В 1689 г. на российском престоле оказался молодой энергичный царь Петр Алексеевич, с именем которого связано «второе рождение» Валаама. Успехи в длительной Северной войне позволили России вернуть потерянные ранее территории, а возобновление древнего монастыря позволяло ей укрепить православие в этих суровых землях. Согласно монастырскому преданию, в 1715 г., в ответ на просьбу Архимандрита Кирилло-Белозерского монастыря Иринарха, последовал царский указ о восстановлении монастыря на горах Валаама на прежнем основании. {2} Вполне вероятно, что и сам Петр I неоднократно бывал в монастыре, совершая частые поездки по присоединенным северным территориям.
В 1732 г. императрица Анна Иоанновна пожаловала обители на «пропитание и на церковные потребы» двадцать три двора в Саккульском погосте, а также рыбные ловли и сенные покосы. {3}
Игумен монастыря в 1751 году обращается за финансовой помощью к императрице Елизавете. На починку и постройку монастырских зданий, а также на церковную утварь и исправление иконостаса и образов Елизавета Петровна пожаловала 1000 рублей. Значительные средства предоставил монастырю Синод. В 50-е годы в монастыре ведется значительное строительство: перестроили или заново построили келейные здания, конюшенный двор, мельницу, амбары; монастырь обнесли оградой.
Увы, почти все постройки обновленного монастыря уничтожил катастрофический пожар 3-го апреля 1754 года. Удалось спасти всего несколько икон, часть церковной утвари и "малое количество книг". Из строений уцелела только часть монастырской стены и одна часовня. Щедрый денежный вклад «на необходимые постройки» сделала императрица Елизавета Петровна, она же помогла деньгами . Тогда же, по указу императрицы, Священный Синод прислал в обитель 17 образов и большое количество церковных книг. Сама же государыня пожертвовала «серебряный ковчег и золотой парчи ризу с жемчужным оплечьем». {4}В «просвещенный век» Екатерины II, согласно проведенной секуляризации монастырских земель, Валаамская обитель в 1764 г. осталась за штатом, а в 1768 г. потеряла прикрепленных крестьян и угодья. Однако, древность и святость Валаама и многочисленные просьбы и ходатайства, позволили государыне в 1786 г. включить монастырь в штат 3 класса с настоятельством игуменским.
Вступивший в 1796 г. на российский престол император Павел Петрович, щедро вознаграждавший церкви и монастыри за понесенные в минувшие годы разнообразные лишения и скорби, пожаловал Валааму в 1797г. рыбные ловли и покосы в Кюменском кирхшпиле Выборгской губернии. В 1800 г. число монашествующей братии было увеличено до 30 человек согласно повелению Павла I, его сын Александр I довел это число в 1811 г. до 50 монашествующих. {5}
С раннего детства у Александра появилась привычка к скрытности, двуличию и неопределенности. Он всегда что-то не договаривал, не дописывал, не доделывал. Как будто не доставало в нем какого то стержня, силы, надежды и веры в Божественной Промысел. Тяжелое чувство вины за мартовскую ночь 1801 г. не покидало его всю жизнь. Нашествие французов и пожар Москвы император воспринял как Всевышнюю кару за тот грех, который лежал на его совести.
Победоносно закончив войну, Александр задумывается о внутреннем благополучии России, хочет узнать ее изнутри, увидеть тяготы народной жизни. Он предпринимает многочисленные поездки по своему огромному государству: в каких только уголках он не побывал - и в киргизских степях, и на Уральских рудниках, и в степях Малороссии.
