Когда был основан Валаамский монастырь?

У историков нет единого взгляда на дату основания Валаамской обители. Одни связывают ее со временем Крещения Руси, другие относят к более позднему периоду.
23.09.2020 Трудами братии монастыря  1 261

Когда был основан Валаамский монастырь?

Церковное и монастырское предание утверждает, что древность Валаамской обители восходит ко временам распространения христианства на Руси. Уже тогда основанный преподобными Сергием и Германом монастырь стал духовным центром приладожских земель, служил распространению христианства и монашества в окрестных землях.

Традиционная концепция берет начало от авторов XIX в. — митрополита Платона (Левшина), святителя Игнатия (Брянчанинова), митрополита Макария (Булгакова)[1], И.А. Чистовича, Н.П. Паялина — и предполагает существование обители не позднее XII в. Её придерживаются такие современные исследователи, как Х.Киркинен, С.Н. Азбелев. Данная точка зрения принята в наиболее значимых финских публикациях по истории Валаама.

Согласно этой версии, преподобные Сергий и Герман пришли в Х в. Вместе с первыми православными миссионерами «от восточных стран», вероятно из Греции, во владения Великого Новгорода. При Новгородском архиепископе святителе Иоанне I, в 1163-1164 гг. мощи преподобных были обретены и во время нашествия шведов перенесены в Новгород, а затем, между 1180-1182 гг. возвращены на остров. Тогда же началось и почитание первоначальников монастыря в лике святых.

В научных кругах вновь получило распространение мнение о возникновении монастыря в конце XI столетия. К этому веку, как дате основания монастыря, склонялись архим. Амвросий (Орнатский), Е.Е. Голубинский. Из современных исследователей — А.Г. Бобров, Д.Х. Линд, А.М. Спиридонов и О.А. Яровой, что связано с открытием и публикацией Н.А. Охотиной-Линд рукописи XVI в. «Сказание о Валаамском монастыре». Согласно «Сказанию», основали монастырь «во имя преславного боголепного святого Преображения Господня Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» преподобные Ефрем и Сергий. Предполагается что они подвизались между 1389 и 1407 гг.

Многие положения «Сказания» не находят, однако, аналогов в других источниках того периода: ни роль в основании монастыря преп. Ефрема Перекомского, ни военное противостояние миссионерам со стороны карел или тем более упоминаемой в «Сказании» чуди, которое чаще употреблялось в древнерусском языке как собирательное для угро-финских племен, но в данном случае оно нехарактерно выступает как название карельского народа. Все эти положения не соответствуют обстановке в Приладожье рубежа XIV-XV вв. Ни в Основной редакции Жития преп. Ефрема, известной в четырех списках, ни в Проложной не упоминается об основании им Валаамской обители[2]. Вероятно, свидетельство о его пришествии на Валаам является воспроизведением сюжета из жития преп. Александра Свирского, которое было образцом при составлении жития преп. Ефрема, наряду с житием преп. Саввы Вишерского.

В связи с предполагаемым поздним временем основания монастыря — конец XIV - начало XV в. — отвергаются сведения о перенесении мощей при архиепископе Иоанне I, в 1163 г. Однако в настоящее время исследователям известны 11 рукописей, отразивших три летописных свода и подтверждающие этот факт. В их числе «Уваровская летопись» начала XVII в., Новгородская 3-я летопись пространной редакции и Новгородская Забелинская летопись (всего 15 списков) — официальные летописи, которые составлялись и редактировались при дворе новгородских владык, и независимые от этих сводов рукописи, в которых сообщается не только от обретении мощей преп. Сергия и Германа в 1163г., но и о возвращении их на Валаам в 1182 г. «Факт обретения мощей преподобных в 1163 г. является надежной основой суждений о времени основания Валаамского монастыря… Оба эти факта объясняются военными действиями того времени, создавшими вполне реальную угрозу монастырю, которая миновала незадолго до возвращения мощей из Новгорода на Валаам. Важным подтверждением является и «Валаамская беседа», предисловие которой, сообщая, в отличие от летописи, даже день перенесения мощей, вполне определенно связывает это событие с архиеп. Иоанном I, т.е. с периодом 1163-1186. Информация об обретении мощей при архиеп. Иоанне I присутствовала минимум в трех источниках, которые друг от друга генетически не зависят, восходя к источникам более ранним» — пишет С.Н. Азбелев[3]. Возвращение на Валаам святых мощей можно связать также с разгромом шведского отряда под Ладогой после первого крестового похода шведов на север новгородских земель и успешной ответной военной экспедицией новгородцев в юго-западную Финляндию в 1178 г.[4]

Наиболее подробным источником сведений о первом периоде существования обители служит житие Авраамия — основателя Ростовского Богоявленского монастыря. Чрезвычайно важно для истории Валаама то, что преосвященный Макарий (Булгаков), митр. Платон (Левшин), как и ряд других церковных историков, относил подвиги преп. Авраамия к первым десятилетиям христианства на Руси[5]. Дата преставления преподобного согласно 3-й редакции жития[6] — 1010 г.

