Схимонах Николай (Смелов)

Отец Николай, для которого не было «ни высоких, ни малых» («Все мы равны перед Господом», – любил говорить он), от чистого сердца преподнес царю три репы со своего огорода.
Трудами братии монастыря  12 543

Схимонах Николай (в миру – Никита Смелов) родился в 1752 году. Он происходил из мещан города Софийска. В 1803 году, уже немолодым, он поступил в Валаамский монастырь и сначала был келейником у игумена Назария. Переняв от него опыт духовной жизни, отец Николай 11 декабря 1811 года принял постриг в великую схиму (келейно) и получил благословение на подвиг пустынножительства.

В лесной глуши, в 200 метрах к востоку от бывшей пустыни своего духовного отца, на небольшом пригорке, он построил себе маленькую келью в одно окно и подвизался в ней до конца своих дней. Впоследствии паломники, посещавшие келью старца, вспоминали:

Келья пустынника Николая немногим более квадратной сажени и так низка, что человек высокого роста едва может в ней поместиться. Большую часть её занимает находящаяся в углу русская печь. Вся меблировка состоит из простого стола, деревянной скамьи с войлоком и небольшого кресла со сточенною деревянною спинкою и на очень низеньких ножках.

В келью нужно почти вползать. Дверь узка и низка. В углу кое-как печка сложена, у печки нара малая... Стол, стул твёрдый – да больше и поместить нечего... Безлюдье кругом. – так описывал жильё старца писатель Василий Немирович-Данченко.

Истинный аскет, старец радовался уединённой жизни в своем домике, говорил:
Я из мещан ведь. К суете и прелести мирской не привык, мне и тут хорошо... Со мною всякое деревцо беседует, всякая травка мне сказки рассказывает. Ветерок с поля пролетит – о том, что в поле делается, поведает, ключ овражный – про недра горные, откуда истёк он. У меня собеседников много.

Вне всех утешений мира он утешался лишь мыслью о Боге и непрестанно горел к Нему любовью, шествуя к небесному отечеству, претерпевал тесноту и скорбь пустынного жития. Молитвой одолевал он
смущения от бесов, видимо являвшихся в округе кельи.

Свет добродетельного жития схимонаха Николая не могла сокрыть глубокая пустыня, и великий подвижник стал известен даже венценосным особам и великим святителям. 17 июля 1819 года старца посетил митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Михаил, а во
время своего паломничества на Валаам в августе того же года – государь Император Александр I.

11 августа государь вместе с валаамскими иеромонахами благочинным отцом Дамаскиным и экономом отцом Арсением посетил келью схимонаха Николая, где беседовал о разных аспектах духовной жизни.

Иноки, живущие в таких тесных и бедных пустынях, утешаются в них столь пленительными духовными чувствами, истекающими из стремления их к соединению сердца с Богом, в послушании Его закону, что предпочитают свои шалаши и Вашему царскому дворцу, – сказал отец Дамаскин.

Император назвал это «делом прямой благодати Господа». Шла речь и о благодатной пользе священнического благословения. Отец Николай, для которого не было «ни высоких, ни малых» («Все мы равны перед Господом», – любил говорить он), от чистого сердца преподнёс царю три репы со своего огорода. На прощание Александр Благословенный поцеловал руку старца и усердно просил его благословения и молитв.

Земная жизнь схимонаха Николая, протекшая в непрестанной молитве, посте и трудах, завершилась 19 января 1824 года. Ему было в ту пору 72 года. Исповедовавшись и причастившись Святых Христовых Таин, он тихо почил в Бозе и был погребён близ места своих пустынных подвигов. Над его могилой были установлены крест с распятием и деревянная гробница. Впоследствии келья старца Николая и его могила стали местом паломничества богомольцев, в том числе членов императорской фамилии.

В 1862 году над местом упокоения схимонаха Николая была построена часовня.

Известный подвижник и духовный писатель иеромонах Пимен (Гаврилов) говорил, что жизнь схимонаха Николая выражала идеал монашества:
Отцы пустынники, яко возжженные светильники, влекут к себе сердца. Из их деяний мы поучаемся, как презирать прелестный мир с его коварством бесовским... Не единым хлебом сыт человек бывает, и народы живут не дворцами и палатами, а идеалами, исходящими из жизней подвижнических.

Рекомендуем

Управление монастырем
Управление монастырем

Валаамский монастырь включает в себя иерархически подчиненные ему подразделения: подворья, скиты, органы административно-хозяйственного управления, учебно-воспитательные и другие монастырские учреждения.

7496

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+1°
сегодня в 21:26
Ветер
4.0 м/с, ЗCЗ
Осадки
0.0 мм
Давление
751.8 мм рт. ст.
Влажность
88%