20 сентября 1931 года в Воскресенском скиту состоялось открытие и освящение помещений детского приюта для мальчиков из бедных православных семей Карелии. 30 мальчиков жили на втором этаже келейного корпуса и обучались по курсу народной школы, а также церковному чтению и иконописи.
В 1930-е годы под руководством иконописцев иеромонаха Фотия и иеродиакона Досифея ученики иконописной школы выполнили большую часть реставрационных работ по живописи собора. Как свидетельствуют архивные документы, никто из обучающихся в школе так и не принял монашеского пострига.
С 1933 года настоятелем обители был избран иеромонах Харитон (Дунаев). Его предшественник игумен Павлин ушел на покой, незадолго до своей кончины (5 ноября 1935 г.) приняв великую схиму с именем Павел. Из валаамских настоятелей он последним был погребен на Игуменском кладбище.
Историк Валаамской обители пишет: «…именно на межвоенные годы пришелся расцвет Валаамского монастыря в XX столетии, совершились его подлинный выход в мир, превращение в центр притяжения для ищущих примера и школы подлинной христианской жизни. Валаам являлся в 30-е годы прошлого столетия крупнейшей из исторических русских обителей, продолжавших существование в непосредственной близости от границ открыто антихристианского советского государства.
Жизнь монастыря продолжалась и развивалась в новых исторических условиях: из крупного центра самой малочисленной Финляндской епархии -Православной Российской Церкви он становится наиболее значительным воспоминанием о прежнем русском православии для бесчисленного русского рассеяния. На остров, доселе привлекавший паломников, преимущественно из Петербурга и ближайших губерний, приезжают теперь не только финляндские жители, но и обитатели всех континентов, в том числе и инославные, бывавшие в православных странах или узнавшие о православии от русских беженцев и стремящиеся взглянуть на настоящий русский монастырь.
Годы с 1931-1938 были в этом отношении наиболее удачными – многие тысячи паломников наполняют обитель в это время, география их расселения необозрима и, похоже, финляндское государство впервые осознает, что для многих иностранцев далекая Финляндия — это, зачастую, и Валаамский монастырь. Обитель впервые серьезно включается в регулярные маршруты туристическими агентствами, приём паломников и приём кратковременных посетителей-туристов вполне удачно сочетаются, и это весьма способствует возрастанию и без того хорошего отношения к монастырю среди жителей Финляндской республики, а самому монастырю приносит немалый постоянный доход…».
«Как относился сам Валаам к внешнему миру? Было два направления. Одно старалось держаться как можно дальше от него, следовать прежней традиции, когда монастырь обслуживал «мир» только в лице богомольцев. Другие считали, что в наше время монастырь должен стать на почву просветительной и благотворительной деятельности. Этого желало епархиальное управление и архиепископ Герман; и монастырю пришлось отчасти вольно, отчасти невольно давать средства на епархиальные нужды. Иногда это выражалось в ремонте храмов по приходам, в издании на средства монастыря епархиального печатного органа «Утренняя заря», в пособии вдовицам, в содержании школ, в приемах всего духовенства, и проч. Сторонником этого направления был нынешний игумен о. Харитон».
I. Паломники на Валаам, скидки на проезд и проживание
«Глубокоуважаемый и добрый о. Игумен. Обращаюсь к Вам с большой просьбой. У нас опять собралась группа паломников около 100 человек, и если Господь Бог благословит, то мы приедем в субботу 8 июля в Вашу обитель. В этой группе едут человек 35 из Воскресной школы. Эти молодые люди очень бедные, ученики на фабриках, дети рабочих и совсем без занятия, т.е. являются самыми неимущими русскими. Теперь вся задача в том, чтобы как можно дешевле устроить им проезд в паломничестве. И я обращаюсь к Вам с просьбой благословить им проезд из Сердоболя на Валаам и обратно на особенно льготных условиях, о чем и сообщить брату Николаю на пароходе «Отава». Отец Лука был настолько любезен, что обещал устроить эту группу на чердаке и этим уменьшить расходы, мы с нашей стороны тоже идем как можно больше навстречу. Дорогой батюшка, я Вас вперед благодарю за Вашу любезность и остаюсь в совершенном почтении. Ваш нижайший послушник. Прошу Ваших Св. молитв.