О доставке хлеба из России на пропитание братии монастыря
В 1808—1809 годах произошло последнее в истории военное столкновение между Россией и Швецией на арене традиционного соперничества, в Финляндии. В результате победы России Финляндия была присоединена к империи в качестве автономного государственного образования — Великого Княжества Финляндского. Тем самым Швеции был нанесен решающий удар по ее восточным интересам, восходящим к крестовым походам XII—XIV веков.6 августа 1819 г. о. Игумен Иннокентий получил от министра духовных дел князя А.Н. Голицына известие, чтобы при встрече государя в монастыре «никаких церемоний не делать, а принять как благочестивого путешественника». Еще в 1817 г. в указе Синоду император обращал внимание на свое несогласие с оказываемыми ему «неподобающими» почестями:
«В последние мои проезды по губерниям в некоторых из оных должен был, к сожалению, моему слушать в речах, говоренных духовными лицами, такие несовместимые мне похвалы, кои приписывать должно Единому Богу, поколико я убежден в глубине сердца моего в сей христианской истине, что чрез единого Господа и Спасителя Иисуса Христа проистекает всякое добро и что человек, какой бы не был без Христа суть единое зло, следовательно приписывать мне славу в успехах, где рука Божия столь явна была целому свету, было бы отдать человеку то, что принадлежит Всемогущему Богу. Для того долгом считаю запретить таковые неприличные выражения, поручаю Святейшему Синоду предписать всем епархиальным архиереям, чтобы как они сами, так и подведомственное духовенство при подобных случаях воздержались от похвал толико слуху моему противных, а воздавали бы единому токмо Господу сии благодарения за ниспосланные щедроты и умоляли бы о излиянии благодати Его на всех нас, основываясь на словах Священного Писания: Царю же веков нетленному невидимому единому премудрому Богу». {7}
Низко поклонился братии
Однако духовное начальство предписало игумену встретить государя «с подобающей честью» - в ризах, с крестами на пристани. Отец Иннокентий был в замешательстве, как поступить? Но все устроилось по Промыслу Божьему. Весь день 10 августа монахи ждали императора, но он не появлялся. К вечеру озеро заволновалось, небо покрылось тучами и монахи, решив, что государь не прибудет при такой погоде, после вечернего братского правила легли спать. Поздно вечером затрезвонили монастырские колокола, возвещая о приезде высокого гостя. {8} Александр прибыл один, без свиты, при нем был лишь камердинер. Государь вошел в храм и встал посередине, игумен возгласил ектению и многолетие, после чего император приложился к местным иконам. Принимая благословение от игумена и монахов, Александр Павлович целовал каждому руку, но своей никому не давал. Осмотрев собор, остался очень доволен его внутренним убранством. Затем прошел в церковь Преподобных Сергия и Германа и приложился к раке с мощами.
В келье игумена император пил чай и подробно расспрашивал о времени церковной службы. На вопрос о. Иннокентия – «когда повелено будет служить?» - государь ответил, чтобы все совершалось обычным порядком. На следующий день, в два часа ночи 11 августа, братия встретила Александра Павловича около дверей собора, он пришел раньше всех и ждал начала службы. Отстояв заутреню, государь направился к ранней обедне в церковь Св. Петра и Павла, а затем, в сопровождении игумена, казначея, эконома и Благочинного совершил прогулку по острову и монастырю. Полюбовавшись видом залива и бухты, осмотрел больницу и церковь Успения, где приложился к иконе Смоленской Божьей Матери.
Посетил он и пустынников, долго разговаривал с ними, усердно прося благословения и молитв. Современный валаамский паломник может восстановить путь императора.
Теперь к "пустынной келий" покойного схимонаха Николая проведена прекрасная дорога, обсаженная пихтами и лиственницами. Тогда в таком виде ее не было. Государь шел пешком, подымаясь на изволок, слегка задохнулся.
- Всходя на гору, всегда чувствую одышку,- сказал благочинному Дамаскину, сопровождавшему его.- Еще при покойном императоре я расстроил себя, бегая по восемнадцати раз с верхнего этажа вниз по лестнице. Но, несмотря на одышку, к Николаю дошел.
