Игумен Панхарий (Баранов; 1882-1950)

Ровно 70 лет назад, 17 июля 1950 года, в селе Великодворье Владимирской области скончался игумен Панхарий (Баранов), постриженник Валаамского монастыря.
17.07.2020 Трудами братии монастыря  3 886

Игумен Панхарий, в миру Баранов Николай Харитонович, родился в селе Спасское Осташевского района Московской губернии 19 января 1882 года в семье крестьянина Харитона и Дарии. Кроме него у родителей были еще три дочери: Ольга, Параскева и Анна. Обучался в церковно-приходской школе.

Первоначально поступил в Валаамский монастырь 18 июня 1901 года и, прожив здесь три года, выбыл. Затем вновь прибыл окончательно 15 июня 1909 года. Зачислен в послушники 8 ноября 1911 года. Проходил послушание в живописной мастерской.

В 1914 году он, как сказано в личном деле, в связи с военными действиями выехал из монастыря. В 1914-1918 гг. — на военной службе вместе с иеродиаконом Епифанием Орловым, Климентом Осиповым, Петром Матвеевым и Арефой Митрениным.

Московское подворье Валаамского монастыря, 1903 год
Московское подворье Валаамского монастыря, 1903 год
В 1918 году вернулся на Московское Валаамское подворье. Там же пострижен в монашество 23 декабря 1920 года. Рукоположен во иеродиакона 18 февраля / 2 марта 1924 года.

После первого закрытия подворья в конце декабря 1924 г. иеродиакон Панхарий остался в Москве. В 1930 году, 25 декабря, посвящён в иеромонаха к церкви Ржевской иконы Божией Матери заместителем Патриаршего местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским).

***

Далее цитируем по письму протоиерея Анатолия Яковина, который служил в селе Великодворье Владимирской области.

«В 1932 году он был здесь арестован по статье 58-10 УК РСФСР за участие в «группировке вокруг церквей г. Москвы, проведение среди церковников антисоветской агитации и распространение всякого рода контрреволюционных провокационных слухов». Кроме того его обвинили в «организации широко разветвлённой сети по сбору денег и продуктов для оказания помощи ссыльному духовенству», что он сам подтвердил на следствии, а также в том, что «он рассказывал о чуде, происшедшем при крещении 7-летнего ребенка», что он тоже подтвердил. Но при всём том отец Панхарий отрицал свое участие в каких-либо контрреволюционных группировках и антисоветской агитации.

Он был сослан в Казахстан сроком на три года. В 1935 году вернулся в Москву и до начала Великой Отечественной войны служил в селах Панюково и Белая Колпь Московской области.

11 июня 1941 года назначен священником в село Виликово Владимирской области, где прослужил всего один месяц. По распоряжению властей снят с регистрации и выслан в Бельковский район Рязанской области, где работал на ж/д станции больше двух лет.

С 1 января 1944 года священник села Нарма Владимирской области. В мае 1944 года переведен в село Великодворье той же области. В 1945 году награжден наперстным крестом. В 1946 году награжден палицей и возведен в сан игумена.

***

За скупыми строками формуляра жизнь инока, исповедника, подвижника, верой и правдой послужившего Христу. Отец Панхарий умер давно, уже почти нет людей, кто бы знал его лично. Память прихожан Пятницкой церкви сохранила только отдельные слова, наставления. Так известно, что отец Панхарий был последовательным старостильником.

Близко знавшая отца Панхария схимонахиня Архелая, тогда ещё казначей храма Мария Тимофеевна, рассказывала, что на разговор о том, что по новому стилю Рождество Христово бывает на 13 дней раньше, отец Панхарий сказал: «А что разве Христос был недоношен?». Этими простыми грубоватыми словами батюшка исповедал свою верность церковному календарю, за который пострадало много Валаамских иноков.

***

В Пятницкую церковь села Великодворья отец Панхарий пришёл служить из села Нарма после встречи с Марией Тимофеевной и старостой Евдокией Васильевной Брониной в посёлке Курлово, который тогда был районным, где батюшка оказался по вопросу отметки в милиции.