Резолюция о. Игумена: «на 35 человек скидку ввиду их бедности за проезд на пароходе сделать 50 процентов».
«Ваше Высокопреподобие Всечестнейший Отец Харитон! Хор Кюрельской (Красносельской) Сретенской Церкви остался в таком восхищении от посещения в прошлом году Валаамской обители, что тогда уже все певчие порешили откладывать свои хоровые сбережения для поездки на Валаам и будущем году…Хор поручил мне испросить Вашего благословения на приезд наш к праздникам монастырским, т.е. 27-го числа июня месяца, а также испросить у Вас, если возможно, скидки цены билетов для проезда на монастырском пароходе…Что касается помещения, то мы будем очень нетребовательны и удовлетворимся самыми маленькими и скромными комнатами. В поездке хора примет участие не более 20 человек. Псаломшик А.Казанский. Кюреля 10-го июня 1939 г.».
Ответ из монастыря: «…На письмо Ваше…сообщаю, что монастырь ничего не имеет против приезда на Валаам Вашего хора в указанное вами время. Членам хора будет предоставлена монастырская скидка в 25 процентов с цены проездного на пароход билета. Помещения и монастырская пища, как и раньше, самые дешевые, какие только можно предоставить, так что в этом отношении обижены не будете. Добро пожаловать…И.Х. (Игумен Харитон)».
III. Помощь группам: выпускникам семинарии, лицею, детскому саду
«Глубокоуважаемый о. Игумен!
Мы, ученики 6-го класса Сердобольской духовной семинарии, приносим Вам и через Вас всему Валаамскому монастырю сердечную благодарность за оказанную нам поддержку для поездки нашего класса в Эстонию. Деньги нами уже получены, за что еще раз приносим свою благодарность. От имени всех учеников 6-го класса. К. Каристе. Сердоболь. 2-го мая 1939 г.»
«Глубокоуважаемый и дорогой игумен Харитон!
Приношу Вам сердечную благодарность от всех наших ребятишек и от меня за присланные деньги в размере трехсот (300) фин. марок на нужды нашего детского сада, полученные 17 июня 1939 года. В нынешний век так трудно найти людей с отзывчивой душой, и потому так дорога и мила нам Ваша жертва…Остаюсь всегда благодарна Вам. Заведующая детским садом Таисия Волкова. 26 июня 1939 года. Райвола».
«16 сентября 1939 года. г. Гельсингфорс. Игумену Харитону отцу настоятелю Валаамского монастыря.
Ваше Высокопреподобие! Прилагая при сем квитанцию…в получении 500 (пятисот) финских марок Правление Общества вспомощ. недост. учащимся Гельсингф. Русского Лицея приносит Вам и все братии горячую благодарность за пожертвование Гельсингф. Русскому Лицею.
Испрашивая Вашего благословения и молитв, остаемся Вашими почитателями.
Председатель…Секретарь…Казначей Н. Гуляев.»
II. Помощь по личным запросам
«Христос Воскресе! Всечестнейший отец Игумен, поздравляю Вас с прошедшим праздником Светлого Христова Воскресения. Уведомляю Вас, деньги 100 марок получили. Спаси Вас Господи, как Вы не забываете нас, грешных людей. Прошу Вас помолиться о нас, недостойных больных…Петр и Клавдия Никитины. Салмис, 15 апреля 1939 года»
«Глубокоуважаемый отец Игумен! Приносим Вам глубокую и сердечную благодарность. Деньги 200 марок нами получены 18-го апреля. Не знаем, как выразить Вам свою благодарность. Я пишу за мужа, т.к. он серьезно болен и находится в губернской больнице. Вероятно, скоро будет операция. Просим Вашей св. молитвы. Е. Хотенко»
Священник Артемий с Майницкого острова ходатайствует перед отцом Игуменом Харитоном о вдове Анастасии Пейпонен, попавшей в задолженность в 500 марок из-за ошибки в разделе наследства. На письме надпись: «Послано переводом 500 марок 17 августа 1939 года».
«Да, очень грустно, когда мое святое святых – внутреннее побуждение помочь бедным, - так коварно извращается, и, при том, тем, которому я помог. Ведь Вы при каждой поездке в Сердоболь неотступно просили на те и другие нужды, и я урезывал деньги из назначенных для разных нужд и давал Вам. Таким образом, в разное время дано Вам было 1600 марок. И Игумен Гавриил, понуждаемый мною, дал Вам 1000 марок. Отец Архимандрит Павел 1000 м. Вы же умоляли меня, дабы не замерзнуть дорогой, дать Вам теплое пальто, что Вам и дадено мною. Неужели это подкуп?!»
