Как появляются суеверия и чем они опасны?

«Суеверные приметы в мирских людях сопротивляются вере в Промысел Божий; а в нас, монахах, — духовному разуму» (прп. Иоанн Лествичник).
12.03.2020 Трудами братии монастыря  4 808

Вопрос о происхождении суеверий неизбежно связан с язычеством. У большинства людей язычество ассоциируется с поклонением древним идолам (пантеону греческих «богов», славянским Перуну и Велесу, народной Матери — сырой земле), кровавыми жертвоприношениями, шаманами с бубнами… Всё перечисленное, несомненно, относится к язычеству, но не раскрывает его суть, не объясняет причину того, что язычниками могут быть и атеисты, и люди, считающие себя православными христианами. Ключевым признаком язычества является та цель, ради которой человек прибегает к помощи потусторонних сил. Для язычника это всегда блага земной жизни — здоровье, материальное обеспечение, семейное благополучие, успех и слава среди людей. Сам бог, к которому обращается за помощью язычник, его мало интересует. Зато он всеми способами пытается узнать правила общения с потусторонней силой, следование которым обеспечивает получение гарантированного результата в жизни земной. Вот здесь и возникает суеверие — суетная, пустая, призрачная вера в то, что человек может не только умом постичь механизм воздействия на свою судьбу, но и самому этим механизмом управлять. Не пересекла дорогу чёрная кошка — избежал неприятностей; заключил сделку в благоприятный согласно гороскопу день — обогатился; разглядел образ любимой в кофейной гуще — обрёл семейное счастье и т.д. Понятный, хоть и не подтверждённый никакими научными данными механизм, при котором человек думает, что получит гарантированный и осязаемый результат в земной жизни.

Почему же такая вера пуста и суетна? Потому что в её основании не краеугольный камень — Истинный Господь и Бог наш Иисус Христос, а откровенное бесовское помрачение. Господь призывает нас в Евангелии: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Мф. 6:33), а главное сокровище «суеверующего» хранится на земле. Господь говорит, что без Меня вы ничего хорошего сделать не можете, а бес внушает человеку, что очень даже можно и без Бога свою жизнь устроить. Христос призывает научиться у Него кротости и смирению, с радостью принимать любую попущенную Им для духовного исцеления скорбь, а бес шепчет, что нет нужды мучиться, что есть простой и понятный способ сделать земную жизнь безболезненной и приятной.

Человек, мало верящий Христу, не доверяющий Ему, не жаждущий встречи с Ним в этой жизни и обретения после смерти радости в Царстве Небесном, вынужден полагаться, в первую очередь, на себя, на свои природные ресурсы, которые он считает не даром от Бога, а своей законной собственностью. Такими ресурсами являются рациональное мышление, пять чувств, жизненный опыт. Всё, что человек не может понять, объяснить, прочувствовать, вызывает у него страх. Христианин преодолевает этот страх через доверие Христу, через восприятие очевидной Божьей помощи. Суеверный, напротив, пытается загнать страх неизвестности вглубь себя, найти логическое обоснование научно необъяснимым фактам. И главным аргументом суеверного человека, очень эффективной бесовской ловушкой, являются примеры того, что в сходных жизненных условиях суеверия «работают»: сбываются предсказания гадалок, астрологические прогнозы, вещие сны и т.п. И когда это происходит неоднократно, человек начинает доверять своему опыту, опыту своих предков. Так возникают суеверные традиции и обычаи. Но священномученик Киприан Карфагенский учит нас: «Обычай, не подтверждённый истиной, есть только застаревшее заблуждение». Для христианина истина — это Сам Христос, а высшая ценность — живое общение с Ним в этой жизни и в вечной. Христианин верит Христу, доверяет Ему и боится очередным своим греховным проявлением причинить Ему боль, закрыться от Его любви. А суеверный язычник живёт в страхе за себя, за своё земное благополучие и этим страхом кормит бесов.

Господь даёт человеку по его вере. Бог уважает свободу человека. Он не навязывает Своего общения тому, кто добровольно от Него отворачивается, кто проявляет неподдельный интерес к бесовскому «прогнозированию» ради обретения земных благ. Бог тихо отходит в сторону, оставляя человека во власти тех сил, которые он сам выбрал. И эти силы по попущению Божьему так устраивают события земной жизни, что суеверные ожидания сбываются, но сбываются они исключительно в отношении тех людей, которые доверяют не Христу, а бесам, пусть и замаскированным под народные обычаи или наукоёмкие астрологические прогнозы. «Каждый получает то, что хочет, но не каждый этому рад», говорит герой одной христианской сказки. Вступив в общение с демонами, человек становится игрушкой в их руках, пешкой в их многовековой богоборческой игре. Движимый гордостью, человек надеялся подчинить себе потусторонние силы, но сам оказался их рабом: «… кто кем побежден, тот тому и раб» (2 Пет. 2:19). Подобные люди не поверили бы и чудесам Христа, явись Он сейчас на землю, как не поверили Ему фарисеи и обитатели Его родного Капернаума. Потому что чудеса Христа приоткрывают человеку мир горний, который мало интересует тех, кто не отрывает глаз от земли.

