Иеросхимонах Антипа

Вскоре игумен Дамаскин определил его в монастырскую канцелярию. Обладая прекрасным и твердым почерком, при своем редком усердии и любви к делу, брат Александр как нельзя лучше соответствовал этому назначению
Трудами братии монастыря  9 318
vm4478.jpg Иеросхимонах Антипа (в миру — Александр Елисеевич Половинкин) родился 7 июня 1836 года в г. Каменецк-Подольске, в семье офицера. В возрасте двадцати двух лет поступил на службу в 1-й департамент Правительствующего Сената. 6 июля 1860 года, по прошению, уволился со службы и, невзирая на увещания родных и знакомых, располагавших и связями, и состоянием, навсегда покинул многосуетный мир и удалился в пустынь.

24 июля 1860 года прибыл на Валаам, где известный своей аскетической жизнью и мудростью игумен Дамаскин принял его под свое духовное водительство. Поначалу Александр трудился на общих монастырских послушаниях. Вскоре игумен Дамаскин определил его в монастырскую канцелярию. Обладая прекрасным и твердым почерком, при своем редком усердии и любви к делу, брат Александр как нельзя лучше соответствовал этому назначению. Через год по поступлении в обитель Александр Половинкин был зачислен в братство Валаамского монастыря и 24 ноября 1868 года пострижен в монашество с наречением имени Амвросий.

Более двенадцати лет отец Амвросий ревностно и безропотно нес послушание в монастырской канцелярии. Он вел строгий образ жизни. Вставая к полунощнице в два часа ночи, шел в храм. Возвратясь из церкви, уже не ложился отдыхать, в то время как другие после службы позволяли себе немного отдохнуть. Исполнив келейное монашеское правило, занимался или резьбой по дереву, или брал ведра и шел за водой, желая послужить братии. Водопровода тогда не было в обители, и за водой приходилось спускаться по крутой горе к заливу. Весной и осенью, когда обледенелый снег покрывал гору и тропинку, ведущую к заливу, часто в ночное время, отец Амвросий, подымаясь в гору с водой, спотыкался и падал. Однако это не удерживало его рвения послужить братии, и он, по благословению своего духовника, не оставлял этот подвиг, остававшийся для всех неизвестным. Не давая себе отдыха, выходил он потом на послушание в канцелярию.

31 марта 1873 года отца Амвросия рукоположили в сан иеродиакона. По своему смирению, желая быть простым монахом, он долго и убедительно просил игумена освободить его от священного сана, ссылаясь на свое недостоинство. Отец Дамаскин все его доводы разбил словами: "В сознании своего недостоинства принимай это служение. Уж если такие люди, как ты, будут отказываться от диаконства и священства, то тогда некого будет представлять к посвящению".

Посвященный во иеродиакона, отец Амвросий, по благословению игумена, оставил канцелярию и исправлял чреду священнослужения и пел на клиросе. Монастырские старцы, заставшие отца Амвросия, долго не могли забыть, как прочувствованно он читал Апостол и шестопсалмие, как пел величание...

Любя всей душой Валаам, на неоднократные предложения о перемещении в другие, более богатые обители, о. Амвросий неизменно отвечал категорическим отказом.

28 февраля 1876 года иеродиакон Амвросий был рукоположен во иеромонаха. К этому времени игумен Дамаскин возложил на него обязанность заведовать обширной монастырской библиотекой.

Спал отец Амвросий очень мало — в любое время его можно было видеть бодрствующим. Ежедневно он вычитывал Акафисты Спасителю, Божией Матери и святителю Николаю. Готовясь к служению литургии, он увеличивал свое молитвенное правило и почти совсем не спал.

Отличительной чертой отца Амвросия было редкое усердие и упование на предстательство Царицы Небесной. С чисто ангельской простотой и слезным умилением прибегал в молитве к Пресвятой Богородице перед всяким начинанием и во всякой скорби. Он особенно чтил святителя Николая, глубоко благоговея перед Илииною ревностью этого угодника Божия.

