«На Бога надейся и сам не плошай?»

Как почувствовать это состояние, когда ты прилагаешь все возможные усилия со своей стороны и при этом не надеешься на себя, но полностью уповаешь на Бога?
03.09.2021 Трудами братии монастыря  29 384

Дорогой батюшка, благословите, я Александр Корпенко из Сургута. Скажите пожалуйста, как найти тот царский, средний путь в духовных и житейских делах, когда вроде бы нужно всё своё упование возлагать на Господа, а с другой, как говорится в народе: «на Бога надейся, а сам не плошай». Т.е. как я понимаю: прилагать усилия, не отступать перед возникающими преградами и неудачами, пользоваться каким-то своим опытом, своим рассуждением. И если все валится из рук, страсти одолевают, молиться не получается — означает ли это, что я излишне понадеялся на себя, не испросив у Бога помощи на совершаемые дела?

Как почувствовать это состояние, когда ты прилагаешь все возможные усилия со своей стороны и при этом не надеешься на себя, но полностью уповаешь на Бога. Потому что часто так бывает, когда я прикладываю усилия, то невольно уверен, что эти старания приблизят меня к назначенной цели, и, получается, больше надеюсь на себя, а Господь не помогает.


Начнём с того, что народная поговорка «на Бога надейся, а сам не плошай» никакого отношения к Евангелию не имеет. Господь очень ясно говорит: «…без Меня не можете делать ничего» (Иоан.15:5). Но как же так? Множество людей, верующих и неверующих, казалось бы, своими силами строят дома, сажают деревья, воспитывают детей и получают от этого удовлетворение. Подчас, откровенные безбожники и богоборцы достигают выдающихся успехов в земной жизни. И если не Бог им при этом помогает, то кто?

Бог вочеловечился, взошёл на Крест, воскрес и вознёсся не для того, чтобы стать надёжным помощником в наших земных делах. Всё Его земное служение и искупительный подвиг были предприняты ради того, чтобы даровать каждому человеку возможность спастись – то есть стать в максимально возможной степени подобным Богу (обожиться) и пребывать с Ним в вечном общении в Его любви. Именно в этом деле обожения никакие наши усилия сами по себе не могут доставить нам никакого результата. Сколько бы аскетических подвигов мы не совершили, качественные изменения нашего отношения к Богу и ближним всегда будут только подарком от Бога, но не следствием наших трудов. Поэтому для ответа на Ваш вопрос надо в первую очередь выяснить, что является самой главной, первоочередной целью Ваших усилий – спасение или земное благополучие?

Оговорюсь сразу, не получится одновременно в равной степени хотеть и того и другого. Либо Вы ищите Царство Божие для себя и своих близких прежде всего, либо на первом месте у Вас земные блага. Так, Вы либо больше всего хотите, чтобы Ваш страждущий родственник любой ценой сейчас сохранил свою жизнь, а всё остальное потом, включая его отношения с Христом. Либо Вам важнее всего духовное спасение ближнего, а в том, как ему жить и как умирать Вы больше полагаетесь на Бога, а не на свои желания и ожидания. Бог всегда приходит на помощь тому, у кого Царство Небесное на первом месте. Именно ради этого Он через Крест и Воскресение восстановил возможность непосредственного общения человека с Собой.

Его помощь совсем не обязательно будет означать дарование человеку земного благополучия, но даров Святого Духа – мира, радости, долготерпения… Даже на смертном одре. Но и в первом случае, когда человек относится к Богу только как к помощнику в своих земных делах, Бог может ему помочь. Это произойдёт в том случае, когда в сердце человека зреет им самим не различаемый росток желания богообщения. Человек не видит, как он поднимается, проблема спасения ещё не стала для него первоочередной, но через попущенную Богом скорбь и явно ощутимую Божью помощь человек увидит этот росток и поймёт, что, оказывается, без Бога все его земные чаяния были лишены смысла.

Итак, если Ваш вопрос относится к усилиям, направленным на решение духовных задач, то эти усилия надо совершать на пределе своих возможностей, «до крови подвизаться», как писал апостол Павел, но не возлагать ни капли надежды на их результативность, как это мы привыкли делать в обычных мирских делах. «… Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Матф.16:24). Без самоотвержения невозможно начать путь к спасению.

Самоотвержение предполагает детское доверие Господу и полное упование на Него, а не на свои силы, опыт, знания, способность суждения. Яркий и воодушевляющий пример такого упования явила преподобномученица Мария Гатчинская. В 16 лет образованная девушка тяжело заболела и провела последующие 42 года в кровати, будучи полностью парализованной, причём в последние годы она испытывала острую боль от любого прикосновения или изменения положения тела. Марии Богом было попущено лишиться практически всех земных ресурсов. Но она выстояла во внутренней борьбе с отчаянием, приняла свою болезнь с благодарностью, стяжала необычные духовные дары и стала духовным руководителям женской общины из числа монахинь упразднённых советской властью монастырей. Удивительно, что эта физически совершенно беспомощная девушка вызывала страх у властей. Она была арестована НКВД как руководитель церковной общины и скончалась от мук в тюремных застенках. Поистине, «сила Божия в немощи совершается»!

Усилия в духовном делании нужны не для достижения результата, а для оценки искренности своего желания богообщения, проверки верности своего целеполагания. Для этого же Бог попускает подвижнику различные испытания. Напротив, тому, у кого в приоритете земные блага, у кого в сердце нет даже искорки любви ко Христу, такие испытания не нужны. Бог не будет ему навязывать общение с собой.

Такой человек может успешно совершать множество социально одобряемых поступков, которые ни его, ни его близких никак не приблизят к спасению: «всякое Христа ради делаемое добро суть средства для стяжания Святого Духа Божия. Заметьте, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Духа Святого, все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией не дает» (прп. Серафим Саровский).

Да, человек, достигающий своими силами успехов в земной жизни, испытывает радость. Но радость эта эфемерна как мираж в пустыне. Первая же сильная скорбь полностью её уничтожает. Предчувствуя это, человек постоянно живёт в страхе будущих лишений, загоняя его в глубины подсознания. Ту радость, которую обретает человек от общения с Богом, не может разрушить никакая скорбь. И единственный страх, который ведёт его по жизни, есть страх потерять непосредственную связь с любимым Господом. А на земле ему страшиться нечего: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Матф.6:19,20).

Обрести состояние полного упования на Бога, а не на свои силы можно только опытным путём. Вновь и вновь надеясь на свои силы, подвижник рано или поздно заметит, что либо его усилия не приводят ни к какому значимому духовному результату, либо те результаты, которых, как ему кажется, он достиг, на деле оказываются духовным поражением. Они не доставляют его душе мира и безмятежности, не изгоняют страхов о потере земного благополучия, не изменяют его отношения к Богу и ближним. «Каждый человек получает в жизни то, чего хочет. Но не каждый после этого рад».

Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 415668

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+6°
сегодня в 12:30
Ветер
2.2 м/с, Ю
Осадки
0.8 мм
Давление
758.1 мм рт. ст.
Влажность
93%