Обновлённый храм преподобных Сергия и Германа встречает Сретение Господне.

“Cтарец рассказывал, как в семидесятые годы он совершил вместе с туристами паломничество на Валаам, уговорил сторожа пропустить его в нижний храм и совершил молебен перед тем местом, где под спудом почивают святые мощи преподобных Сергия и Германа. Вместо раки там стояли ящики с помидорами, но он, вспоминая это, восклицал: “Какая благодать там!”
15.02.2018 Трудами братии монастыря  1 265

На праздник Сретения Господня возобновились служения в нижнем храме Спасо-Преображенского собора Валаамского монастыря после ремонта в алтаре.

75.jpg
О том, как задумывался и строился собор, читаем в книге“Валаамский монастырь и его подвижники: «В XIX веке, особенно с открытием регулярного сообщения с Петербургом, увеличилось число монашествующей братии и паломников. При стечении большого числа богомольцев <собор XVIII века> уже не мог вместить всех желающих. Вероятно, идея строительства нового большого собора принадлежит святителю Игнатию (Брянчанинову), в те годы благочинному Санкт-Петербургской Епархии. При посещении монастыря в 1846 году он высказал пожелание, чтобы “вместо такого числа храмов, гораздо было бы лучше, если бы одно обширное здание вмещало в себе теплую и холодную церкви».

На постройке собора.jpg При игумене Дамаскине началась заготовка кирпича, извести и других стройматериалов для нового храма. Что-то привозили с большой земли на кораблях, но многое изготавливалось на Валааме трудами братии и наёмных рабочих. К примеру, в монастыре имелся собственный кирпичный завод. Специально для возведения большого храма был построен ещё и второй. По окончании работ подсчёт показал, что на строительство ушло 3,5 миллиона кирпичей!

К сожалению, выдающийся игумен-строитель не успел возглавить работы по возведению здания. К строительству приступили только при его ученике и приемнике игумене Ионафане II (1881-1891). Проект разработал архитектор А.Я. Силин под руководством епархиального архитектора Г. И. Карпова. А прежнюю церковь разобрали за несколько месяцев.

30 июня 1887 года состоялась торжественная закладка нового собора, на которой присутствовал великий князь Владимир Александрович с супругой, великой княгиней Марией Павловной.

Нижний храм был готов в 1891 году, но работы еще продолжались в верхнем храме и на колокольне. Из рапорта игумена Гавриила о проделанных строительных работах за 1891 год узнаём: «В нижнем этаже собора <тёплый храм> оштукатурена церковь, настлан каменный из плиты пол, поставлены печи, вставлены в окна рамы и для входа в верхнюю церковь устроена каменная лестница».

063-d1erWpyrdkI.jpg Иконостас был устроен трудами монашеской братии. Специалисты определяют стиль верхнего храма как “русский”, в то время как нижний называют “византийским”. Предполагается, что выбор такого стиля мог быть обусловлен воспоминанием о происхождении “от восточных стран” преподобных Сергия и Германа. Ведь именно им, легендарным основателям Валаамской обители, был посвящен нижний храм.

26 июня 1892 года преосвященный Антоний (Вадковский), епископ Выборгский, в присутствии великого князя Владимира Александровича и его супруги, великой княгини Марии Павловны, освятил главный престол нижней церкви в честь преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Через год, 14 июня, был освящен боковой придел во имя Благовещения Пресвятой Богородицы.

Паломники того времени с нескрываемым восторгом отмечали: «Всюду видна масса кропотливого труда, изящество, вкус и полная гармония красок!»

Сегодня стены и потолок нижнего храма белые. Но изначально они были цветными: всё пространство было покрыто росписями, фресками или узорами. Росписи были выполнены в технике воско-клеевой темперы – вапы (от греч. βαφα — окраска), способ приготовления которой был разработан еще византийскими иконописцами. В состав связующего красочного слоя входили воск, приготовленный особым способом, осетровый клей и пчелиный мёд. Живопись выполнялась по сухой штукатурке, покрытой слоями мелового грунта и клея. Особенностью техники является её устойчивость к условиям среды с повышенной влажностью. Колорит росписи со временем не изменялся.

