Истинная жизнь человека — в общении с Богом. Быть причастником этой жизни вечной можно только через уподобление Богу, отсюда необходимость добрых дел, то есть духовно-нравственного возрастания, но это уподобление возможно только тогда, когда Бог придёт к человеку, а человек узнает и примет Его.
Трудами братии монастыря
10 677
Истинная жизнь человека — в общении с Богом. Быть причастником этой жизни вечной можно только через уподобление Богу, отсюда необходимость добрых дел, то есть духовно-нравственного возрастания, но это уподобление возможно только тогда, когда Бог придёт к человеку, а человек узнает и примет Его. Необходима, следовательно, благодатная помощь Божия и вера во Христа Бога, которая делает возможным совершение спасения.
Несомненно то, что только с развитием в добре человек может понять всю глубину своей греховности и нравственной немощи. Отсюда, чем выше человек нравственно, тем сильнее в нём сознание своего недостоинства и тем обильнее его покаянные слёзы.
Вопрос, следовательно, в том, куда направлена душа, чего она хочет и чем живёт. Если к Богу ея стремления, если она не для себя живёт, тогда она, помимо своего поведения, помимо внешних дел своих, оправдывается; в этом залог будущего помилования, а подвиги и труды нужны только для возращения и укрепления этого стремления. “Воздаяние, — говорит преподобный Исаак Сирин, — бывает уже не добродетели и не труду ради нея, но рождающемуся от них смирению. Если же оно утрачено — то первые будут напрасны”.
“Когда, — говорит преподобный Исаак Сирин, — не находится в нас плодов мира и любви, напрасно и суетно всё наше делание”. Не имеющие сих плодов (то есть не обновлённые внутренне) в день Суда окажутся подобными пяти девам юродивым, которые за то, что здесь в сосуды сердца не запасли духовного елея, то есть духовной действенности представляемых ими добродетелей, названы юродивыми и не допущены в брачный чертог Царствия. И подвиг девства за недостаток добродетелей, за то, что не было действенного вселения в них Духа Святого, вменён им ни во что.
Только тогда человек может считать себя спасённым, когда он находится в духовном союзе с Богом и когда он делает добро именно из сознания и во свете этого таинственного союза, когда он готов сказать, что “живёт не он, а живёт в нём Христос”. Конечно, делание должно отражать в себе внутреннее расположение души: доброе дерево не может приносить худых плодов, и живущий с Богом не может зло творить. Но дерево бывает добрым не от плодов. “Древо доброе, — говорит Святитель Тихон Задонский, — показуют добрые плоды, а не делают добрым. Древу надобно прежде добрым быть и тогда добрые дела творити, злой бо не может добро творити”. Точно так же и душа спасается не от дел своих… а от того, что внутреннее её существо обновлено, что сердце её всегда с Богом. “Огонь, который мы получили от благодати Духа, — говорит Святой Златоуст, — если захотим, мы можем усилить, если же не захотим, тотчас угасим его. А когда он угаснет, в наших душах не останется ничего, кроме тьмы…”.
игумен Харитон (Дунаев), 27 апреля 1943 г. Новый Валаам. Papinniemi.
Т. Шевченко, Альманах "Альфа и Омега", 14 января 2012 г.
Портрет из книги "Сокровища Валаамского монастыря", Ново-Валаамский монастырь, 2013 г.