Этот схимонах Николай был прежде келейником знаменитого игумена Назария, духовного восстановителя Валаама. Назарий ввел его на духовный путь, и он поселился отдельно, в тесной лесной келий, три аршина на три. "Жизнь его протекла в трудах и непрестанной молитве". Вот и все, что мы о нем знаем. Но сейчас видим крохотную келийку, подлинно избушку на курьих ножках, где обитал добрый дух в виде старичка Николая. Теперь над келийкой деревянный шатер, как бы футляр-изба, защита от непогоды и стремление дольше сохранить первоначальное.
Как ни убого обитал, однако, добрый дух, именно к нему-то и пришел Александр, несмотря на одышку и на то, что по дороге пришлось чуть не ползком пролезать под какую-то изгородь. Победитель Наполеона, умиротворитель Европы, въезжавший с триумфом в Париж, сгибался вдвое, чтобы войти в хижину смиренного Николая. (Дверь эта, действительно, скорее дыра, чем дверь.) И вот, все-таки вошел. Сидел на деревянной табуретке у того самого столика, что и сейчас стоит в келий, и при таком же бледном и унылом свете из оконца игрушечного разговаривал с Николаем о духовной и аскетической жизни. Мало это походило на Тильзит или на заседание Венского конгресса.
Отшельник предложил ему три репки со своего огорода, своими руками выращенные,- все, чем мог угостить. Александр взял одну из них. Она была нечищенная. Благочинный Дамаскин, стоявший рядом, спросил нож, чтобы очистить, Александр сказал:
- Не надо. Я солдат, и съем ее по-солдатски.
И зубами начал отдирать кожуру. На прощание же поцеловал Николаю руку и просил благословения и молитв.
По возвращении в монастырь, император завтракал в келье игумена, пробовал ягоды и фрукты из церковного сада. Во время беседы о. Иннокентий подарил государю краткое описание Валаамской обители и попросил о некоторых милостях монастырю. Государь велел составить для него подробную записку и все обещал исполнить.
Отдохнув, Александр Павлович пожелал совершить водную прогулку в скит. Встреченный колокольным звоном, император долго разговаривал со скитскими монахами, осматривал церковь, читал синодики о здравии и за упокой.
Вернувшись в монастырь, Александр I присутствовал на малой вечерне и всенощной. "Государь уронил перчатку; монах Савватий подошел, чтобы поднять ее, но, заметив это, государь поспешно поднял ее сам и оборотясь к монаху, низко поклонился ему". А на вопрос подслеповатого монаха, не узнавшего царя, "Кто сидит рядом со мною?", Александр скромно ответил — "путешественник".
После службы, попросил назначить обедню в пять часов и отслужить молебен за него Преподобным Сергию и Герману для отъезда. При совершении молебна, во время чтения Священного Писания, император встал на колени и наклонил голову под самое Евангелие. «Научитеся от Меня яко кроток есмь и смирен сердцем и обрящете покой душам вашим», - произнес отец Игумен. После благословения, Александр I приложился к Кресту, гробнице Преподобных и принял поднесенную икону Св. Сергия и Германа. После уединенной беседы с отцом Игуменом , император стал собираться в обратный путь.
"Путешественника" провожали по-царски, звонили во все колокола. Клиросные шли к пристани впереди, пели тропарь и догматик. За ними братия и государь с игуменом. Медленно отваливало судно, медленно шло проливом под гудение колоколов. А пение сопровождало путешественника и на Ладоге: по его просьбе, пели монахи хором "Спаси Господи", "Херувимскую" и другие песнопения.Под звон колоколов и клиросное пение, в последний раз принял благословение, низко поклонился братии и сел в шлюпку.
Сопровождающими императора были монастырский казначей и эконом. Во все время переезда по Ладоге, Александр Павлович вел с монахами беседы и просил петь церковные стихи.
Я хочу принять Святого отца с Валаама.
