В этом году на книжных прилавках Валаамского монастыря появилась новая книга «Валаамский летописец». Книга представляет небольшое собрание трудов валаамского летописца – монаха Иувиана (Красноперова).
В этом году на книжных прилавках Валаамского монастыря появилась новая книга «Валаамский летописец». Книга представляет небольшое собрание трудов валаамского летописца – монаха Иувиана (Красноперова).
Монах Иувиан (в миру Иван Петрович Красноперов) родился 24 января 1880 г. в Верхне-Сергинском заводе Пермской губернии в семье священника. После окончания духовного училища Иван Красноперов работал учителем в церковной школе села Шагирт Осинского уезда Пермской губернии. Короткая встреча со светильником земли русской – святым праведным Иоанном Кронштадтским – определила всю последующую жизнь Ивана Красноперова: 10 июня 1899 года Иван Красноперов вступил в число братии Валаамского монастыря, в монашество пострижен 24 марта 1910 г.
В монастыре монах Иувиан после общих послушаний трудился на братской кухне. Состоял помощником учителя монастырской церковно-приходской школы в течение 1899–1900 учебного года. 18 января 1900 г. о. Иувиан был определен в канцелярию монастыря. С тех пор сложное монастырское делопроизводство стало его главным послушанием и несомненным призванием. 29 августа 1905 года он был назначен старшим помощником правителя дел монастырской канцелярии.
5 августа 1917 года, согласно прошению, монах Иувиан освобожден от обязанностей делопроизводителя. Вторично управлял канцелярией монастыря с 1918 по 1922 годы. В 1920-м году определением Финляндского Монашеского Совета утвержден в должности секретаря Совета. 1 мая 1921 года за усердные труды и полезную службу Церкви монах Иувиан был удостоен грамоты с благословением архиепископа Финляндского Серафима. В 1925 году был назначен заведующим монастырским музеем (Архив Ново-Валаамского монастыря, д. № 24 за 1930 г.).
Священноначалие монастыря ценило труды о. Иувиана, о чем свидетельствует удостоверение, выданное игуменом монастыря отцом Маврикием (Барановым) 24-го января 1918 г.: «…Многолетний опыт и практическое ознакомление с казенным и частным делопроизводством дали монаху Иувиану такой всесторонний и твердый навык в ведении разнообразной письменности, что с 1905 года он с несомненною пользою для обители трудится в исходящей переписке и свыше двенадцати лет ведет таковую, а во время продолжительных деловых командировок Делопроизводителя в Петроград названный монах каждый раз становится во главе правления канцелярией.
Не отрицая способностей и любви монаха Иувиана к письменному труду, мы настоящим подтверждаем, что главною особенностью сего труда является широкая осведомленность и опытное знание к составлению разного рода деловых и официальных бумаг, где, кроме знания, требуется сущность дела, доказательность и наличность излагаемых фактов, изобретательность в их изыскании, ясный смысл и неопровержимость.
В полной мере владея языком и знанием официальных письменных сношений, вышесказанный монах в то же время сведущ в составлении писем частного, житейского характера, касающихся всевозможных жизненных запросов и недоумений, на которые монастырю необходимо давать советы и указания и в некоторых случаях привлекать усердствующих к благотворениям. Всею душою отдаваясь этого рода письменному труду, удовлетворяющему поступающие запросы, в чем многократно мы имели возможность убедиться, монах Иувиан в такой степени дает нам возможность видеть отличные результаты составляемых им писем и деловых отношений.
При полном знании канцелярского дела, последний {монах Иувиан. –
Ред.} в течение 18 лет отличается неослабевающей ревностью и усердием к труду, трудоспособностью, исполнительностью, аккуратностью и любовью к порядку. Оценивая его послушание, многие труды на пользу обители и безукоризненное поведение, монах Иувиан в свое время (в 1914 году) мною, игуменом Мав- рикием, призывался к священству и затем, несколько лет спустя, к управлению монастырской канцелярией, но в обоих случаях он отказался от предлагаемой ему чести, по убеждениям личного его свойства и характера» (ЦГАРК. Ф. №762. Оп. 1. Д. 93. Л. 26-26 об).
