову Господа давать всегда, давать ради Христа, о чём прямо и говорить просителю. Давать столько, сколько не жалко.
14.02.2020 Трудами братии монастыря  1 886

Всем ли просящим подавать милостыню?

Если поискать ответ на этот вопрос в сети Интернет, то можно обнаружить целую палитру разнообразных мнений авторитетных пастырей, каждое из которых будет основано на высказываниях святых отцов. Поэтому и приводимые ниже аргументы не будут лишены определённой доли субъективности. Господь учит нас в Евангелии: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5:42). Толкуя эту евангельскую заповедь, ранний христианский памятник «Дидахе» говорит: «…[милостыня] да запотеет в руке твоей, пока узнаешь, кому дать». Также известны слова святителя Василия Великого: «Нужна опытность, чтобы различить истинно нуждающегося и просящего по любостяжательности. И кто дает угнетенному бедностию, тот дает Господу… а кто ссужает всякого мимоходящего, тот бросает псу, который докучает своею безотвязностию, но не возбуждает жалости своею нищетою».

В приведённых высказываниях речь идёт о добродетели рассудительности, благодаря которой милующий может поддержать действительно нуждающегося и уберечь профессионального вымогателя от очередного применения своего греховного «таланта». С другой стороны, жития таких великих человеколюбцев, как святителя Иоанна Милостивого и праведного Иоанна Кронштадтского, содержат немало примеров, казалось бы, явного пренебрежения добродетелью рассудительности.

Одним из возможных путей разрешения отмеченного противоречия может быть поиск ответа на вопрос о самом назначении милостыни. Если цель милосердия — земное благополучие просящего, то профессиональные благотворительные организация приносят людям гораздо больше пользы вне зависимости от отношения благотворителей к Христу и Евангелию. Но преподобный Серафим Саровский учит: «всякое Христа ради делаемое добро суть средства для стяжания Святого Духа Божия. Заметьте, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Духа Святого, все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией не дает».

А делать что-то ради Христа можно только искренне Ему доверяя, всем сердцем желая встречи с Ним и в этой жизни, и в вечной. Тот для кого Господь наш Иисус Христос Сам по себе является высшей ценностью и благом, кто искренне хочет учиться у Него кротости и смирению, «не ищущей своего» жертвенной любви, тот и для ближнего будет, прежде всего, желать встречи со Христом. Тогда и милостыня будет не способом решения временных социальных проблем, но возможностью сказать себе и ближнему «Христос посреди нас». «Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6:36) — призывает нас Бог, Тот Бог, который одинаково любит каждого человека, каждому желает спасения и одинаково проливает дождь на праведника и грешника.

Излишнее упование на собственный рассудок может обернуться надеждой милующего на прижизненную награду, которая может быть, например, в виде чувства выполненного долга, благодаря правильному использованию наших денег и других ресурсов. Но Господь в Евангелии многократно призывает нас не искать награду на земле, не надеяться на свои силы и дать действовать Ему. А мы по слову преподобного Паисия Святогорца «своей логикой не даем работать Христу … если просящий не нуждается, ты все равно должен ему дать… Какой-то бедняк просит тебя о помощи. Даже если у тебя есть сомнения на его счет, все равно, с рассуждением, помоги ему, чтобы тебя потом не искушал помысел. Помнишь, что писал авва Исаак: „Даже если человек сидит верхом на коне и просит у тебя — дай ему“. Ты не знаешь истинного положения дел. Твое дело — верить тому, что говорит тебе просящий, и подавать соответственно тому, сколько он у тебя просит». Сам преподобный старец так исполнял Евангелие и слова апостола Павла («Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напои его…) (Рим. 12:20): «В Конице был один пьяница, имевший семью. Я давал ему какие-то деньги. Некоторые узнали, что я помогал этому несчастному (он сам им об этом рассказывал), и сказали мне: «Не надо давать ему денег, он пьет». Сам он говорил мне: «Дай мне для моих детей», и я, когда давал ему милостыню, говорил: «Возьми это для твоих детей».

Я знал, что он пьет, но знал и то, что мои слова немножко помогут ему: он будет продолжать пьянствовать, но и о детях своих маленько будет думать. Если бы я не давал ему денег, то он мучил бы свою жену, потому что забирал бы тогда те деньги, которые она зарабатывала (а она, бедная, ходила горбатилась по чужим домам), пропивал бы их, а дети страдали бы еще больше. Однако, когда я говорил ему: «Возьми это для твоих детей», он вспоминал маленько и о своих детях. Понятно? Мне было за него больно, он видел это, и в нем начиналась внутренняя работа. Многие исправились подобным образом. А некоторые, обличаемые впоследствии совестью, возвращали и деньги».

Достойное применение рассудительности может быть в выборе формы подаяния. Так, просит у нас десоциализированный человек денег на еду. Если есть опасения, что он употребит их на греховные страсти, то стоит потратить свои силы и покормить его в общепите или купить необходимые продукты. И это, подчас, гораздо труднее, чем просто пройти мимо или кинуть на ходу монетку. Труднее потому, что без искреннего сострадания к грешнику, трудно надеяться на то, что наша милостыня поможет ему встретиться с Христом.

Итак, просящему у нас не на злое дело, надо по слову Господа давать всегда, давать ради Христа, о чём прямо и говорить просителю. Давать столько, сколько не жалко. Если есть сомнения в искренности просителя, то стоит потратить силы и оказать ему помощь в натуральной форме: покормить, купить одежду или билет на поезд. Либо дать хоть сколько-нибудь, но обязательно во имя Христа, искренне желая этому, быть может, и обманывающему нас человеку, раскаяться и обратиться всем сердцем к Господу.

Рекомендуем

Подать на поминовение в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Фото Видео 109596

Приложение «Валаам»

Требы и поминовения
Пожертвования

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео