Мы привыкли к тому, что Карелию называют суровой, северной, страной Похъёлы... А тут, на Валааме, куда ни глянь, совершенно удивительные сочетания: сосна рядом с липой, ель рядом с дубом, а под елью весной — голубые озерки цветущей перелески, которую и ботаники-северяне иногда знают только по определителям.
Почти все острова Валаама покрыты густой шапкой хвойного леса. Безлесные земли, помимо скалистых островков, представлены в основном лугами, болотами и застроенными территориями. Наиболее характерная черта валаамских лесов — абсолютное преобладание хвойных насаждений – 93% и их высокий возраст, который у некоторых деревьев доходит до 350 лет. Лесными экосистемами занято 80% территории архипелага; средний возраст древостоя около 130 лет. Эти признаки свойственны девственным таежным лесам, которых в Карелии, особенно в ее южной части, сохранилось очень мало.
Люди, всерьез полагающие, что иноки равнодушны к земной красоте, отказываются от своего ошибочного мнения, едва лишь ступив на Валаамскую землю.
Начало работ по «интродукционной программе» на Валааме по праву связывается с именем настоятеля монастыря, бывшего тверского крестьянина игумена Дамаскина, управлявшего обителью с 1839 по 1881 г. Однако уже в то время на острове произрастало несколько огромных дубов и лип, некогда занесенных рукою человека.
«Отец Дамаскин был большой эконом в хозяйственном отношении: он строго хранил монастырский лес, чтобы его зря не вырубали» - пишет монах Иувиан Красноперов.
Известно, что большая часть пихтовых аллей Валаама была посажена в 60-е гг. XIX века. Лиственницы и дубы-интродуценты высаживались монахами с расчетом на будущие нужды прибрежного строительства, постройки храмов и часовен. Редкостная пихта Фразера (с ее мелиссова-смородиновым ароматом смолы) обладала прекрасными лечебными свойствами и могла служить в монастыре заменой ладана, доставка которого на остров тогда была длительной и сложной.
К западу от кладбищенской церкви в низине Игуменом Дамаскиным был устроен питомник хвойных и лиственных деревьев: лиственниц, тополей, каштанов, кедров, пихт, лесных орехов, вязов, дубов, кленов, ясеней и других, из числа которых многих до того на Валааме не существовало. Выращенные из семян в питомнике и окрепнувшие в школе, молодые деревца рассаживались по разным частям острова, а нередко и отправлялись в Петербург, в Финляндию и другие места.
Под руководством Э.Л. Регеля из дендрологического питомника по Валааму были рассажены свыше 50 видов деревьев и кустарников. Ученый сам прививал саженцы, привозил дички, являясь главным консультантом отца Дамаскина по ботаническим вопросам.
Конечно, чаще всего на Валааме можно увидеть сосны и ели, но не редко встречаются и так называемые хвойные интродуценты, преднамеренно завезенные на Валаам, такие как: лиственница сибирская, сосна кедровая сибирская, пихта сибирская, сосна Муррея, туя западная. В разных уголках острова монахами насаживались аллеи и рощи из «иноземных» деревьев, которые еще более разнообразили природную среду.
Великолепная лиственничная роща из 60 деревьев (данные 1984 г.) растет в ложбине у Коневских озер. Здесь находится одно из наиболее крупных деревьев Валаама — высота его составляет 33 м при диаметре ствола 99 см. Возраст его, как и других деревьев в роще, — 120 лет. Впечатляет и роща из 110 лиственниц у Зимней гостиницы. Однако условия для ее роста здесь менее подходящие, поэтому высота деревьев составляет 20—25 м. Почти столько же крупных деревьев насчитывалось в роще на Игуменском кладбище, однако много их было выворочено с корнем во время бури, обрушившейся на остров осенью 1985 г. А вообще-то лиственница является ветроустойчивой породой и ветровальность для нее не характерна.
Внушительная лиственничная аллея, состоящая из 237 деревьев, обрамляет дорогу к Игуменскому кладбищу. Ажурные кроны их смыкаются высоко над землей, образуя чудесный светло-зеленый прозрачный свод. Другие аллеи лиственниц значительно короче, по 15—30 деревьев, однако и они всегда вызывают удивление своей красотой и монументальностью.
