Монах Иосиф (в миру Иван Александрович Шорин) родился 1 июня 1851 года в селе Вознесенское Шлиссельбурского уезда Санкт-Петербургской губернии в крестьянской семье помещика графа Шереметьева. В Валаамский монастырь Иван Шорин поступил в 1880 году. Проходил различные послушания: садовника, гостинника, певчего, а с 1910 года до самой своей кончины был на должности библиотекаря. Пострижен в монашество 10 июня 1889 года с именем Иосиф.
Архимандрит Афанасий (Нечаев), проживавший на Валааме в 1926 году, вспоминает:
«Если рядовые монахи так мудры, то, что же может представлять собою их библиотекарь отец Иосиф! О нем стоит поговорить особо. Это, действительно, “книжный муж”, по-видимому, тоже с малым школьным образованием. Но весь поглощен книгой. Она для него — живая личность автора. И он любит говорить не столько о книге, сколько об авторе. Его келья вся завалена книгами. Как скупой рыцарь над сундуками с добром, так и отец Иосиф среди “живых мертвецов”. И сам он, как оживший мертвец — весь белый, в белом балахончике, восковое лицо, маленькое с правильными чертами, и все сияющее от удовольствия, что у него так много духовного добра и что он может поделиться им с вами. Так внимательно расспрашивает: “Что вы хотели бы почитать?” И, не дожидаясь ответа, сам начинает предлагать свой “товар”.
Особенно рекомендовал он мне сочинения святителя Филарета, митрополита Московского. Это, конечно, не всякому послушнику он даст. “Но вы ведь готовитесь к деятельности. Вот он светильник был преизрядный. С ним и цари считались, и вельможи благоговели, а сам был простой-препростой. А какая книжная-то мудрость у него! На всю Русь и доселе сияет”. Как будто о своем хорошем знакомом говорит. Так, невзначай, старец валаамский укладывает на полочки истории духовные авторитеты. Тут им истинная оценка и классификация. Это своего рода “Академия бессмертных”. Только скрыта она в лесах валаамских и открывается для “посвященных”.
Но отец Иосиф не замечает ни своей учености, ни своей роли ценителя незаурядного. Он тоже простой-препростой. Сейчас же предлагает вам и чайку откушать с ним. А тут на подносе, не убранном еще от прежнего чая, — несколько кусочков печеньица лежит. Видно, и у него есть свои «поклонники» из монахов, чем-ничем норовят любимца своего угостить. И взаправду, как ему, “владельцу” этого “книжного света”, самому не просиять от множества светильников.
И уходишь от него приобщенным незаметно к этому источнику света. И сам ты уже не чужой, а свой, среди этих оживших для тебя светочей духа. Отныне для тебя, как монаха, библиотека — место вожделенное, святое, гора Фаворская, сияющая светом Преображения. И ты жадно прильнешь и прислушаешься к речам Моисея и Илии с долгожданным ими Мессией. И, исполнившись радости Преображения, воскликнешь вместе с Петром: «Господи, как нам здесь хорошо, построим три палатки».
За благочестивую и подвижническую жизнь игумен Гавриил (1893–1903) возложил на монаха Иосифа послушание – старчество. Ученик валаамского старца иеромонаха Иоасафа, отец Иосиф был сокровенным делателем Иисусовой молитвы. За молитву он получил дар прозорливости. Он никогда не давал совета, а всегда указывал на книгу и даже страницу, где нужно читать. О духовной опытности отца Иосифа свидетельствуют дневники, которые он вел со времени своего поступления в монастырь. Всего сохранилось 20 дневников.
Скончался монах Иосиф 14 мая 1931 года, в 80 лет, перед кончиной причастившись Святых Христовых Тайн. Погребен на старом братском кладбище, местонахождение могилы старца неизвестно.
Дневниковые записи монаха Иосифа
Ищи утешения в Господе.
«Иисусе, плавающих кормчий. Иисусе, бурных отишие!» Когда буря страстей, скорбей, недоумение и смущение помыслов, поколеблют и смутят душу мою, тогда, Милостивый Владыка, Утешителю скорбящих, как апостолам Твоим утишивый бурю на море, так пошли утешение в скорбную и смущенную душу мою. Скажи грозно воздымающейся буре помыслов: умолкните, перестаньте, и я верую, что Твоя Божественная благодать, Твой Благий Промысл остановит, утишит всякую бурю, и печальная, немощная моя душа успокоится и возвеселится, охраняемая Твоим благим и всесильным Промыслом. 1 апреля, 1910 год.
Побеждай зло - силою благодати.
Чувства неприязни, нелюбви к другим деспотически заявляют свои права, чувствуется, будто они не могут перейти в противоположные чувства любви и благорасположения к ближнему. Какое омрачение! Не злоба ли человекоубийцы диавола это устрояет? Избави, Господи, от всякой злобы и даруй любовь даже к ненавидящим и зло творящим. 16 сентября, 1910 год.
В любви и смирении – рай, но в злобе и гордости сущий ад, между тем, последнее преодолевает первое, кто это устрояет? Не древняя ли злоба и гордость противящаяся всегда доброму и смиренному?
Испытывая это, понеси спокойно гнев, злобу, расстройство брата, не враг ли его искушает и расстраивает?
Человек подобен барометру, то поднимающемуся, то опускающемуся; то добр, то зол; то щедр, то скуп; то кроток, то гневен. Поэтому со смирением нужно всегда молиться ко Господу, чтобы избавил нас от всего худого, греховного, неугодного Ему, и помог делать все доброе и спасительное, что благоугодно Его святой и благой о нас воле и Промыслу. 17 сентября 1910 год
Старчество - не шутка!
Самому опытно не прошедшему «науки из наук» монашеской жизни, трудно и опасно руководить других в духовной жизни. Сколько на этом пути преткновений, недоумений, заблуждений у ходящих этим путем. Сколько нужно проницательности, разума руководителю, чтобы незаблудно вести руководимых! Но как это дело не было искано, но вручено за послушание, поэтому нужно с глубоким смирением испрашивать на это дело помощи у Господа, «Источника всякой премудрости», дабы Господь за молитвы отца игумена и братии, по вере учеников, подал истинный разум, что отвечать спасительное вопрошавшим. Иисусе, «мудросте надомыслимая», «премудрости Наставниче», вразуми и научи меня совершать это великое и святое дело. Без Тебя я слеп и нищ, и сущий невежда. 19 января, 1911 год.
Валаамский монастырь включает в себя иерархически подчиненные ему подразделения: подворья, скиты, органы административно-хозяйственного управления, учебно-воспитательные и другие монастырские учреждения.
113