Игумен обращается со словами: «Бог милосердый, яко Отец чадолюбивый, зря твое смирение и истинное покаяние, чадо, яко блуднаго сына приемлет тя кающагося и к Нему от сердца припадающаго».
Начальные молитвы пострига, братская процессия и слова Игумена напоминают о том, что постригаемые братия выбирают путь плача и покаяния как образ жизни. О монашеском пути как о пути плача говорил еще несколько веков назад преподобный Исаак Сирин: «Богатство монаха — утешение, находимое в плаче…»
Далее Владыка вопрошает о том, по своей ли воле постригаемые братия избирают монашеский путь: не под влиянием ли внешних обстоятельств или чьим-либо давлением. Убедившись в добровольном избрании своего пути, братья через Игумена принимают на себя монашеские обеты, в которых заключается основание и дух монашества.
Первый обет: «девство».
«Целомудрие» и «безбрачие» — это не синонимы. Целомудрие понимается как целостность, неповрежденность ума, нравственная норма жизни. Важным является хранение ума от всяческих греховных помыслов и мечтаний, хранение чистоты, «девства» сердца. Однако монах, беря на себя обет целомудрия, отрекается в том числе и от возможности в будущем вступать в брачные отношения.
Второй обет: «послушание».
Послушание как отречение от своей воли, которое основывается на призыве Спасителя: «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф.26:24).
Учение о послушании является ключевым в монашеской традиции. По монашеским правилам святителя Василия Великого монах должен проявлять послушание Богу, Игумену и всей во Христе братии: «Не впадёт в гнев тот, кто не принимает послушание других, но сам приготавливается к послушанию, считая, что все превосходят его».
Третий обет: «нестяжание».
Добровольная нищета или нестяжание предложены Господом богатому юноше при условии, что тот исполняет все десять священных заповедей: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19, 16-21). Сюда же относится совершенное отречение от собственной воли и послушание Игумену и духовному наставнику (Мф. 16, 24; Мк. 8, 34; Лк. 9, 23). «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною…» (Мф 16 24; Мк.8,34; Лк.9,23).
После произнесения обетов Владыка троекратно произносит следующие очень важные для каждого монаха слова: «Возми ножницы и подаждь ми я». И постригаемый в монашество трижды подаёт Игумену ножницы, выражая тем самым свое твёрдое и непреклонное намерение исполнять до конца своих дней возлагаемые на него обеты.
Святитель Симеон Солунский пишет: «Возглашая обеты в надежде на помощь Христову, принимающий чин монашеский обязуется сохранять их до конца своей жизни, так как он добровольно предаёт себя Христу: затем, настоятель крестовидно стрижет его власы в честь Святой Троицы, так как он посвящается Троицею; знамение креста являет его смерть для мира и его знаменование Самим Господом; чрез пострижение же и отнятие волос он как бы приносит Богу начаток своего тела, так как всецело приводится и посвящается Христу, отвергая всё лишнее и мирское».В этот момент новопостриженные монахи впервые слышат от Игумена свои новые имена:
· ответственный за монастырские теплицы инок Иларион был наречен Илиодором, в честь мученика Илиодора Магидского (Памфилийского);
· Келейник Игумена и старший иподиакон инок Феофил – стал отцом Филофеем, в честь преподобного Филофея Афонского;
· Пономарь и иконописец инок Феодосий – монахом Феофилактом, в честь святителя Феофилакта Никомидийского;
· Просфорник инок Максим – монахом Маркеллом, в честь преподобного Маркелла Апамейского, Игумена обители «Неусыпающих»;
· Старший церковник инок Василий – отцом Вонифатием, в честь всем известного мученика Вонифатия, память которого ежегодно празднуется 1 января.
Брат, принимая монашеский постриг, полностью отказывается от суетного мира вещей: умирает для него. Он даёт обеты, рождаясь для новой жизни во Христе, и поэтому получает новое имя. Традиция эта уходит в Ветхий Завет, в котором сам Господь даёт новое имя Авраму, знаменуя этим его избранность, отречение от язычества и Завет с Богом: «…и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов» (Книга Бытия 17: 4–5).
В монашестве есть уникальный дар, который человек, как драгоценную жемчужину, уже никогда и ни на что не променяет. Но Господь не всем это даёт это познать. Как писал священномученик Серафим (Звездинский) своему брату: «Кратко скажу тебе, родной мой, о моей теперешней новой, иноческой жизни, скажу словами одного инока: «Если бы мирские люди знали все те радости и душевные утешения, кои приходится переживать монаху, то в миру никого бы не осталось, все ушли бы в монахи, но если бы мирские люди наперед ведали те скорби и муки, которые постигают монаха, тогда никакая плоть никогда не дерзнула бы принять на себя иноческий сан, никто из смертных не решился бы на это…». В этих словах сокровенная правда и непреложная истина…
По завершении монашеского пострига у раки преподобных Сергия и Германа Игумен произнёс новопостриженным братьям назидательное Слово:
Слово епископа Панкратия на монашеском постриге в первую седмицу Великого поста 2023 года
«Познаем, братия, таинства силу!» - эти слова первыми звучат после монашеского пострига. Это таинство, через которое проходит каждый монах, не совершается в один момент, а длится всю жизнь. И есть ещё замечательные слова, которые произносятся на вручении монаха духовному отцу: «Какова его приемлеши от святаго Евангелия, такова да потщишися и представити его Самому Христу, в страшный день праведнаго Его Суда». И, действительно, те, кто прошёл монашеский постриг, да и те, кто не прошёл, но видят лица тех, кто проходит это чудное, дивное таинство, видят, что благодать Божия присутствует: Сам Господь с Пресвятой своею Матерью, с ангелами и всеми святыми зде предстоит и внимает твоим словесам. И этот Небесный свет отражается на лицах тех, кто принимает монашеский постриг. И я думаю, что каждый, кто принял монашеский постриг, осознаёт, что это один из лучших моментов в его жизни: когда он готов предстать Господу и дать добрый ответ на Страшном Его Суде. Поэтому и говорится о том, чтобы духовный отец попечение имел о том, чтобы всю ту чистоту и благодать Небесную, которую брат получил в постриге, тот сохранил и пронёс через всю жизнь и представил на Страшном Суде Христовом.
Но это таинство велико ещё и тем, что оно даёт возможность возрастать, преображаться, становиться чище, праведнее, уподобляться тем новым святым, имена которых звучат на каждом монашеском постриге, и которые получают монашествующие. Дай Бог вам, братья наши, чтобы ваш путь был именно таким: чтобы лица ваши не угасали, чтобы дух ваш был как возжжённая свеча, которая ставится пред образом Божиим и хранится; чтобы духовный ваш отец не был с посрамленным лицом, представляя вас на Страшном Суде Божием. Дай вам Бог преображения души, всего естества человеческого, потому что к этому призван каждый христианин, особенно тот, который встал на путь монашеского делания! Поздравляю вас!»
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 488471