III. Содержание приюта
«19-20 сентября 1931 г. в Воскресенском скиту состоялось открытие и освящение помещений детского приюта для мальчиков из бедных православных семей Карелии. 30 мальчиков жили на втором этаже келейного корпуса и обучались по курсу народной школы, а также церковному чтению и иконописи. По настоянию властей обучение велось исключительно на финском языке. В 1930-е годы под руководством иконописцев иеромонаха Фотия и иеродиакона Досифея ученики иконописной школы выполнили большую часть реставрационных работ по живописи собора…».
«Древняя, до сего времени неизвестная, школа живописи в Валаамском монастыре. Под таким названием в финском журнале «Kuluttaja» в свое время была помещена статья популярной финской писательницы, супруги первого Президента Финляндской Республики, г-жи Эстер Столберг. В этой статье г-жа Столберг, всегда тепло относящаяся к Православию, как к религии вообще, и к Финляндской православной Церкви в частности, между прочим пишет:
«Едва ли многим из финнов известно, что из Кюреля, Шуйстамо, Йоенсуу и других мест со значительным православным населением, время от времени деревенские мальчики, одаренные способностью к живописи, взяв на плечи котомку, отправляются в Валаамскую школу живописи. Если такому мальчику посчастливится и если он удовлетворяет местным требованиям, то он может остаться жить бесплатно в монастырском приюте для мальчиков. Здесь мальчик школьного возраста может пройти полный курс финской народной школы и, помимо этого, он может, если у него есть достаточное влечение, заниматься в монастырской живописной мастерской.
Преимущество предоставляется сиротам и наиболее бедным. Детей состоятельных родителей бесплатно не принимают, так как приют учрежден именно для сирот. Он является делом общественного попечительства монастырского братства.
Приютских мальчиков не только воспитывают и дают образование, но их также обучают ремеслам в разных монастырских мастерских. В них, под руководством монахов, мальчики обучаются столярному, слесарному и переплетному мастерству, а также починке часов или вместе с братией они работают на полях. Но помимо этого есть на Валааме специальность которою занимаются с особым интересом - это живопись. Эта отрасль искусства в течение десятилетий являлась необходимостью для украшения многочисленных монастырских храмов, а в настоящее время она нужна для поддержания храмов в благолепии и для реставрации в них иконной живописи.
Во время моего 2-недельного пребывания на Валааме в августе мин[увшего] года я заметила в главном монастырском храме с правой стороны завешанные материей леса, на которых деревенские мальчики с кистями в руках работали во внебогослужебное время. Они забавно лазали по лесам и, переговариваясь между собой, поправляли старинные фрески. Я удивлялась, что они удерживаются на такой работе, так как они выглядели совершенно детьми. Но пограничные жители отличаются талантливостью, и их песни и музыка звучат лучше, чем у других. Ведь это с их уст был собран народный эпос – «Калевала». Вероятно, они наделены также и удивительными дарами: глазом и рукою художника.
Учителем мальчиков является инок-художник, по имени отец Досифей. Он руководит их работами как в мастерской, так и в церкви. Это болезненный на вид, южного типа худощавый монах, прибывший 15-летним юношей в монастырь и здесь оставшийся на всю жизнь…».
«Тратились большие деньги на школу-приют в монастыре. Содержалась еще особая школа для карельских мальчиков — в киновии, в самом монастыре. Учил их монах-карел. Я ходил туда учиться у него финскому языку…».
«Ревизия Валаамского монастыря в 1937 году выявила следующее: в монастыре проживало 240 человек братии…в качестве детского приюта содержались 34 мальчика (дети в возрасте от 5 до 15 лет) … Ревизоры также отметили образцовое содержание монастырских приюта и школ: «Дети одеты чисто и тепло, и кажутся довольными. Отец Игумен Харитон часто посещает приют и, видимо, с любовью печется о нем».
«Настоятель Суоярвского прав. прихода Вартекюля, 21 августа 1939 года, № 707.
Уважаемому Отцу игумену Валаамского монастыря.
