Бесчисленные паломники ежегодно притекают в Валаамский монастырь, с верою и надеждою прося помощи у главных святынь обители в исцелении телесных и душевных недугов. Ежедневно в Спасо-Преображенском соборе перед чудотворными святынями совершаются молебны, на которых возносятся молитвы за страждущих. Братия монастыря, старается принять и дать приют всем прибывающим в святую обитель. Особенно много богомольцев собирается на молебны: преподобным Сергию и Герману Валаамским - молебны совершаются 3 раза в неделю, близ Валаамской иконы Божией Матери – 1 раз в неделю, близ иконы Божией Матери «Всецарица» - 1 раз в неделю и преподобному Антипе Валаамскому – 1 раз в неделю.
Мощи прпп. Сергия и Германа находятся в нижнем храме Спасо-Преображенского собора под спудом (память 28 июня/11 июля, 11/24 сентября)
Основателями Спасо-Преображенского Валаамского монастыря являются преподобные Сергий и Герман. Исторические сведения о них очень скудны. Не раз во времена вражеских нашествий (XII, XVII вв.) монастырь переживал опустошение, на долгие десятилетия прерывалось здесь иноческое служение. Во времена нашествий уничтожались церковные памятники, монастырские святыни. Утрачено было и житие преподобных Сергия и Германа Валаамских. Существует два мнения историков о возникновении обители. По одному из них, согласно церковному преданию, преподобные были греческими священноиноками, пришедшими в X веке во владения Великого Новгорода вместе с первыми православными миссионерами.
Свидетельством иноческого подвига преподобных стали церковное предание и древние новгородские летописные памятники. Смысл иноческого жития преподобных Сергия и Германа состоял в просвещении светом Христовой веры языческих карельских племен, в утверждении православия на Севере Руси, в основании монашеской обители, которая стала оплотом православия в ранние века христианского просвещения. Об этом свидетельствуют древние жития, в частности житие преподобного Авраамия Ростовского, в котором повествуется о его пребывании на Валааме, о существовании здесь православного монастыря уже в X веке.
Древние новгородские летописи сообщают об обретении мощей преподобных Сергия и Германа и перенесении их в Новгород во время нашествия шведов в 1163-1164 годах. Именно тогда состоялось местное прославление основателей Валаамского монастыря и было положено начало церковному почитанию преподобных Сергия и Германа в пределах Новгородской епархии. Согласно второму мнению монастырь был основан в XIV веке.
В 1611 году монастырь был разорен шведами, и на острове жили шведские колонисты. В 1685 году шведы захотели откопать мощи преподобных и надругаться над ними. Сохранилось предание, что при первых попытках, Господь послал на них лютый недуг. Поняли шведы, как немощны они и ничтожны пред Богом и Его святыми угодниками. С тех пор они не помышляли и коснуться святых мощей, более того, стали почитать их. Чтобы место покоя святых угодников не было потревожено, они поставили над ним деревянную часовню.
Спустя десятилетия часовня, воздвигнутая наскоро в 1685 г., стала разрушаться; деревянный крест, осенявший могилу преподобных, едва держался в основании. Иноверцы стали забывать святость места и чудотворную силу, охраняющую его. Один из жителей, оказавшись на монастырской территории, дерзнул посягнуть на святое место – низвергнуть ветхий крест, но тут же его постигла кара Божия - страшные язвины покрыли все тело, несчастный не мог сдвинуться с места.
Мучения, которые он испытывал от боли, приводили всех в ужас. Когда же он рассказал домашним, как и где все произошло, они вспомнили о святости почивающих там угодников Божиих. Больного повезли обратно к церкви, и там, испросив над святой могилой прощения, он был исцелен. Иноверец осознал безумие своей дерзости и, вопреки учению своей веры, стал благоговейным почитателем преподобных. Он поселился в некотором отдалении от развалин, возобновил крест и часовню. Она стояла до 1717 г., когда, по повелению Петра Великого и по благословению епископа Корельского и Орешковского Аарона, архимандрит Кирилло-Белозерского монастыря Иринарх начал возобновлять Валаамскую обитель.