Пихту часто называют монашеским деревом. Об этом свидетельствуют ее посадки у скитов и вдоль основных ведущих к ним дорог. Две старые аллеи, которые называются «аллеями одинокого монаха» - одна вдоль Верхнего сада, другая на Игуменском кладбище — и по сей день излюбленное место прогулок и молитвы насельников обители. Два ряда деревьев были посажены так близко друг к другу, что между ними мог пройти только один человек. Хотя теперь в полном смысле слова аллеями их назвать трудно: в стройных рядах деревьев дыры, короче они стали — и потому, что заросли дорожки, и потому, что часто вырубали крайние деревья - мешали они людям, к молитвенным прогулкам не привыкшим. Густые однорядные аллеи пихты защищали сады и огороды у Белого скита, на Никольском и Святом островах.
Большой интерес представляет растущая в шести пунктах архипелага сосна кедровая сибирская, признанная жемчужина русского леса. На Валааме кедр сибирский не образует ни рощ, ни аллей, а встречается в виде небольших групп или одиночных деревьев. К сожалению, численность его очень невелика: в 1984 г. было учтено лишь 123 кедра, в то время как лиственниц насчитывалось почти 800 штук, а пихт — 1300. Более 80% кедров сосредоточено в посадках у Белого скита и на Игуменском кладбище.
Плодоносят кедры удовлетворительно, однако шишки их, еще до того как они успеют вызреть, растаскиваются дятлами. Не отстают от птиц и люди, причем поступают при этом варварски: сбивают шишки палками или даже обламывают сучья. В такой ситуации кедр на Валааме может вообще исчезнуть.
Две дубовые рощи — игуменская и белоскитская - представляют собой однопородные насаждения.
Вообще, дубы на Валааме производят, пожалуй, более сильное впечатление, чем любые другие интродуценты. Войдешь в дубовую рощу или аллею, посмотришь на эти могучие деревья — и покажется, что находишься не на суровом Севере, а где-нибудь в средней полосе. Да и травяной покров здесь соответствующий — преобладает широкотравье в пояс высотой. Прекрасно смотрятся и смешанные дубовые рощи, в которых есть примесь вязов, лиственниц, пихт. На Валааме имеется семь дубовых аллей. Лучше других выглядит аллея из 33 могучих приземистых дубов, ведущая к Белому скиту. Посажена она в 1855 г. Деревья высажены редко, через 10 м, и растут в условиях полной свободы.
Распространению дуба препятствует ряд факторов. К числу их относится затенение самосева пологом материнских деревьев или подростом ели (дуб очень светолюбив), но главным образом — мелкие почвы и объедание молодых растений лосем. Поэтому встретить на Валааме дубок 2—3 м высотой — большая удача.
В разных частях Валаама можно встретить ясень обыкновенный — высокое стройное дерево с гладкой корой и ажурными непарноперистыми листьями.
Растет на Валааме три вида тополей: бальзамический, белый и душистый. Чаще других встречается бальзамический, родом он из Северной Америки.
Встречаются на Валааме два вида вязов — гладкий и шершавый (ильм). На Валааме оба вида оказались недолговечными. Очень характерен пример аллеи вдоль зимника (у Владимирского моста). Эта 300-метровая аллея образована с одной стороны дубом, а с другой — вязами. У дуба отпад составил 28%, у вяза — 64%. Естественное возобновление вяза наблюдается очень редко.
Заметное место в лесах Валаама занимают березы и осины, встречаются целые березнячки. Ольхи здесь растет два вида: черная и серая. Нельзя не обратить внимания на клены. Их чаще можно увидеть в посадках, но немало встречается и в лесу.
Говоря о валаамских кленах, нельзя не сказать о так называемом клене Дамаскина. Клен был собственноручно посажен настоятелем Валаамского монастыря у своей «пустыньки» на Коневских озерах. О. Дамаскин умер в 1881 г. в возрасте 86 лет. Клен пережил его на 104 года и усох в 1985 г. В это время ему было не менее 130 лет. В следующем году на его месте был высажен молодой кленок. Клен Дамаскина имел весьма почтенные размеры: диаметр ствола 58,5 см, высоту — около 22 м. На высоте 3,5 м он делился на 4 ствола. К году окончательной гибели живым оставался только один из них.
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 490913