Петроградская епархия в 1917-1918 гг.: опыт и уроки противостояния антирелигиозным гонениям

На сознательное мученичество идти не следует, но, если нам нужно пострадать и даже умереть за правду – это надо будет сделать.
22.01.2018 Михаил Витальевич Шкаровский  178

Петроградская епархия в 1917-1918 гг.: опыт и уроки противостояния антирелигиозным гонениям
С первых дней Октябрьской революции на жизни Православной Церкви отразились кровопролитные столкновения противоборствующих сторон.
Статья охватывает основные события церковной жизни Петроградской епархии в первый послереволюционный год. На основе документов архивов Санкт-Петербурга и обзора местных «Епархиальных ведомостей» того периода автор анализирует опыт и уроки противостояния антицерковным гонениям в епархии, рассказывает о первых мучениках за веру, о том как Церковь пыталась избежать и остановить кровопролитие, вызванное отрицательным отношением к ней советской власти.

С первых дней Октябрьской революции на жизни Православной Церкви отразились кровопролитные столкновения противоборствующих сторон. Так, само избрание Патриарха проходило в период ожесточенных боев в центре Москвы, в ходе которых серьезно пострадали кремлевские храмы. Поместный Собор был вынужден образовать специальную комиссию «для описания повреждений святынь Кремля, причиненных в смутные дни 27 октября - 2 ноября с. г.» под председательством Петроградского митрополита. А через несколько дней в Царском Селе был убит протоиерей Иоанн Кочуров, обличавший матросов в «содеянных злодеяниях». Его избили и полуживого тащили по шпалам железнодорожного полотна, пока священник не скончался. В письме Патриарха Тихона вдове убитого говорилось:

Храним в своем сердце твердое упование, что украшенный венцом мученичества почивший пастырь предстоит ныне Престолу Божию в лике избранников верного стада Христова.


Революция 1917 г. в России и Гражданская война в исторической памяти населения Карелии
Революция 1917 г. в России и Гражданская война в исторической памяти населения Карелии
Уже первые постановления советской власти непосредственно затронули большинство сфер жизнедеятельности Православной Церкви и Петроградской епархии. Так, декрет о земле II съезда Советов и основанный на нем декрет о земельных комитетах от 4 декабря 1917 г. касался земельных наделов церквей и монастырей. Национализация частных банков повлекла утрату хранившихся там значительных вкладов духовенства. Декларация прав народов России от 2 ноября предусматривала упразднение всех религиозных привилегий. В декабре были приняты декреты о передаче всей системы образования (включая богословские учебные заведения) в ведение Наркомпроса, а регистрации актов рождения, брака и смерти – в исключительное ведение государственных организаций. В январе 1918 г. ряд наркоматов постановили уволить военных духовников, а также прекратить все выплаты на содержание церквей, священников, преподавателей Закона Божия и т. д.

Действительно, 13 января 1918 г. Наркомат государственного призрения издал распоряжение о реквизиции жилых помещений Лавры, в том числе покоев митрополита, для своих нужд под богадельни и приюты. В тот же день в монастыре появился вооруженный отряд, который произвел детальный осмотр зданий, а 14 января на имя настоятеля епископа Прокопия (Титова) поступило официальное отношение:

Вследствие постановления народного комиссара о реквизиции всех жилых и пустующих помещений со всем инвентарем и ценностями, принадлежащих Александро-Невской лавре, настоящим предписывается Вам сдать все имеющиеся у Вас дела по управлению домами, имуществами и капиталами лавры уполномоченному лицу от Министерства государственного призрения.


Попытка «церковной революции» в Валаамском монастыре весной 1917 г.
Попытка «церковной революции» в Валаамском монастыре весной 1917 г.
После этих событий 14 января в зале Общества религиозно-нравственного просвещения на Стремянной улице состоялось собрание духовенства и прихожан, решившее «твердо заявить народным комиссарам, что православный русский народ не допустит отобрания имущества у монастырей и храмов... не допустит поругания его заветных святынь, встанет на их защиту от поношения тех, кои будучи не русскими и не православными, этих святынь не могут понимать и ценить».

События в Петрограде сразу оказались в центре внимания возобновившего с 20 января работу Поместного Собора. На его первом собрании было оглашено послание настоятеля Александро-Невской Лавры, о занятии синодальной типографии рассказал протоиерей Павел Лахостский, а 24 января, на другом заседании сообщение о крестном ходе в Петрограде сделал о. Философ Орнатский, призвавший выявить свою силу:

Пора сказать, что разбойники взяли власть и управляют нами. Мы терпели, но терпеть далее невозможно, потому что затронуто Святое Святых русской души – Святая Церковь... На сознательное мученичество идти не следует, но, если нам нужно пострадать и даже умереть за правду – это надо будет сделать.

Материалы статьи можно скачать ниже.

Петроградская епархия в 1917-1918 гг.: опыт и уроки противостояния антирелигиозным гонениям (.pdf).

Михаил Витальевич Шкаровский, главный архивист Центрального Государственного архива Санкт-Петербурга, профессор Санкт-Петербургской Духовной академии, Санкт-Петербург.

VI Валаамские образовательные чтения (2017) «К столетию революции в России»: материалы конференции.

Рекомендуем

Помощь монастырю в приобретении специальной фототехники для нового проекта

Виртуальный тур «Валаам. Зеркало России» включает в себя панорамы валаамской природы, монастыря, храмов и скитов, в том числе недоступных простым паломникам и туристам.

Фото 300

Фотогалерея

Все фотоальбомы