Связь между любовью к Богу и любовью к ближнему

Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит (1Ин. 4:20).
11.12.2013 Трудами братии монастыря  17 715
О любви к Богу и ближнему говорил Спаситель в Евангелии. При этом на первое место Он поставлял любовь к Богу, а на второе любовь к ближнему (Мф. 22, 37–40). Поскольку, как по важности, так и по взаимосвязи первая заповедь превосходит вторую. Стяжав Божественную любовь, таким образом, мы можем легко исполнить и вторую заповедь — заповедь любви к ближнему.

Как об этом говорит прп. Макарий Великий: «Ведь первое должно поставляться на первое место и о нем следует иметь попечение как о первом; второе же, следующее за ним, должно и осуществляться в соответствующей последовательности. Если бы кто-нибудь захотел пренебречь великой и первой заповедью — заповедью любви к Богу и вместо нее устремился бы ко второй заповеди, только внешне радея о служении ближним, то для него будет невозможно осуществить неповрежденно и чисто и эту (вторую заповедь)».

Таким образом, истинная любовь к ближним должна быть основана на любви к Богу. И только тогда христианин в отношении к ближнему будет руководствоваться не корыстными или тщеславными целями, а заповедями Божьими. И когда произойдут какие-либо разногласия и споры с ближним, он не перестанет с любовью относится к ближнему, т.к. основаны их взаимоотношения на любви к Богу.

Прп. Макарий Великий писал следующее: «Если же человек не хранит памятование о Боге и оказывается вне страха Божиего, то он с необходимостью ищет славы и охотится за похвалами тех, кому он служит. Такой человек (являет себя) неверующим и обличается Господом: Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете? (Ин. 5: 44.) А если сам ум и (всё) расположение души (человека) всегда поглощены размышлением о Боге и томлением по Нему, то памятованием о добре и любовью Божией он постоянно украшает свои мысли и они становятся истинными, благоговейными и благочестивыми. И следствием памятования о Боге и любви Божией всегда является чистая любовь к брату».

При этом любовь к ближнему есть показатель любви к Богу. Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит (1Ин. 4:20)? И ни один христианин не сомневается в том, что делая добро ближним, мы этим служим Богу, ибо исполняем Его закон любви.

Прекрасное разъяснение связи между любовию к Богу и к ближнему дано одним из подвижников нашей православной Церкви, авва Дорофей писал: «В круге А центр есть Бог, а люди - точки на окружности. Радиусы соединяют их с Богом, а дуги - с собою. И вот - мы видим, что люди, приближаясь к Богу (по радиусу), одновременно с этим приближаются и друг ко другу, с приближением точек окружности к центру, т. к., дуги, соединяющие их, укорачиваются. Но и к Богу, и к ближним человек может приблизиться только чрез любовь».

А отсюда следует с несомненностью то, что любя Бога, человек непременно будет любить и своих ближних. А круг В указывает нам на то, что христианская любовь к ближнему - в свою очередь, приводит человека к любви к Богу, и, приближая себя чрез любовь к другим людям, человек чрез это приближается и к Богу. Так оба эти рода христианской любви неразрывно и тесно связаны между собой.

труды братии Валаамского монастыря

Видео

Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 414192

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

-3°
сегодня в 18:08
Ветер
4.9 м/с,
Осадки
0.0 мм
Давление
750.7 мм рт. ст.
Влажность
95%