К 28 июня 1789 года казначеем Иннокентием с братией был выстроен и освящен новый соборный храм преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев, где мощи их почивают под спудом. В 1817 году архимандритом Коневского монастыря Илларионом была составлена служба преподобным Сергию и Герману, валаамским чудотворцам, и напечатана в Синодальной типографии с приложением поучительного слова на память их.
В 1819 году, 20 октября, Святейшим Синодом было предписано общероссийское почитание Валаамских угодников и определены дни церковного празднования их памяти.
Серебряная рака, где почивают под спудом святые мощи преподобных Сергия и Германа, была сооружена в 1823 г. Вес раки около 79 кг с выкованными на верхней доске во весь рост фигурами преподобных; на боковых сторонах - изображениями перенесения мощей их; на передней - надписями о сооружении раки, и на задней - видами монастыря. Карнизы раки были украшены четырьмя литыми коваными херувимами и другими украшениями. В 1896 году Елизавета Семеновна Лямина подарила серебряную крышку к раке, изготовленную в известном петербургском ювелирном магазине Овчинникова. На крышке изображены преподобные отцы Сергий и Герман Валаамские в одеждах схимников. Находящаяся под крышкой икона святых Сергия и Германа была написана в иконописной мастерской монастыря в 1882 году.
В марте 1940 г. рака была перевезена вместе с монастырской ризницей на территорию Финляндии. Ныне рака выставлена с 1969 года в Православном церковном музее Финляндии в Куопио. В середине XX века нижний храм Спасо-Преображенского собора использовался как продуктовый склад.
В 1989 г. первыми монахами над мощами преподобных Сергия и Германа была установлен простая деревянная рака, обитая зеленым сукном. В 1996 г. была изготовлена новая рака из бронзы.
В 1892 г. над ракой была возведена золоченая деревянная сень. В 1940 году, сень была полностью утрачена. Работы по воссозданию резной сени начались в 2007 г. в рамках Программы Патриаршего Попечительского совета по восстановлению монастыря. 24 марта 2013 г. в праздник Торжества Православия новая сень была установлена. Сень воссоздавалась по архивным фотографиям из Ново-Валаамского монастыря
Мощи преподобных Сергия и Германа и ныне почивают под спудом в Спасо-Преображенском соборе Валаамского монастыря. Свидетельством благодатной молитвенной помощи преподобных являются многочисленные чудеса, явленные по вере просящих и молящихся.
В монастырском архиве Ново-Валаамского монастыря (Финляндия) сохранился сборник «Чудеса преподобных Сергия и Германа». Составлен он был по благословению игумена Дамаскина.
В Афонском монастыре он принимал деятельное участие в устроении румынского скита Продром, а затем приехал в Россию для сбора пожертвований. Живя в Петербурге, Антипа совершил паломничество в Валаамский монастырь, где, испросив благословение афонских и молдавских старцев, провел последние 17 лет своей жизни.
Старец всегда жил в крайней нищете: в пустой келье не было ни кровати, ни стула, лишь небольшой столик вместо аналоя и деревянный жезл с перекладиной, на который в борьбе со сном в изнеможении опирался он во время всенощного бдения. На полу – войлок: здесь он сидел в утомлении днем или отдыхал ночью.
Сам будучи нестяжателем, отец Антипа неизменно с любовью отзывался на нужды братии. В XIX веке он был едва ли не единственным из валаамских старцев-духовников, имевших духовных чад не только из числа насельников монастыря, но и мирян из разных сословий, в том числе и духовных дочерей. Поскольку женщины допускаются в Всехсвятский скит лишь раз в году на праздник Всех святых (первое воскресение после Дня Святой Троицы), отец Антипа просил похоронить его вне территории скита, чтобы его духовные дочери могли бы посещать его могилку. Желание старца было исполнено.
В 1960 году могила старца была вскрыта неизвестными «кладоискателями». Не найдя «драгоценностей», грабители засыпали могилу землей, бросив неподалеку надгробную плиту. Позже, по осевшей над могилой земле, и определили место подлинного захоронения святого подвижника.