В то время в Великодворье не было священника. Вид у батюшки был нищенский: в лаптях, худой, в изношенной гражданской одежде. На приходе, где он служил, к нему относились безразлично, а то и плохо, да и время было военное, голодное. Не хватало хлеба, народ был охладевшим к храму. И на просьбу вышеупомянутых женщин: «Пойдём, батюшка служить к нам», он ответил, что не против, но как благословит Владыка. Вскоре по прошению Великодворских верующих батюшка был переведён к месту своего последнего служения.

***

Лично знавший батюшку долголетний прихожанин храма великомученицы Параскевы, Александр Максимович Ежов вспоминает, что службы при отце Панхарии были продолжительными, служил он ревностно, требы исполнял с охотой и желанием. Когда случалось заночевать в келье, на благодарность за трапезу, батюшка отвечал: «Китус кифами», что, наверное, по-фински значит «благодарю, на доброе здоровье».

Во время служения в селе Великодворье к нему приезжала сестра из Москвы. У одной из сестёр сын с женой утонули при пожаре на пароходе, когда возвращались из Америки, на что батюшка заметил: «Так должно быть, этого следовало ожидать». Сказал так, имея в виду их неверие в Бога.

***

Однажды отец Панхарий спросил Марию Тимофеевну: «А что лучше, ходить за ягодами в лес или в храм?» Год тогда был ягодный и многие, ради этого, пропускали службу. Она отвечала: «В храм».

Зимой просил топить храм получше, чтобы приходящие могли погреться.

***

Неподалеку от храма стояла маленькая избушка — сторожка, ставшая свидетельницею его последних подвигов и мучения. За год до смерти на отца Панхария было совершено покушение с целью ограбления храма, так как у самого батюшки брать было нечего. Его сильно избили, требовали ключи от храма, чтобы взять деньги, но денег не оказалось, всё уходило тогда на уплату налогов. Ничего не найдя, воры забрали мантию и отрез на рясу.

Грабители были свои, сельские, — по незлобию батюшка их простил, не стал заявлять в милицию, так как у них были дети. На исповеди батюшка указывал на покаяние благоразумного разбойника, ставил его в пример и рассказывал сколь благ Господь, как Он прощает кающихся. По примеру Христа простил своих обидчиков и отец Панхарий.

***

Крест на могиле игумена Панхария в селе Великодворье Владимрской области
Крест на могиле игумена Панхария в селе Великодворье Владимрской области
Однако посещение грабителей не прошло бесследно, батюшка долго болел, отходя от побоев, и через год скончался.

Это было 17 июля 1950 года. Через три дня он был погребён в селе Великодворье за алтарём Пятницкой церкви.

Батюшка любил и почитал Государя Николая Александровича и, может быть, поэтому день кончины батюшки совпал с днем злодейского убиения Царской семьи.

Погребение совершил протоиерей Успенского кафедрального собора г. Владимира Пётр Плутов в сослужении духовенства из посёлка Тума Рязанской области и при большом стечении народа.

***

Однажды отец Панхарий попросил остаться в своей кельи на ночь старосту храма Евдокию Васильевну. Батюшка всю ночь молился пред иконами в переднем углу, она же сидела у двери. Внезапно перед ней как бы пропали половицы пола, и она увидела разверзшийся ад: огонь, звуки, страдающие грешники… Батюшка же продолжал, стоя пред иконами, молиться. Когда видение закончилось, отец Панхарий подошёл и успокоил исстрадавшуюся женщину.

Это мне пред смертью рассказала сама Евдокия Васильевна... Так открыл Господь простой женщине, как молился батюшка, как спасал молитвой сущие во аде души.

***

Молится он и ныне за приходящих к его скромной могилке, затерянной в глубине Мещеры.

На могилке отца Панхария большой куст красной рябины, осеняющий её как некогда маслина над местом убиения великомученика Пантелеимона».



Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 415393

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+4°
сегодня в 08:22
Ветер
4.0 м/с, В
Осадки
0.0 мм
Давление
759.8 мм рт. ст.
Влажность
75%