Поэтому следование суевериям совсем не безобидная забава. Оно жёстко каралось в ветхозаветной Церкви и осуждается канонами Православия. Бог создал человека для обожения, для того, чтобы человек стремился стать максимально похожим на Него, чтобы всю жизнь человек учился бескорыстной и жертвенной любви, в которой будут пребывать все обитатели Небесного Града. И тот, кто, следуя суеверию, добровольно отказывается от своего божественного предназначения, совершает духовное самоубийство, которое в чём-то даже страшнее откровенного богоборческого бунта. Игра в суеверия неизбежно вовлекает человека в общение с миром падших духов. «Невинный» интерес к астрологии сменяется познанием тонкостей этой «науки», а любое познание есть соединение с тем, что или кого познаёшь. Далее общение человека с бесами становится более плотным, он начинает регулярно и чётко следовать их указаниям. Но с кем больше всего общаешься, на того больше всего и становишься похожим. И вот, созданный по образу Христа человек, призванный в максимально возможной степени Ему уподобиться, становится бесоподобным существом, неспособным к покаянию. А всё началось с недоверия Христу и доверия приметам!

К числу наиболее распространённых в России суеверий можно отнести откровенно языческую веру в различные приметы: чёрную кошку; идущего навстречу человека с пустыми вёдрами; пятницу 13-е; просыпанную соль; надетую наизнанку одежду; не завешенные зеркала в помещении, в котором совершаются поминки; постукивание по дереву; плевание через плечо и т.д. Большинство воцерковленных людей понимают нелепость подобных суеверий, но часто следуют им почти бессознательно, по привычке, воспринятой от родителей, бабушек и дедушек.

Различные псевдонаучные системы предсказаний (астрология, нумерология и т.д.) больше пленяют людей с развитым рациональным мышлением. Но эти же люди по мере воцерковления и изучения православной догматики, как правило, быстро от этих заблуждений отказываются. Уж слишком явно противоречат эти «науки» учению Церкви.

В большей степени церковные люди склонны доверять снам, особенно если во сне происходит общение с умершими родственниками. И такие суеверия намного опаснее веры в чёрную кошку. Сны возникают в области человеческого подсознания, к которому имеют непосредственный доступ демонические силы. Последним ничего не стоит сыграть для человека убедительный спектакль с нужным подтекстом. Например, умер у кого-то близкий человек, и жизнь для него остановилась, мир утратил свои краски. И вдруг во сне он встречается с тем, кого считал навек потерянным, и тот, оказывается, не только жив в своей иной реальности, но и оказывает помощь тому, кто остался на земле. Если человек начнёт доверять этим спектаклям, он может погибнуть не только духовно, но и физически. Незыблемой аксиомой духовной жизни, выстраданной поколениями святых подвижников, является не внимание ко снам и видениям: «не принимать и не отвергать», всё своё внимание направить на Христа, у Которого все живы, а не на предмет видения. Слишком велика опасность попасть в бесовские сети. И хорошо известные церковному преданию примеры благодатных снов и видений являются теми исключениями, которые только подтверждают правило.

Но самыми опасными являются суеверия церковные. Достаточно напомнить тот факт, что одной из причин возникновения страшной иконоборческой ереси была реакция высокообразованной государственной и церковной элиты на связанные с иконами суеверия простых людей. Так, из благочестивых побуждений люди соскребали краску с икон и использовали её как лекарство от различных недугов. Как это напоминает знакомое нам употребление в качестве лекарства от ВСЕХ болезней «землицы» с могилы почитаемого подвижника, воды из заветного источника, цветочков с чудотворной иконы, вместо получения необходимой квалифицированной медицинской помощи! А чего, например, стоит крещение ребёнка только ради того, чтобы он не болел. Опасность подобных суеверий состоит в том, что человек, искренне считающий себя христианином, участвующий в богослужениях и приступающий к церковным таинствам, меньше всего интересуется Самим Христом, живым общением с Ним, исполнением Его заповедей не ради своего земного благополучия, но ради научения любви к Нему. У такого человека трепетное оберегание землицы с могилки дорогого батюшки может уживаться с ненавистью к тому, кто этого батюшку святым не почитает. И искренне считающий себя христианином человек, оказывается по слову апостола Иоанна Богослова не любящим Бога лжецом: «Кто говорит: „я люблю Бога“, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин. 4:20)».

Подводя итог, важно отметить, что суеверия, в отличие от открытого богоборчества, разрушают душу человека постепенно и прикровенно. Поэтому в них, подчас, очень трудно каяться. Следование суевериям — верный признак того, что своё главное сокровище человек хранит на земле, что Христос ему нужен только как средство для сохранения и приумножения этого временного и тленного достояния. Но «если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1 Кор.15:19).

Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 415268

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+4°
сегодня в 16:42
Ветер
4.0 м/с, ЮЮВ
Осадки
0.4 мм
Давление
762.7 мм рт. ст.
Влажность
83%