«Явился днесь вселенной, и свет Твой, Господи, знаменася на нас». Возлюбленная братия, сегодня Христос является миру, как Агнец Божий, вземляй грех мира. Из тишины и безызвестности Назарета, где Он возрастал, Он являет Себя миру. И праздник сей есть Богоявление Господне. Оно совершилось уже в Рождестве Его, когда Ангелы воспевали о благоволении Божием на человеков, как и ныне, когда Сам Отец свидетельствовал о Сыне Своем: «О Тебе благоволих».
19.01.2006
Трудами братии монастыря
11 361
"Явился днесь вселенной, и свет Твой, Господи, знаменася на нас". Возлюбленная братия, сегодня Христос является миру, как Агнец Божий, вземляй грех мира. Из тишины и безызвестности Назарета, где Он возрастал, Он являет Себя миру. И праздник сей есть Богоявление Господне. Оно совершилось уже в Рождестве Его, когда Ангелы воспевали о благоволении Божием на человеков, как и ныне, когда Сам Отец свидетельствовал о Сыне Своем: "О Тебе благоволих".
Церковь сближает оба праздника, именуя Крещение Господне Богоявлением, и приуготовила нас к нему в предпразднстве. Вместе с радостными песнопениями звучат в службе предпразднства и напевы Страстной седмицы, напоминая о том, что Крещение, как и Рождество Христово, есть предварение Голгофы. Агнец Божий предуготовляется на заклание. Явление Его миру уже есть начало пути к распятию. И Свет Божий, который сегодня "знаменася на нас", есть тот свет Голгофской славы, который освещает весь путь Христова служения на земле, Свет крестной, жертвенной, самоистощающейся любви, являет нам сегодня "истинное троическое поклонение".
Пречистый Агнец Божий приносит Себя в жертву непорочную Отцу Своему, и Отец являет Свою любовь и благоволение, и Дух Святый, "в виде голубине", белыми крыльями девственной чистоты и непорочности покровно осеняет Сына возлюбленного.
Приходя в возраст мужа совершенна, Господь в Человечестве Своем достиг полной зрелости и решимости принести Себя как Агнца мира Отцу Своему и тем исполнить волю Отца Небесного. Зачатый от Духа Святого и Марии Девы Он был освящен Духом Святым от рождения. Как Сын Божий Он был нераздельно соединен с Духом Святым почивающей на нем любовию Отчею. В человеческом Своем естестве Он был облагодатствован дарами Его. После Крещения Господь прямо относит к Себе пророчество Исаии: "Дух Господень на Мне", Господь говорит Иоанну: "Подобает нам исполнить всякую правду". Соделавшись Агнцем, вземлющим грехи мира, Он хотел принять и образ покаяния, умалив и уничижив Себя до него, в безмерном смирении и послушании Отцу. И это приятие рабия зрака было жертвой Отцу и исполнением правды Его.
Но и другое значение таилось в этих словах: надлежало исполнить правду и о самом крещении Иоанна. И крещение водою, бессильное возродить падшего человека, сделать банею возрождения, Крещением Духом Святым и огнем. В Крещении Господнем таился и образ Его спасительной смерти: "Елицы во Христа крестихомся" – в смерть Его крестились. Являя Себя днесь миру Господь являет и образ нашего спасения крестною жертвою и преславным воскресением Своим, и мы все, крещаясь во Христа, облекаемся во Христа Распятого и преславно Воскресшего.
Явилась Благодать Божия, спасительная всем человекам, посему сегодня и вся тварь, созданная ради человека, приемлет с Ним обновление, посвящение и очищение и радуется. И луна, и звезды, и море, и реки, и источники, и пустыня жаждущая играют и веселятся, и вся тварь напаяется струями таинственными истинного нового богоразумия. Сегодня явление Господне отверзает нам путь чистый и путь святой туда, где по слову Пророка: "Не будет льва и лютых зверей не обрящется".
Господне Крещение являет нам уже новое небо и новую землю, где не будет никакого насилия, никакой нечистоты, но правда и мир, безмерное смирение и кротость Христова будут царствовать. Ибо вода Иорданова есть вода, весело скачущая в жизнь вечную, вода будущего века, преображенного и претворенного, когда будет Бог Любви всяческая во всех, по слову Апокалипсиса: "И потечет чистая река воды жизни, светлая, как кристалл, исходящая от Бога и Агнца". Но и ныне еще в этом веке и в этом нашем бренном теле прикасаемся мы мира будущего причащением Богоявленской крещенской воды, исполненной силы и благодати Святого Духа. И мало ли нам этого утешения, братия? Да приступим убо с веселием, да почерпнем воды от источников спасения, да измыем свои оскверненные телеса и души чистою водою, да восприимем на себя образ уничижения, смирения и истощания Явльшегося Христа. И тогда потекут из чрева нашего, по слову Господа, реки живой воды, реки и воды милосердия, и умиления, и покаяния, единственно способные нас возродить в жизнь вечную. И тогда озарит нас свет истинного богоразумия, явленного нам Христом сегодня от Отца Светов. Свет Божественной Любви, просвещающей всякого человека, грядущего в мир. И тогда мы, действительно, в разуме Божественном, сможем петь великое таинство явления Господня: "Прииди и ныне, и явися нам, кроткий и смиренный и безмерно любящий, Христе, Свете Неприступный, Свете крестной славы Отчей, и вселися в ны, со Отцем и Духом Святым, во веки веков. Аминь".
Схиигумен Серафим (Барадель), 19 января 2006 года Валаамский монастырь.