Возможность существования обители на Валааме, прихода туда преп. Авраамия и его дальнейшего перемещения в ростовский край представляется возможной и потому, что Валаам, по крайней мере до X в., образовывал с Ладожскими и другими северными землями единую Верхнюю Русь. Приладожье в рассматриваемое время находилось на одном из важнейших путей европейской цивилизации, соединявшем Северную Европу с христианством (Византия) и мусульманским (арабский мир) Востоком, — пути «из варяг в греки».

Наконец, современное исследование Валаамских островов (середина 1990-х гг.) позволило обнаружить в бухтах и озерах донные отложения с пыльцой. Они свидетельствуют о наличии на Валааме сельскохозяйственной деятельности людей в древнейший период и более поздний 560-800 гг. по Р.Х., что косвенно подтверждает возможность раннего основания обители. Более совершенные методы ведения сельхоз-деятельности, а именно выращивание ржи, стали применяться в монастырской бухте сразу же после 1000 г. По Р.Х[7]., а в других частях острова — 1150-1250 гг. по Р.Х. Эпоха совершенствования методов обработки земли совпадает с предполагаемым (по житию преп. Авраамия) периодом основания обители.

Представляется возможным совместить два взгляда на время возникновения монастыря: древняя монашеская жизнь на Валааме, возникшая во времена Крещения Руси, могла прекратиться вследствие трудности жизни на отдаленном острове, природных катаклизмов или внешних нападений, а затем возобновиться на рубеже XIV-XV вв. иноками, возможно носившими имена в память о преподобных основателях обители. Х. Киркинен отмечал: «Вероятность того, что Валаамский монастырь основывался несколько раз — три или четыре — весьма высока»[8]. В разрешении данного вопроса в первую очередь не утратили справедливости сведения, которыми мы располагаем. Остается надеяться, что с изучением российских, финских и шведских архивов этот период разъяснится обстоятельнее»[9].

***

20 ок­тяб­ря 1819 г. Свя­тей­шим Си­но­дом бы­ло пред­пи­са­но об­ще­рос­сий­ское по­чи­та­ние Ва­ла­ам­ских угод­ни­ков и опре­де­ле­ны дни цер­ков­но­го празд­но­ва­ния их па­мя­ти: 28 июня/11 июля и 11/24 сен­тяб­ря.

Сви­де­тель­ством бла­го­дат­ной мо­лит­вен­ной по­мо­щи пре­по­доб­ных Сергия и Германа яв­ля­ют­ся мно­го­чис­лен­ные чу­де­са, яв­лен­ные по ве­ре про­ся­щих и мо­ля­щих­ся.

По материалам: Валаамский монастырь и его подвижники 2011 г. Автор-составитель протоиерей Александр Берташ.


[1] Макарий (Булгаков), митр. Московский и Коломенский. История Русской Церкви. М., 1995. Кн. 2. С. 103-104.

[2] Федотова М.А. К вопросу о Житии Ефрема Перекомского //Книжные центры Древней Руси. СПб., 2001. С. 152-198.

[3] Азбелев С.Н. Версии основания монастыря на острове Валаам// Древняя Русь. 2010. № 1 (39). С.10. Еще: К вопросу о дате основания монастыря на Валааме // Вал. Монастырь. Духовные традиции. История. Культура. Материалы конференции. СПб., 2004 / в дельнейшем: Материалы…/ С 63, 77).

[4] См.: Шаскольский И.П. Борьба Руси против крестоносной агрессии на берегах Балтики в XII-XIII вв. Л., 1978. С. 38-105.

[5] В.О. Ключевский — к 1073-1077 гг. (т.е. после смерти свят. Леонтия Ростовского), А.А. Титов — к концу XI — началу XII в.; Е.Е. Голубинский и А.П. Кадлубовский, пожалуй, наименее аргументированно — к XIV в.

[6] Эта дата встречается не менее чем в пяти списках жития.

[7] Саарнисто М. Происхождение Валаамских островов и история землепользования // Материалы… С. 117.

[8] Киркинен Х. Указ. Соч. С. 53.

[9] В 1895 г. Археолог Форстрем сообщил Вал. Монастырю, что в Стокгольме, в Королевском архиве находятся «древние Новгородские рукописи». См. так-же: Паялин Н.П. Материалы для составления истории Вал. Мон-ря. Вып. 1. О розысках древностей честной обители. Выборг, 1915.

Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Фото Видео 147688

Приложение «Валаам»

Подать записку
Пожертвования

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+3°
20.10.2020
Ветер
0.9 м/с,
Осадки
0.0 мм
Давление
762.1 мм рт. ст.
Влажность
85%