Имею честь утруднять Вас, уважаемый отец Игумен, тем же делом, о котором писал уже 5-го сего месяца и относительно которого я получил от Вас ответ 20-го с.м. В ответе Вашем Вы говорите, что рекомендуемого мною мальчика Урхо не могут принять в приют, потому что он принадлежит-де к другому вероисповеданию. К сожалению моему, я, быть может недостаточно ясно представил в письме своем это дело. Мальчик не лютеранин, но православный; мать его, конечно, лютеранка, но мальчик по просьбе матери и с его официального согласия крещен православным и принадлежит к нашей Финл. православной церкви. Ссылаясь на то, что я написал о мальчике раньше, осмеливаюсь надеяться, что этот оставшийся круглым сиротой мальчик будет принят в монашеский приют. Остаюсь в ожидании Вашего благосклонного ответа. С почтением. М. Ритамо, настоятель прихода».
«Число воспитанников в сентябре 1939 года
В начале месяца в самом приюте – 16
В мастерских монастыря (жит. в киновии) – 6
Переписка и документы принятых в монастырский приют в 1939 году мальчиков:
- Александр Павлович Мотин, род. 22.11.1932 г., сын карельского беженца, не финский гражданин.
- Урхо сын Анны Невалайнен, род. 28.05.1932 г, финский гражданин».
«3 октября 1939 года киновия (дом для жительства малолетних богомольцев-трудников монастыря) закрыта впредь до времени, а живущие в ней мальчики переведены жить в монастырский корпус».
IV. Общий список благотворительных расходов
«…В 1930 г. монастырь содержал 278 человек братии и 100 трудников и рабочих, платил им жалование, обеспечивал всем необходимым. Как сообщалось в протоколе собрания старшей братии от 13 мая 1930 года: «братья монастыря исключительно питаются растительной пищей, рыбу, кусок булки получают только в праздники, питаются постным маслом. Имея ограниченные средства, монастырь старается во всем экономить…Помимо этого бесплатно кормят бедных богомольцев и других лиц, что обходятся в не один десяток тысяч марок, делает частные пожертвования и впредь не отказывается помочь посильно».
«Годовой отчет за 1938 год. Приход и расход денежных сумм Валаамского монастыря.
…Статья 30/1. Благотворительность.
На бедных |
12000 |
Издание поучений |
5000 |
Кассе молод. свящ. |
100 |
На пут ипподиакон. |
14.50 |
Братству Сергия и Г. |
300 |
На Эст. Пр. Церковь |
100 |
Изд. «Утр. Заря» |
12000 |
Прест. духов. и вд |
1800 |
Райвольск. приюту |
1000 |
Г-форскому лицею |
1000 |
На инвалидов Осв. войны |
200 |
Храмы и часовни |
850 |
Журнал РТЗ |
400 |
Частным лицам |
15131 |
Живописцам |
3100 |
Братии |
3300 |
Итого | 56495.00 |
…Статья 31. Приют
Дебет |
Кредит |
|
От общин |
1952 |
|
Служащим |
12450 |
|
Инвентарь |
719.30 |
|
Материалы |
1994.60 |
|
Письм.принадлежн. |
199.30 |
|
Мелкие расходы |
129.80 |
|
Итого | 13501 |
Если учесть, что по данному отчету доход монастыря за 1938 год составил 490 594.85 финских марок, то «пожертвования сего монастыря» на благотворительность составляет 14%. Из приведенных выдержек становится ясно, что обширная и разнообразная благотворительная деятельность Валаамского монастыря 1939 года не оскудевала, даже ввиду приближающейся Зимней войны, разорения самого монастыря и трудного последующего переезда на новое место.
***
Данная статья сложилась благодаря поддержке архимандрита Исидора (Минаева), настоятеля храма Воскресения Христова (у Варшавского вокзала) и архимандрита Сергия (Райаполви), настоятеля Ново-Валаамского монастыря (Финляндия).
С помощью архивариуса и библиотекаря этой обители, иеродиакона Иакова, удалось прикоснуться к истории Валаамского монастыря 1939 года. Основной текст статьи основан на архивных данных, добавлено несколько цитат из книг и журналов. При отсутствии информации на 1939 год брались данные ближайшего времени. Особенно о деятельности Валаамского приюта 1931-1939 годов.
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 481128