Мощи старца Антипы были обретены в мае 1991 года, после того как наместник обители игумен Андроник (Трубачев) с братией совершил панихиду по старце. Для удостоверения того, что раскопки велись действительно на месте могилы и что обретенные останки принадлежали именно старцу Антипе, место под сдвинутой плитой было раскопано, но там оказалась лишь скала.
На всенощном бдении в память равноап. кн. Владимира, 15/28 июля 1991 года, мощи старца Антипы были перенесены в храм свв. апп. Петра и Павла, а на память прпп. Сергия и Германа, 11/24 сентября 1991 года, - в нижний храм Спасо-Преображенского собора, икона старца, написанная в 2001 году, расположена как раз над его святыми мощами.
От помещенных в раку мощей старца Антипы исходит сильное благоухание, особенно в то время (например, в начале Великого поста), когда братия обители усердно подвизаются в посте и молитве. Многие братия и паломники обращаются к преподобному старцу с просьбой о молитвенном предстательстве и получают его.
В 2000 году Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II имя прп. Антипы Валаамского (Афонского) было включено в Месяцеслов Русской Православной Церкви, память прп. Антипе Валаамскому (Афонскому) совершается 10/23 января.
Иерархи и священнослужители из разных мест России, приезжающие на Валаам, неоднократно обращались с просьбой отделить им малую частичку св. мощей старца Антипы, что свидетельствует о почитании ими старца. Особо велико почитание святого подвижника в Молдавии и в Румынии (св. Антипа канонизирован Румынской Православной Церковью еще в 1992 г.), откуда также поступали просьбы передать частичку его мощей. На Святой Горе Афон почитание этого святого старца распространено среди монахов-святогорцев румынской и русской национальностей.
Образ Богоматери, именуемый Валаамским, имеет сравнительно небольшую историю в плане иконографическом. Икона была написана в 1878 году валаамским иеромонахом Алипием (в миру – Алексей Константинов, 1851-1901 г.г.), уроженцем Рыбинского уезда Ярославской губернии. В Валаамскую обитель он поступил в 1875 году. При пострижении в монашество 12 мая 1884 года был принят во внимание его дар живописца - его нарекли Алипием, в честь преподобного Алипия, иконописца Киево-Печерского.
Иеромонах Алипий вместе с другими монастырскими живописцами, в том числе иеромонахом Лукой (Богдановым), украшал храмы монастыря, написав иконы для пятиярусного иконостаса Спасо-Преображенского собора. Отец Алипий писал иконы в глубокой молитве и хранении чистоты помыслов. Каждую икону или стенопись он долго и благоговейно обдумывал. Никогда не начинал писать икону, пока не чувствовал действие благодати Божией.
Высота духовной жизни отражалась на иконах мастера. Светоносную иконопись отца Алипия называли на Валааме «духовным прозиранием небесновечной красоты». Чудотворную икону Божией Матери, именуемую Валаамская, иеромонах Алипий написал в 1878 году. Он создавал образ Игумении «Северного Афона» в то время, когда в церкви читали акафист Пресвятой Богородице. «Первостатейному художнику и иконописцу», «валаамскому Рафаэлю», как называли его современники, было всего 26 лет.
Манеру живописи иеромонаха Алипия отличает светлый, пастельных тонов колорит, академически точный объемный рисунок и удивительно мягкое, нежное письмо с тончайшей проработкой деталей. Цвета свежие, яркие, такие же, как и цвета валаамской природы, что объясняется, по-видимому, своеобразными климатическими условиями, характерными только для Валаама.
Интересна судьба Валаамской иконы Божией Матери. Сначала образ находился в нижнем храме во имя преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. При построении нового Спасо-Преображенского собора (1890 г.) образ был перенесен в церковь Успения Божией Матери, где до освящения собора совершались службы. Впоследствии образ был убран в кладовую ризницы в упраздненной церкви святителя Николая.
