Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие во Христе братия и сестры, сегодняшний воскресный день мы празднуем торжественное событие - Вход Господень в Иерусалим.
За время своей жизни на земле Господь сотворил великое множество исцелений и чудес, часть из которых записана в Евангелии, но о многих из них мы не знаем. И вот одно из величайших чудес, которое сотворил Господь не за долго до Своей смерти на Кресте, было воскрешение из мертвых четверодневного Лазаря. Это явленное и известное всем чудо потрясло и поразило многих из простых людей и вождей народа еврейского. Всем вам известно какое трудное было положение у народа, который был под властью римских оккупантов. И вот видя чудеса Спасителя, многие из людей думали, что Он и есть тот миссия, о котором писали пророки. Народ иудейский ожидал мессию как земного властелина, царя, который дарует политическую свободу, мир и процветание Израилю, как бы такой рай на земле. Даже ученики Господа до последнего момента ожидали земного царствования Христа.
Вскоре после воскресения Лазаря Господь вошел в Иерусалим, сидя на ослике. В точности, как и было написано об этом событии пророком Захарией: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах.9:9). Иисуса встречали толпы народа, срезав с деревьев пальмовые ветви и постилая свои одежды на пути, по которому Он шествовал. Не в силе сдержать свои чувства простые люди и даже маленькие дети торжественно вопили Христу: «Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» Какое торжество и радость переполняли сердца народа, когда они встречали Христа во Иерусалиме, надеясь, что Он воссядет на престоле как земной царь Израиля. Но Господь много раз повторял ученикам и другим людям, что царство Мое не от мира сего, но эти слова были им непонятны. Господь, желая всех нас спасти от ада и вечной смерти, вместо предлагаемых ему почестей и славы земного царя идет на вольную крестную смерть. И эта толпа народная, которая прославляла Христа как своего царя, уже через несколько дней, разочаровавшись в своих надеждах и планах о земном счастье и благополучии своей родины, кричала Пилату: «Распни, распни Его!».
Дорогие братья и сестры, не будем сейчас углубляться в различные толкования праздника, которые вам хорошо известны, а обратимся к своей душе, задумаемся, что Господь хочет нам сказать, чему Он учит нас через сегодняшнее Евангелие и праздник. Господь нам показывает путь смирения и креста, Он научает всех нас не искать суетной земной славы, счастливой благополучной жизни на земле, а искать Царствия Божия и правды его. Будем боятся настроения толпы, которая сначала прославляла Бога, а потом распяла Его. Обратимся к нашей жизни, задумаемся, чего мы хотим от Христа, в основном мы желаем чего-то хорошего для себя. В миру - семейного счастья, благополучия, хорошей работы, денег, здоровья и многого другого. В монастыре мы тоже желаем что-то получить, например, сан, хорошее послушание, удобную келию или духовные дарования, такие как непрестанная молитва, благодать, прозорливость или что-то еще. Все это показывает наше корыстное отношение ко Господу – мы желаем только получать. А Господь ждет от нас бескорыстной веры, сыновней любви и преданности Ему не ради Его даров, но ради Него Самого. Что нам мешает этому, а мешает нам наша любовь к себе, привязанность к земле, к земным благам, к нашему биологическому существованию, в общих словах – это жизнь по плоти. Поэтому Господь, ныне идущий в Иерусалим ради нашего спасения на крестную смерть, ждет от нас как от христиан, от своих верных учеников, распятие плоти со страстьми и похотьми. Он хочет, чтобы мы жили не для себя самих, а для Него, за нас умершего и воскресшего, и для наших ближних. Не в свою славу и имя, а во славу Божию и во имя Его. Если же мы не распинаем свое себялюбие, свои страсти, которые апостол Павел еще называет «ветхим человеком», то мы легко можем отпасть от Христа и пойти по ложному широкому пути толпы народа, только формально, конечно, оставаясь верующими.
Дорогие братья и сестры, во дни Великого поста почти весь мир постигло испытание, этот вирус, от которого умерло и продолжает умирать множество людей. Это искушение коснулось и нас с вами, и многих верующих по всему миру. Большое переживание и смущение нам принес не сам вирус, а меры предосторожности, которые были введены в связи с ним. Какую скорбь принесло нам то обстоятельство, что народу запретили посещать храмы. Но не будем пребывать по этому поводу в унынии и ропоте на всех и на вся, постараемся извлечь пользу духовную, находясь в этих стесненных обстоятельствах. Может быть Господь через эти трудности и лишения нас богослужений показывает нам, как все-таки слаба наша вера. Пока у нас все хорошо и все есть, мы верующие, а когда у нас все отнимается, мы не знаем, что делать и куда идти, и близки к отчаянию. Как говорил преподобный Паисий Святогорец: «Мы живем в такое время, когда Бог через решето отделяет пшеницу от плевел. Через испытания и бедствия, которые Господь нам сейчас попускает, Он отделяет истинно верующих своих рабов от теплохладных христиан, которые пребывают в церковной ограде не ради Иисуса Христа, а ради своего благополучия и выгоды». Вы все знаете, что наступит такое время, когда будут гонения на христиан, и мы можем лишится всех материальных и насущных благ, даже возможность участвовать в церковных таинствах, ходить в храм и причащаться, может быть от нас отнята. Надо быть готовыми к этому, а не думать, что у нас всегда все будет хорошо, и это нас не коснется. В этой ситуации, которая сейчас сложилась, нам надо не паниковать, а стремиться через покаяние и молитву обрести живую веру и духовную связь со Христом.
Когда нам трудно и тяжело, где мы только не ищем помощи и поддержки, например, у своих друзей и близких, у батюшки как у человека, а про Господа, Богородицу и святых мы часто забываем. Будем же искать помощи не у людей, а у Господа, как говорится в псалмах «возверзи печаль свою на Господа и Той тя припитает» или в других словах пророка Давида: «Помощь моя от Господа сотворшего небо и землю». Постараемся убрать свой ум и сознание из мира, из потока информации, которая поступает сейчас через СМИ. Питая свой ум этими событиями и новостями, мы всегда будем в смятении или страхе и не будем иметь мира душевного. Обратимся внутрь себя, в глубину своего сердца, постараемся обрести безмолвие и молитву, а все суетное, всю шелуху оставим вне, на поверхности.
Дорогие братья и сестры, сорок дней Великого поста пролетели очень быстро, впереди нас ждет Страстная седмица. Не каждый из нас может похвалится тем, что душеспасительно и благотворно провел пост. А эти дополнительные семь дней нам даны для особого переживания последних дней земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, о чем свидетельствуют многочисленные песнопения Страстной седмицы. Все мы ждем Пасхи, той пасхальной радости, которая наполняет наша сердца в этот великий праздник. Будем же во время Страстной седмицы сораспинатся Христу, восходить с Ним на Голгофу. Будем ликовать и радоваться с Ним, чего да сподобит нас Господь по великой своей милости, аминь.
иеромонах Севастиан (Кузнецов)
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 473134