Обладая крайним незлобием и удивительным миролюбием, отец Амвросий везде и всюду сеял мир и взаимную братскую любовь. В последние годы своей жизни игумен Дамаскин возложил на отца Амвросия труд старческого делания и духовничества.

Отец Амвросий, в течение семнадцати лет, был в духовном общении с иеросхимонахом Антипой Афонский. Пример подвижнического жития старца Антипы Афонского не мог не увлечь горевшего пламенной ревностью отца Амвросия. Он проникся глубоким уважением и любовью к афонскому подвижнику, часто ходил к нему в скит для духовных бесед. Однажды глубокой осенью случилось с ним происшествие, которое он посчитал за чудесное избавление от смерти.

Дело близилось к ночи, и отец Амвросий, тогда еще послушник Александр, возвращаясь от старца Антипы, желая сократить путь, пошел прямиком на Покровскую часовню, по покрытому льдом заливу. Лед, видимо, был еще совсем слабый. Александр провалился в воду, и его подо льдом понесло течением. Место здесь глубокое и течение сильное, так что неминуемая смерть была совсем рядом. Но инок не растерялся и обратился в молитве за помощью к преподобному Александру Свирскому. Как только воззвал он к святому, то чудесным образом, сам того не понимая, оказался на поверхности льда и благополучно добрался до берега.

В иеросхимонахе Антипе Афонском нашел отец Амвросий опытного руководителя в молитвенном подвиге, в умном делании. Отношения их не были, однако, односторонними. Отходя ко Господу, афонский старец передал последние духовные наставления отцу Амвросию.

Отец Амвросий, которого игумен Дамаскин благословил на духовное старческое окормление братии, достойно нес возложенное на него послушание. В глубоком смирении, избегая всяких начальственных должностей, не ища и не домогаясь ничего, кроме спасения, в 1891 году отец Амвросий удалился в скит Всех святых, там он 16 января 1892 года принял великую схиму с именем Антипы. Живя в тиши и уединении, он не забывал ближних, назидал приходящих к нему, вел обширную переписку с ищущими утешения и молитвенной помощи.

В последние годы жизни, страдая болезнью ног от продолжительного стояния на службах, иеросхимонах Антипа не оставлял своего келейного правила и никому не отказывал в приеме и добром совете. Свое келейное правило старец открыл перед смертью духовно близкому монаху Лонгину. Отец Антипа читал ежедневно 12 глав Евангелия, 12 глав Апостола, три кафизмы и шесть акафистов.

7 апреля 1912 года отец Антипа занемог. С этого дня он начал постепенно угасать и почти уже ничего не вкушал. Во время болезни причащался Святых Христовых Таин. 11 апреля в последний раз он отмечал день своего Ангела, священномученика Антипы, с большим трудом и изнемогая от слабости, молился за Божественной литургией в скитском храме.

21 апреля у смертного одра старца был прочитан канон на исход души, как только закончили чтение отходной, в 7 часов 30 минут отец Антипа тихо почил о Господе. Лицо старца, носившее во время болезни следы тяжких страданий, в момент кончины просветлело, на нем было выражение величавой торжественности… Иеросхимонах Антипа погребен в скиту Всех святых за алтарем скитской церкви, в могиле, давно уже приготовленной им для себя.

Фото

Видео

Рекомендуем

Собор Валаамских святых
Собор Валаамских святых

26 января 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Резолюция Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла относительно утверждения Собора Валаамских святых № ПК-01/151 от 30.01.2015 г.: лист 1, лист 2) благословил празднование Собора Валаамских святых в первое воскресенье после Преображения Господня (6/19 августа).

15256

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+4°
сегодня в 15:30
Ветер
3.1 м/с, ЮЮВ
Осадки
2.6 мм
Давление
757.9 мм рт. ст.
Влажность
93%