Икона чудесным образом была обретена в 1897 году по указанию Самой Царицы Небесной. С этих пор началось почитание иконы братией обители и богомольцами, когда по молитвам перед образом Божией Матери получила чудесное исцеление от тяжкого недуга одна из благочестивых верующих.
Жительница Петербурга, Наталья Андреевна Андреева, много лет страдала ревматизмом рук и ног. В 1887 году, по указанию, данному ей в сонном видении Божией Матерью, она отправилась на поклонение преподобным Сергию и Герману, Валаамским чудотворцам.
В церкви Успения Божией Матери она увидела икону Пресвятой Богородицы, явленную ей во сне. Получив облегчение в болезни после молитв к преподобным, раба Божия Наталья дала обещание вновь приехать на Валаам. Прошло девять лет, и в 1896 году, в сонном видении ей вновь явилась Божия Матерь – с укором за невыполнение данного ею обещания. Наталья тут же отправилась на Валаам, но в церкви Успения уже не нашла той иконы. Никто из братии не мог указать, где она находится.
Ризничный отец Пафнутий предположил, что образ отправлен на Петербургское подворье монастыря. Не найдя иконы в Петербурге, Наталья в 1897 году, к празднику святых апостолов Петра и Павла, вновь приехала на Валаам. Во сне ей было указано, что икона находится в ризнице церкви святителя Николая Чудотворца, тогда же она увидела торжественное перенесение образа. Свой сон Наталья рассказала отцу Пафнутию и он обрел икону на том самом месте, которое было указано Наталье.
Валаамская икона была перенесена в нижний храм преподобных Сергия и Германа. По просьбе Натальи перед иконой был отслужен молебен. Через неделю она смогла ходить без палки, а к Пасхе, милостью Божией, была совершенно здорова. В 1899 году игумен Валаамского монастыря Гавриил устроил в иконе ковчежец с частицей Ризы Божией Матери.
Икона пребывала на Валааме, отошедшем в 1917 году к Финляндии, до марта 1940 года, когда после присоединения территории Карельского перешейка и северной Ладоги к СССР иноки, вынужденные покинуть остров Валаам, перенесли образ в основанный ими на территории Финляндии монастырь, названный впоследствии Новый Валаам. Здесь, в Преображенском соборе, за левым клиросом, Валаамская икона Божией Матери пребывает и по сей день.
В России остался чтимый список Валаамской иконы Пресвятой Богородицы, написанный валаамскими иконописцами в 1900 году. Первоначально образ находился в часовне Валаамского монастыря на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, затем, очевидно, еще до его закрытия в 1932 году, был перенесен в церковь на Смоленском кладбище. Образ особенно почитался прихожанами храма, были зафиксированы случаи благодатных исцелений.
9 июля 1992 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II с клириками Санкт-Петербургской епархии и братией монастыря Валаамская икона Божией Матери была торжественно перенесена из Смоленского храма на Валаамское подворье в Санкт-Петербурге.
Через четыре года, накануне дня празднования памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II состоялось перенесение образа из Петербурга в Валаамскую обитель. В 1997 году, через сто лет после обретения чудотворного образа, на основании глубокого и непрекращающегося его почитания верующими, Его Святейшество благословил совершать празднование Валаамской иконы Божией Матери в первое воскресенье после дня празднования прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев.
10 июля 2002 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил первую в России церковь в честь Валаамской иконы Божией Матери. Она расположена в некогда упраздненном Никольском храме, на том месте, где в 1897 году была обретена чудотворная икона Божией Матери, получившая позднее название «Валаамская».
Сегодня чтимый список Валаамской иконы Божией Матери является одной из главных святынь Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Перед иконой служатся молебны, происходят исцеления, свидетельствующие о том, что ни одна из наших искренних молитв, возносимых перед святым образом усердной Заступницы и Небесной Ходатаицы, не остается неуслышанной.
Первообраз святыни находится в Греции, на Святой Горе Афон, в Ватопедском монастыре, в соборном храме обители, слева от царских врат.