Возвратясь в Петербург, государь очень похвально отзывался о Валаамской обители, а узнав, что в столицу прибыл отец Иннокентий просил в записке князя А.Н. Голицына: «Прежде чем приступить сегодня в Зимнем дворце к делам, я хочу принять там Святого Отца с Валаама. Прошу Вас известить его об этом и пригласить в 2 с половиной часа с теми монахами его монастыря, которые здесь находятся». {9}
Еще будучи на острове, Александр I неоднократно повторял, "чтобы о всех нуждах монастырских написать записку, прислать в Петербург... для вручения его величеству". А игумену Иннокентию было предложено при посещении столицы, непременно навещать царя.
Что же попросил Иннокентий у царя, какие нужды заботили игумена более всего? Вот что мы узнаем из донесения Иннокентия санкт-петербургскому митрополиту о посещении Валаама Александром I: "...Узнав о нуждах наших касательно преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев, о внесении их в церковные месяцесловы, о прибавке штата на 15 человек и об освобождении пошлин с судов монастырских, проходящих с грузом в Петербург... изволил Его Величество сказать: "Я все сделаю Вам".
Спустя два месяца после обещания данного царем, Синод исполнил волю императора и постановил внести день памяти Сергия и Германа во все церковные месяцесловы. Тем самым был выполнен важнейший пункт программы игумена Иннокентия — возрождение культа валаамских чудотворцев. Отныне во всех церквах России легендарные основатели Валаамского монастыря почитались как общерусские святые.
Теснейшая связь царствующего дома с монастырем была запечатлена также на иконах с изображением святых Сергия и Германа. Иконописец вложил в руки св. Сергия свиток со словами "Братие покоряйтеся благоверным царям и великим князьям". Подобные иконы, во множестве попадавшие в церкви и дома приладожского населения, укрепляли авторитет царствующих особ, которые в свою очередь как бы "подпирали" авторитет святых Сергия и Германа, а вместе с ними и Валаамского монастыря.
Император превзошел самые смелые ожидания монастырского руководства. По личной инициативе основал для монастыря подворье в Петербурге и построил там церковь, которую сам неоднократно посещал в ходе своих прогулок по столице. Из государственной казны на строительные работы для монастыря было отпущено около 60-ти тысяч рублей, не считая церковной утвари и облачений.
Тогда игумену был пожалован бриллиантовый наперсный крест для наследственного ношения при службах и несколько «золотой парчи с бархатным шитым золотым оплечьем» риз для отправления церковных служб, а к больничному штату было прибавлено 15 вакансий. В 1822 г. императорским указом Валаамский монастырь был возведен в монастырь 1-го класса. По просьбе братии, настоятельство в обители было оставлено игуменское.
На следующий год после приезда царя на Валаам игумен Иннокентий распорядился отлить колокол весом в 550 пудов и укрепить его на колокольне собора. Прочтем надпись на этом замечательном памятнике, к счастью сохранившемся до наших дней: "Вылит сей колокол на острове Валааме при державе благочестившейшего государя императора Александра Павловича и супруге его Елисавете Алексеевне...". На колоколе был помещен также медальон с рельефным изображением Сергия и Германа. Так в звуке монастырского колокола сливались воедино культ царя, монастырского благодетеля, и культ валаамских чудотворцев, основателей монастыря.
Как подчеркивает монастырский историк, Александр I посетил Валаамский монастырь по окончании "многотрудных дел в Европе". Действительно, царь все еще находился под впечатлением победы над Наполеоном и установления нового европейского порядка, в котором Россия и российский император играли особо важную роль.
Тема войны 1812 года не была забыта и в беседах Александра с валаамскими монахами. Однако, в представлении царя Россия одержала победу не благодаря патриотическому подъему русского народа и полководческому таланту М. И. Кутузова, а волей божественного провидения. Лишь так можно толковать слова монарха, записанные монахами: "Неприятельские армии разных наций были сильнее нашей; один Бог после многих советов вразумил нас вести войну отступательную, далее внутрь России. Неприятель разграбил нашу землю, много причинил нам вреда и убытка; но и то Бог же допустил для того, чтобы смирить нас. Когда же угодно было помиловать нас, он и помиловал удивительным образом. Не мы побеждали врагов, а он!".
Продолжение следует