В начале Бог сотворил небо. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: «Да будет свет», – и стал свет. Но прекрасная гармония первого творения, где все было «добро зело», была нарушена преслушанием и горделивым самообожением Адама первозданного. Помрачился свет богоразумия и богообщения для человека, и весь род человеческий погрузился в страшную, темную бездну греха, идолослужения, нечистоты и смерти, с собою вовлекая и всю безвинную тварь.
19.01.2011
Трудами братии монастыря
12 469
В начале Бог сотворил небо. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: "Да будет свет", – и стал свет. Но прекрасная гармония первого творения, где все было "добро зело", была нарушена преслушанием и горделивым самообожением Адама первозданного. Помрачился свет богоразумия и богообщения для человека, и весь род человеческий погрузился в страшную, темную бездну греха, идолослужения, нечистоты и смерти, с собою вовлекая и всю безвинную тварь.
Но всеблагий, милосердный и сострадательный Бог не мог терпеть и видеть такое издевательство диавола над образом Своим. Не мог смотреть, как мучается Его творение, Его дети. И как благоутробный Отец, Он приходит Сам, зрак раба приим, подобным подобное призывая. Чтобы нас спасти, чтобы совершить новое творение мира силою жертвенной любви.
Христос – Жизнь и Свет истинный – приходит сегодня на Иордан принять от Отца помазание Духом Святым, на царство крестной славы. И Он говорит: "Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем".
В предыдущем празднике Рождества Христова Он явился нам как тихая, кроткая заря Вифлеемской звезды, как безгласный Младенец, как Агнец Божий непорочный. Сегодня же Он является как яркий полдень всему миру и всей твари. Как Муж совершенный, полный решимости принести Себя, яко Агнца, вземлющего грехи мира, Отцу Своему, и тем исполнить крестную волю Отца. "Жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне, вот иду исполнить волю Твою, Боже", говорит Он.
Богочеловек из Богомладенца сделался совершенным Богомужем. И над Ним, новым Адамом, сегодня, в струях Иорданских, совершается таинство возсоздания, пакибытия человека и через Него – всей твари, водами очищаемой и освящаемой.
Сегодня, как и вначале, вновь почивает над чистой, непорочной природой человеческой, восприя'той Христом, Дух Божий. И Отец свидетельствует гласом Свое благоволение, Свою радость и любовь к новой твари во Христе. Крещение Господне предваряет общую Пятидесятницу мира, ниспослание Духа Святаго на апостолов, и в лице их – на всю Церковь, на всех людей.
Богоявление Слова – неотлучно от Отца и Святого Духа, оно есть явление всей Пресвятой Троицы, так же как и при Преображении Господнем на Фаворе, и таи'нственным и непостижимым образом на Голгофе, при распятии Господнем. Боговоплощение, которое непосредственно относится лишь к Сыну, ко Второй Ипостаси, предполагает участие и прочих лиц Пресвятой Троицы. Со Христом и во Христе миру явилась вся Святая Троица, "Троическое явися поклонение". И как крещение человеческое, по прямому повелению Христа "идите, научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа", совершается оно во имя Святой Троицы, сила Святой Троицы явилась и здесь, при крещении Христовом.
Напоследок, Богоявление есть праздник новой жизни, праздник света, нового бытия, но и праздник вселенской радости, радости всей твари о своем обновлении в новом Адаме. "Почерпите воду с веселием от источник спасения, радуйтеся и веселитеся живущие в Сионе, – глаголет Пророк, – веселием бо изыдите и радостию научитеся, горы и холмы скачут, ждуще вас в радости". "Да возвеселится пустыня жаждущая, да возрадуется пустыня яко крин и да прозябнет, и вся да возвеселятся". До пришествия Христа вся земля была пустыней жаждущей, жаждущей росы Духа Святаго, жаждущей воды оставления, очищения, исцеления.
Без воды нет жизни, а где вода, там злачная зеленая трава, благоухание цветов и разнообразие плодов. Дух в виде голубине, сошедший на крещаемого Христа, нисшел и на воду крестящую и соделал во Иордане и во всем мире новую благодатную духовную воду, ска'чущую в жизнь вечную, производящую светлые плоды духа – мир, кротость, долготерпение, милосердие… О сей воде сказано Господом Никодиму: "Аще кто не родится водою и Духом, не может внити во Царствие Небесное", – и самарянке: "Кто будет пить воду, которую Я ему дам, тот не будет жаждать вовек. Но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником, текущим в жизнь вечную". "Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того из чрева потекут реки воды живой – сие сказал Он о Духе, Который имели принять верующие в Него".
Освящением воды освящается человек, ибо для человеческого спасения воплотился и непреложно вочеловечился Сын Божий, крестившийся во Иордане, и ради человека совершается во'дное освящение. Оно есть духовное врачевство, подаваемое человеку, для сохранения его душевных и телесных сил. Посему человек нуждается и в причащении воды святой, ко причащению Духа Святаго, ко приятию благословения Иорданского.
В сем сила обожения, единения божеского и тварного естества, богоснисхождение и человеческое богоприятие. И не только сам человек ее причащается, но и освящает он ею всю тварь. Освящение вод – есть таинственное предварение жизни будущего века, когда Бог будет всяческая во всех, когда "избавленные и собранные от Господа обратятся и придут в Сион, с веселием и радостию, и веселие вечное над главою их. Хвала и радование и веселие постигнет их, и отбежит болезнь, печаль и воздыхание". Это вода будущего века, источник воды живой, от реки жизни, светлой как кристалл, исходящей от престола Агнца и Бога, как сказано в Апокалипсисе. Это виденное Тайновидцем стеклянное море, сме'шанное с огнем. Это духовная стихия нового неба и новой земли, царство будущего века.
Днесь свет и сверкание вод, днесь их прозрачная зеркальность, днесь звенит их усладительное журчание, днесь веселится пустыня жаждущая. Днесь сходит дождь таинственный с неба и напояет землю сердца, да родит и да прозябнет оно сладкие плоды покаяния и милосердия. Днесь увлажняются иссо'хнувшие уста росою Духа Святаго и воспламеняются огнем божественного вдохновения. Да укрепятся колена расслабленные, и малодушные да утешатся и не убоятся. Ибо Глас Господень на водах вопиет, глаголя: "Приидите, приимите Духа Премудрости, Духа Разума, Духа Страха Божия, явльшагося Христа".
Схиигумен Серафим (Барадель), 19 января 2011 г. Валаамский монастырь.