Эта икона, написанная в ХVІІ веке, по преданию, была благословением известного афонского старца Иосифа Исихаста своим ученикам. До наших дней дошла история о первом чуде, произошедшем перед образом Матери Божией «Всецарица», рассказанная самим святым старцем.
Однажды в храм вошел некий молодой человек и, став перед иконой, стал что-то невнятно шептать. Вдруг лицо Пресвятой Богородицы блеснуло, подобно молнии, и невидимая сила повергла юношу на землю.
Едва придя в себя, чуть живой, в слезах, он признался инокам, что жил без Бога в сердце, занимаясь магией и чародейством, а в монастырь пришел, чтоб испытать свою силу на святых иконах. Так, чудотворное вмешательство Божией Матери заставило юношу раскаяться в своем грехе и стать благочестивым. Исцелившись от душевных недугов, он остался жить на Афоне.
Впервые проявив свою чудотворную силу против чар магии и колдовства, заполонивших христианский мир, подобно «раковой опухоли», икона Пресвятой Богородицы «Всецарица» позже прославилась своей благодатью исцелять страшнейшие из болезней современного человечества - онкологические заболевания. Сейчас этот образ Матери Божией глубоко почитается за пределами Святой Горы Афон.
Летом 2002 года Валаам посетил игумен афонского Ватопедского монастыря, архимандрит Ефрем. В дар обители он привез храмовый образ - список с чудотворной иконы «Всецарица», написанный специально для Валаама и освященный на Святой Горе Афон, а также частицу мощей старца Иосифа Исихаста - одного из величайших православных подвижников современности, ныне хранящуюся под этим образом.
Надежда на беспредельное милосердие Христа Спасителя и помощь Пресвятой Богородицы приводят к этому чудотворному образу множество страждущих. Сколько слез видела икона Матери Божией «Всецарица»! Сколько горячих молитв было произнесено теми, кто уже отчаялся на исцеление! И чудесные исцеления происходят.
Свидетельством этому являются многочисленные приношения, наши малые дары от благодарных за исцеление от неизлечимых недугов людей. Крестики, золотые и серебряные украшения в несколько рядов висят под иконой, напоминая о помощи Царицы Небесной всем, с верой Ее призывающим.
Известной почитаемой святыней Валаамского монастыря является также ковчег с частицей мощей святой праведной Анны. Верующие считают, что усердная молитва ко святой Анне у её мощей, помогает бесплодным родителям обрести долгожданного ребенка.
Также известной святыней Валаамского монастыря является - список с чудотворной иконы праведной Анны. Икона была написана на Святой Горе Афон, в скиту Святой Анны. Он славится на Афоне высокими аскетическими подвигами монахов.
Недалеко от скита Святой Анны находится так называемый Новый скит Рождества Пресвятой Богородицы или «Малая Анна». Близость этих благодатных мест подчеркивает связь священных событий зачатия и Рождества Пресвятой Богородицы.
Святая праведная Анна была младшей дочерью священника Матфана, происходившего из колена Левиина, из рода Ааронова. Муж ее, святой праведный Иоаким, был родом из колена Иудина, из дома царя Давида. По древнему обетованию из рода Давидова должен был произойти Мессия. Супруги жили в Назарете Галилейском. Ежегодно они отдавали две трети своих доходов на Иерусалимский храм и бедных.
По особому Промыслу Божию святая чета Иоаким и Анна до глубокой старости не имела детей. Супруги сильно скорбели об этом, так как бесчадие у евреев считалось тяжким несчастьем и наказанием Божиим. Святые горячо молились о даровании им потомства.
В один из праздников, когда израильтяне приносили в Иерусалимский храм дары Богу, первосвященник, полагая, что бездетный Иоаким не имел благословения Божия, отказался принять их от него. Святой Иоаким был глубоко огорчен. Он обратился к родословной двенадцати колен израильских и удостоверился, что все праведные мужи имели потомство, включая столетнего Авраама. Не возвращаясь домой, святой Иоаким ушел в пустыню и провел там сорок дней в строгом посте и молитве, призывая на себя милосердие Божие и омывая горькими слезами свое бесчестие.