0076.jpgВ приделе Благовещения совершается ранняя Литургия.

Полоток нижнего храма прежде был небесно-голубым. Интересно, что сегодня в пространстве алтаря голубой цвет остался, в то время как в остальной части храма потолок стал белым. Изменился и цвет иконостаса. В наше время он кажется полностью позолоченным, хотя некоторые участки имеют древесную фактуру. Изначально иконостас был более разнообразным по цвету и по-детски праздничным: в нем на розовых и голубых пятнах рисунка играли блики золота.
Один из паломников, священник Александр Ваучский, подробно описал убранство нового храма: «Вся нижняя церковь украшена стенною живописью. На потолке изображены 4 евангелиста… На колоннах помещены картины из земной жизни Спасителя и Богородицы, в узких местах колонн – лики преподобных… Потолок выкрашен в синий небесный цвет, где раскиданы звёзды. Фон стен и колонн желтый, приятного колорита… Иконостас резной, золочёный по светло-синему и розовому фону. Иконы в нем древние, находившиеся в прежнем соборе, все в массивных серебряных ризах. Алтарь очень обширен и светел. Главный престол – бронзовый посеребренный… В приделе Благовещения совершается ранняя Литургия, после которой бывает ежедневно молебствование у раки преподобных Сергия и Германа».

О временах “мерзости запустения”, когда Валаам постигла участь многих обителей нашей страны, находим описание у архимандрита Павла (Груздева). Он поделился воспоминаниями с нынешним игуменом монастыря. Епископ Панкратий в интервью для газеты “Русь державная”, данном в 1997, рассказал о приезде на Валаам отца Павла: “Почивший старец рассказывал, как в семидесятые годы он совершил вместе с туристами паломничество на Валаам, уговорил сторожа пропустить его в нижний храм и совершил молебен перед тем местом, где под спудом почивают святые мощи преподобных Сергия и Германа. Вместо раки там стояли ящики с помидорами, но он, вспоминая это, восклицал: “Какая благодать там!”
140.jpg
Про беседы о Валааме с отцом Павлом вспоминает также игумен Фотий (Бегаль), который в студенческие годы неоднократно посещал известного старца. Тот рассказывал: «Как же приложиться к святыням? Приезжаю, а там все закрыто на замки. Нижний храм, например, превратили в какое-то овощехранилище. Что же делать? Как туда попасть? Тогда я нашел мужиков, купил и отдал им бутылку водки. Они мне все открыли, и я смог там помолиться и приложиться. А в другой раз валаамские мужики даже побили за то, что вошел в храм приложиться. Было и такое…»

ЛЕТОПИСЬ МОНАСТЫРЯ: "ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГЛАВНОГО СОБОРА ВАЛААМСКОГО МОНАСТЫРЯ".

5D4_3993_sm.jpg

К счастью, советский период в истории Валаамского монастыря завершился. Стены уцелели. И уже в наши дни пришли люди – братия монастыря, благотворители, волонтёры и профессиональные строители и ремонтники, которые вернули Спасо-Преображенскому собору былое великолепие.

Благодарим Господа, что сегодня двери храма открыты для всех и возможность помолиться у раки преподобных Сергия и Германа есть как у насельников, так и у посещающих обитель многочисленных паломников и туристов, число которых каждый год достигает 80-100 тысяч.

РЕЧЬ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ НА ЗАСЕДАНИИ ПОПЕЧИТЕЛЬСКОГО СОВЕТА ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОГО ВАЛААМСКОГО МОНАСТЫРЯ


Трудами братии Валаамского монастыря

Рекомендуем

Оплатить требы в монастыре теперь можно и по телефону

Участвуют операторы: Билайн, МегаФон, МТС, Tele2. Деньги зачисляются мгновенно, подтверждение об успешном переводе в монастырь приходит сразу.

Фото Видео 14469

Фотогалерея

Все фотоальбомы