Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие во Христе братья и сестры, в третье воскресение Великого поста нами торжественно чествуется крест Христов. Три недели поста уже позади, и три недели ещё впереди. В середине Поста нам, изнемогшим в борьбе со грехом, даётся утешение в наших скорбях и борениях, — это крест Христов.
Сегодня Господь обращается к нам словами Евангелия: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34). В этой речи Спасителя мы видим указанный нам узкий путь к Богу.
Жизнь человека подобна путешествию от земли на Небо. От того, какое мы положим начало этого пути, какой вектор зададим своей земной жизни, будет зависеть конец нашего путешествия, наша загробная участь.
Начало этого пути — это вера и желание добровольно, по благому произволению, последовать за Христом, доверится полностью Богу, Его заповедям — и жить по Евангелию.
Второй шаг — это самоотвержение. Что это значит?
До обретения веры и нашего воцерковления, или уже после него, мы научились жить во грехе, получили отрицательный опыт в жизни, дурные привычки, страсти и пороки. Кроме этого у нас сформировался неправильный образ мыслей: наши интересы, желания, чаяния направлены, в основном, на земное благополучие и счастье.
Мы настолько сроднились с греховным, эгоистичным образом мыслей и жизнью, что это стало как бы нашим вторым «я» — или ветхим человеком, которого и надо отвергнуться и полностью оставить. Образно говоря, отвергнуться себя, — это переустановить систему нашего мысленного компьютера, отвергнуть всё ветхое, греховное, противное Христу и Его заповедям, и жить уже по-новому.
Согласно святителю Игнатию: «Чтобы восприять на рамена крест, должно прежде отказать телу в его прихотливых пожеланиях, доставляя ему одно необходимое для существования; должно признать свою правду лютейшею неправдою пред Богом, свой разум — совершенным неразумием, и, наконец предавшись Богу со всею силою веры предавшись непрестанному изучению Евангелия, отречься от воли своей»[1].
Дальше Спаситель нас призывает взять крест свой и следовать за Ним. Что значит взять крест свой?
Взятие креста для нас есть добровольное распятие плоти со страстьми и похотьми, без которого мы не можем быть учениками Христа. Распятие плоти — это борьба со страстями; а оружия и средства, данные нам в помощь, — это пост, молитва, бдение, поклоны, покаяние, плач, смирение и другие подвиги и добродетели.
Если мы ленимся и не радеем о добровольном распятии плоти со страстьми и похотьми, то Господь по Своему милосердию и любви попускает нам болезни и скорби, которые, хочешь-не хочешь, помогают нам распинать в себе ветхого человека. Вот эти невольные болезни, скорби и страдания души и тела есть тоже крест наш. Если мы благодушно терпим все эти скорби, осознавая что достойное по грехам своим принимаем для нашей пользы и исцеления, и не ропщем на Бога, — этот крест наш становится спасительным для нас.
Без несения нами креста нет надежды на наше исцеление от греха и спасение. Нам трудно, порой мы изнемогаем под тяжестью креста своего, но насколько наш ветхий человек распинается на кресте, настолько оживает в нас новый человек — Христос; несение креста становится благим игом.
Святитель Игнатий изъясняет нам, что: «Взять крест свой – значит доблестно претерпевать тяжкий невидимый труд, невидимое томление и мученичество ради Евангелия при борьбе с собственными страстями, с живущим внутри нас грехом, с духами злобы...
Взять крест свой – значит с покорностью и смирением подчиниться тем временным скорбям и бедствиям, которые благоугодно Божественному Промыслу попустить нам в очищение наших согрешений. Тогда крест служит для человека лествицей от земли к небу»[2].
Не будем забывать о несении монашеского креста. Это наше умирание миру страстей, и умерщвление всего греховного, живущего внутри нашей души. А путь к этому умиранию для греха и жизни в Боге дан нам в чине монашеского пострига. Это непрестанная молитва Иисусова, — если молиться ей со вниманием, не принимая прилогов и помыслов, происходит распятие ума, отмирает наш ветхий человек, и рождается новый, сокровенный сердца, человек.
Когда духовный этап, распятие плоти со страсти и похотьми, будет пройден, крест наш — это уже полная покорность и отдача себя Богу, Его святой воле, — когда живём уже не мы, но Христос в нас, чего достиг апостол Павел и другие святые.
Дорогие братья и сестры!
Как бы тяжело и трудно нам не было в нашей жизни, будем взирать на Крест Христов, и распятого на нём Господа Иисуса Христа. Господь всей своей жизнью и смертью показал нам образ Креста. По своей великой любви к роду человеческому, Он претерпел позорную смерть на кресте ради каждого из нас.
Крест, прежде распятия на нём Господа, был орудием позорной казни. Христос освятил его своею честною кровью. Крест Христов дан нам в утешение и помощь в борьбе со грехом. Все скорбящие и жаждущие Христова утешения, припадем ко Кресту с верой и любовью, лобызая крест устами, сердцем своим приблизимся к распятому на нём Христу.
Силою Честнаго и Животворящего Креста, молитвами Богородицы и всех святых, да сподобит и нас Господь в мире и здравии достигнуть праздника светлого Христова Воскресения!
Аминь.
[1] Симфония по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова) / [ред.-сост. Т. Н. Терещенко]. – Москва : Даръ, 2008. – 775 с. ISBN 978–5-485–0095–7
[2] Симфония по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова) / [ред.-сост. Т. Н. Терещенко]. – Москва : Даръ, 2008. – 775 с. ISBN 978–5-485–0095–7
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 473036