Супруга его, святая Анна считала себя главною виновницею постигшего их горя. Однажды, увидев среди ветвей лаврового дерева гнездо с едва оперившимися птенцами, она слезно молилась о разрешении неплодства и о даровании ей младенца, обещая принести в дар Богу рожденное дитя.
Как только святая Анна произнесла слова обета, Ангел Божий возвестил ей об исполнении молитвы и открыл, что у нее родится дочь по имени Мария, через Которую благословятся все племена мира. Обрадованная, святая Анна поспешила в Иерусалимский храм, чтобы возблагодарить Бога и повторить обет о посвящении Ему ожидаемого младенца.
С тем же благовестием явился Ангел и святому Иоакиму в пустыне и повелел ему идти в Иерусалим. В Иерусалиме святая праведная Анна зачала Благословенное Чадо и родила Пресвятую Богородицу.
Кроме списка с чудотворной иконы праведной Анны, что хранится в Спасо-Преображенском соборе Валаамской обители, по просьбе епископа Троицкого Панкратия, игумена Валаамского монастыря, были написаны и освящены на Афоне списки и для подворий монастыря в Москве и в Санкт-Петербурге. Все они являются точной копией чудотворного образа Святой праведной Анны с Богородицей на руках.
13 декабря 2013 года на Московском подворье Валаамского монастыря в храме преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев состоялась торжественная передача благотворителями ковчега с частицей мощей святителя Николая, Мирликийского чудотворца. 22 мая 2014 года ковчег был окончательно перевезен на Никольский скит Валаамского монастыря на вечное хранение, чтобы множество людей, смогли приложиться к этой православной святыне.
Святитель Николай чудотворец очень любим русским народом и является покровителем и помощником всех путешествующих, и особенно тех, кто находится в опасных и тяжелых жизненных обстоятельствах, поэтому несомненно, каждый паломник, посещающий Валаам, будет молиться перед этой великой святыней.
Очевидно, что нет такого человека в России, да и во всем мире, кто не знал бы святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. Великий угодник Божий является для всех нас помощником во всякой житейской нужде и в семейных делах, заступником и великим чудотворцем, совершающим исцеления и благодеяния по нашим молитвам. Нет в России ни одного города, или даже, небольшого села, где бы не был построен храм в честь святого Николая.
Совершая путешествие в Валаамскую обитель, первым встречает паломников живописный Никольский скит, с церковью во имя покровителя плавающих и путешествующих.
Раньше остров, на котором располагается скит, назывался Крестовый, потому что издавна здесь был поставлен поклонный крест, служивший ориентиром для судов и напоминающий путешественникам о святости Валаамской земли. Но в XIX веке крест сменила каменная часовня святителя Николая. В часовне по традиции были выложены большие окна и в одной из них задумали поместить мощный фонарь, так часовня стала маяком. И все, кто плыл по Ладоге на кораблях и все, кто шел по льду пешком имели ориентиром эту дивную часовню.
При игумене Дамаскине на острове гостил богатый Петербуржский купец Николай Назарович Солодовников. Столичный купец, потрясенный красотой острова по благословению настоятеля обители, решил построить здесь храм в честь своего небесного покровителя Святителя Николая. Архитектором храма стал самый известный Валаамский зодчий Алексей Максимович Горностаев. Никольская церковь построена в традициях древнерусского зодчества XVII века.
Сначала храм был просто кирпичный из красного Валаамского кирпича, а позднее его оштукатурили и от этого он стал еще изящнее и красивее. Небольшой, легкий со сдвоенными окнами, смотрящими на все четыре стороны света, шатровой крышей увенчанной золоченой главкой с крестом. Сами братья издавна сравнивают этот храм со свечой зажженной Богу.
Для каждого человека — богатого и бедного, старого и юного, здорового и убогого — святитель Николай был и остается неиссякаемым источником щедрости, милости, помощи, поддержки и защиты.