Монах Иувиан был ревностным собирателем сведений о валаамских подвижниках. Вместе с монахом Гавриилом (Калугиным), жертвуя своим сном и отдыхом, он тщательнейшим образом собрал все сохранившиеся свидетельства о валаамских пустынниках в особое дело: «Пустыньки и пещеры валаамских подвижников и их жизнеописания». (Подлинник дела находится в архиве Ново-Валаамского монастыря в Финляндии). С особой любовью написано о. Иувианом жизнеописание его духовного отца – старца иеросхимонаха Антипы II (Половинкина), а также своего друга рясофорного послушника Василия Печенкина.
Немалый исторический интерес представляет «Монастырская летопись о Великой войне 1914–1918 годов, пережитой Валаамским монастырем, и о последующих событиях». Страницы летописи донесли до нас драгоценные подробности о жизни Валаамского монастыря в тяжелейший период русской истории.
С 1900 до 30 ноября 1939 года отец Иувиан непрерывно производил научные наблюдения большей частью над атмосферными осадками и над колебаниями уровня воды в Ладожском озере. Водомерные наблюдения, были начаты с 1859 года, по своему исключительному благоприятному географическому положению, всегда вызывали к себе интерес научного мира.
По случаю 80-летия монастырских наблюдений Финляндский Океанографический институт в своем письме от 12 апреля 1939 года отмечал заслуги о. Иувиана: «… Восьмидесятилетняя беспрерывная серия наблюдений является громадным достижением. В особенности поздравляем Вас, наш уважаемый наблюдатель, потому что Вы с такой большой тщательностью производили наблюдения» (Архив монастыря Новый Валаам в Финляндии д. №89 за 1906г. л.52). 30 мая 1945 года монах Иувиан направил в главную геофизическую обсерваторию и государственный гидрологический институт сообщение, в котором, в частности говорится: «Приведение всего наблюдательного материала в должный порядок и единообразие; точное вычисление всех средних данных и вообще окончательное завершение этого столь ценного труда – составляет мою заветную мечту. И если мне будет дана счастливая возможность совершить и закончить свою миссию по валаамской метеостанции, тогда со спокойной совестью могу сказать: ‘‘Сие последнее сказанье, и летопись закончена моя!"»
«Усердно прошу и умоляю сохранить это дело!». «Озёрные тетради» монаха Иувиана (Красноперова)
Отец Иувиан вел обширную переписку. Вопрошавшим духовного совета отец Иувиан писал: «Прилагайте все старание к тому, чтобы у Вас был страх Божий, и чтобы Вы постоянно носили в сердце своем Христа Господа, чтобы любили более всего и наиболее были привязаны к нашей Святой Православной Церкви, и не внешне только, а внутренне, глубоко, живя в ней по ее заповедям. В Святой Церкви Христовой Вы найдете все потребное в жизни.
Помните, что у человека в жизни постоянно есть долг: к Господу Богу, к родным, и вообще к своим ближним. Старайтесь быть снисходительными к другим, не судить строго других, а прежде всего быть строгими к себе самим. Более всего страшитесь делать зло другому человеку или причинить ему какую-либо боль. Всегда будьте кротки.
Развивайте в себе истинную любовь и понимание России: это значит уметь строго отличать то, что в ней есть подлинно хорошего, от злого и скверного. Первым можно и нужно хвалиться, над вторым – искренно сокрушаться и скорбеть».
Одним из его адресатов был девятилетний мальчик Алеша Ридигер, будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси, посетивший Валаам в 1938–1939 годах со своими родителями и особо сблизившийся с монахом Иувианом. (Приведенные в книге письма о. Иувиана к Алеше Ридигеру находятся в личном архиве Святейшего Патриарха Алексия II).
Монах Иувиан (Красноперов) скончался 12 ноября 1957 г. и был погребен на братском кладбище монастыря Новый Валаам в Финляндии.
Все публикуемые в настоящем сборнике сочинения печатаются по рукописям. Внесена небольшая орфографическая, пунктуационная и стилистическая правка.
Книгу « Валаамский летописец» можно купить в книжных лавках на о. Валаам.