Неоднократно приходилось наблюдать, как после богослужений к недавно переданному ковчегу с частицей мощей святителя Николая чудотворца, вырастала длинная очередь из прихожан. Многие богомольцы специально привозят с собой домашние иконы для освящения их на ковчеге. «Бог, – пишет святой Иоанн Златоуст, – для того и оставляет нам тела святых, чтобы дать нам надежное прибежище и защиту против зол, отвсюду нас окружающих.
Посему я призываю всех вас, в печали ли кто, в болезни ли, в другом ли каком мирском несчастии, и в глубине греховной, теките сюда с верою, вы получите помощь и с великою радостию возвратитесь отсюда».
На противоположной опорной колонне нижнего храма Спасо-Преображенского собора, справа от алтаря, находится икона другого Валаамского подвижника – преподобного Германа Аляскинского, чудотворца. Ковчежец с частицей мощей этого святого в 1996 году преподнес в дар Валаамскому монастырю глава Американской Православной Церкви.
Более двух веков минуло с тех пор, как трудами и подвигами валаамских иноков было положено основание просвещению коренных жителей Аляски, а впоследствии и всего Североамериканского континента, увенчавшееся образованием в 1970 году, Автокефальной Православной Церкви в Америке.
Одним из ярчайших миссионеров был монах Герман – ныне прославленный во святых, преподобный Герман Аляскинский. Он родился в Серпухове, в купеческой семье, с шестнадцати лет он вступил на иноческий путь. Всей душой отец Герман полюбил величественную Валаамскую обитель, ее настоятеля и всю братию.
После тщательного испытания различными послушаниями игумен Назарий благословил молодого подвижника на постоянное жительство в лесу, в пустынном уединении. По праздникам отец Герман приходил из пустыни в монастырь. И, бывало, на малой вечерне, стоя на клиросе, пел вместе с братией припевы канона: "Иисусе, сладчайший, спаси нас грешных", "Пресвятая Богородице, спаси нас", и слезы градом катились из его очей.
Десять лет провел отец Герман в Валаамской обители в беспрерывных подвигах поста и молитвы, но Господу было угодно, чтобы он послужил на другом конце земли - на Аляске, среди народа, который еще не постиг истинной веры.
В 1793 году была создана духовная миссия, получившая название Кадьякской, с центром на острове Кадьяк. Поначалу отцу Герману были поручены хозяйственные заботы. Позже, после смерти возглавлявшего миссию епископа Иоасафа и отъезда иеромонаха Гедеона, монах Герман до самой кончины своей стал для алеутов духовным отцом, пастырем и попечителем душ человеческих в доверенной ему миссии.
Преподобного хотели посвятить в сан иеромонаха и возвести во архимандрита, но смиренный инок отказался от какого бы то ни было возвышения и до конца своих дней пребывал простым монахом: «Я – нижайший слуга здешних народов и нянька».
Поистине, это уникальный случай в истории, когда единственный монах в миссии, не облеченный священным саном, становится ее духовным оплотом. Преподобный Герман был для местных жителей добрым пастырем и защищал их от злых людей, которые видели в островитянах только объект для жестокой эксплуатации.
Непоколебимо и настойчиво, не имея никакой поддержки, кроме своей пламенной веры, старец продолжал свое заступничество за обиженных и угнетенных, видя в этом свой долг и призвание.В 1836 году старец Герман перешел от земных трудов к небесному упокоению на 81-м году жизни. Над могилой святого была сооружена скромная деревянная церковь, освященная во имя преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев.
Тайные подвиги и келейные молитвы преподобного Германа Аляскинского оставались неведомыми миру, но виден был окружавшим свет его благодатной жизни, проходившей в условиях полного самоотречения, нестяжательности и сурового пренебрежения всеми удобствами. Всем своим видом, всеми привычками святой Герман живо напоминал современникам древних отшельников, прославившихся подвигами воздержания и Богоугождения.
Преподобный Герман Аляскинский совершил много чудес, но главное, это его Христова любовь к людям, и даже до сего дня верующие острова Кадьяк обращаются к святому Герману – «апа» (дедушка), он «поддерживает нас в земных нуждах и словами жизни вечной», так мы читаем в акафисте преподобному Герману Аляскинскому.