4 апреля 2023 года, во вторник шестой седмицы Великого поста, епископ Троицкий Панкратий совершил монашеский постриг четырех послушников монастыря, которые были наречены в честь преподобных Мартирия Зеленецкого, Леонида Устьнедумского, Аркадия Новоторжского и преподобномученика Афанасия Брестского.
Всего Владыкой, который является Игуменом Валаамского монастыря вот уже более тридцати лет, было пострижено:
- в иночество 114 человек;
- в мантию 179 человек;
- в Великую схиму 8 человек.
Далеко не каждый брат, который приходит в обитель, впоследствии становится монахом. Многие люди, приехавшие когда-то потрудиться во Славу Божию, так и остаются трудниками.
Год за годом они живут и трудятся в обители. Часть из них, по прошествии нескольких лет, приходит к выводу, что, либо им нужно перейти в другой монастырь, либо и вовсе оставить обитель и создать семью. Лишь малая часть подаёт прошение о вступлении в братию с желанием в будущем жития постнического именно в Валаамском монастыре.
Вступление в братию далеко не означает, что человек в будущем примет монашеский постриг. Известны случаи, когда человек всю свою жизнь проводил в монастыре в качестве послушника. Как, например, послушник Николай Арламов, который подвизался на Старом Валааме с 1872 по 1928 годы. Всё это время он считал себя недостойным монашеского пострига. После его кончины братья спросили у одного монаха:
— Скажите, отец Иаков, почему брат Николай все пятьдесят шесть лет оставался послушником, разве не лучше ему было стать монахом?
— Сокровенной он жизни был ... Многое было в нём непонятно... Думается, что из-за смирения не принимал он монашества: “Монахов-то много, а послушников мало”, — говорил он».
Памятна еще история про послушника Елисея, некогда подвизавшегося в Оптиной пустыни. Однажды, Игумен Исаакий стал предлагать ему постричься в мантию, или хотя бы в рясофор, и даже требовал сего с угрозою. «Иначе, – говорил он, – я тебя пошлю в кухню». – «А вот мне, – отвечал Елисей, – и рясофор». – «Я тебя на поклоны поставлю», – продолжал грозить Игумен. – «А вот мне и мантия», – отвечал смиренный подвижник. Так и остался он послушником до конца дней своих, по глубочайшему смирению своему, считая себя не достойным монашеского пострига.
Только единицы сподобляются монашеского пострига и в числе таких, не побоимся этого слова - избранных Богом людей, сегодня оказались и наши четыре брата. У каждого из них свой, уникальный путь, который, мы будем надеяться приведёт их в Царствие Небесное.
Как говорил оптинский иеромонах Василий (Росляков) (убиенный на Пасху в 1993 году): «Главное донести свой крест до конца. И не упасть на подъеме, так и не соединившись с Господом».
В современном обществе распространено мнение о том, что большинство людей приходит к Богу через скорби, которые выражаются в потере близких, тяжелых болезнях, тех или иных зависимостях. Приходят в монастырь потому что хотят исцелить собственные греховные пристрастия к тем или иным удовольствиям мира сего, или, благодаря тому, что всецело осознают собственную немощь и надеются с Божией помощью исцелить свою поврежденную грехом человеческую природу.
О причинах ухода в монастырь, о том, как на это влияют внешние обстоятельства и насколько часто причиной поступления в монастырь является любовь (к Богу), рассказывает опытный валаамский отец:
«Вопрос о причинах ухода человека в монастырь стоит рассматривать с двух сторон: почему человек уходит в монастырь и почему в нём остаётся. Главный мотив подавляющего большинства приходящих в современный монастырь – бегство от мирских скорбей. Несчастная любовь или неспособность сохранить уже созданную семью, неустранимая алкогольная или иная зависимость, неспособность стать «успешным» в современном мире – найти дело, приносящее деньги и известность. Подобные обстоятельства, побуждающие христианина бежать из мира, святитель Игнатий Брянчанинов именовал печалью: «…От печали не должно идти в монастырь, в который можно вступить только по призванию. Все, сколько их знаю, поступившие в монастырь по каким-либо обстоятельствам внешним, а не по призванию, бывают очень непрочны и непременно оставляют монастырь с большими неприятностями для монастыря и для себя…». Если бы у таких людей в миру всё было бы хорошо в части обретения ожидаемых ими земных благ, сама мысль о монастыре, скорее всего, показалась бы им абсурдной. Почти все из числа убежавших в монастырь от мирской скорби надолго в нём не задерживаются, за редким исключением тех, кто уже в монастыре столкнулся с новой, до того неведомой для себя духовной реальностью, и в корне изменил своё жизненное целеполагание. Но встречаются и такие, которые научаются выживать в монастыре без решения каких-либо духовных задач и вполне комфортно коротать в нём остаток своей жизни.
Другой, очень малочисленной группой, приходящих в монастырь людей являются те, кто получил в миру всё, что хотел (каждый в свою меру), но перестал испытывать от этого радость и удовлетворение. Это, как правило, люди среднего возраста, у которых за плечами и семья, и успешная работа. В какой-то момент жизни, без видимых внешних потрясений они погружаются в тоску на грани отчаяния. Дальнейшая жизнь представляется им совершенно бессмысленной. И тут появляется Христос и предлагает безграничное и бесконечно прекрасное общение с Собой… Но и такие призванные Богом люди не всегда остаются в монастыре, и их монашеская жизнь не бывает гладкой. «… трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф.19:23). Основанный на гордости мирской опыт всего добиваться своими силами очень долго, если не всю оставшуюся жизнь, препятствует обретению необходимого монаху христоподобных кротости и смирения.
Довольно много приходят в монастырь и остаются в нём тех, кто не без основания считают монашеское жительство более спасительным, чем христианский подвиг в миру. Как правило, это люди рационального склада, трезво оценивающие своё духовное состояние и способность противостоять мирским соблазнам. Эти люди хорошо понимают, что в монастыре у них будет гораздо больше возможностей бороться со своими страстями. В надежде заслужить место в Царствии Небесном они усердно трудятся на монастырских послушаниях, особенно на тех, на которых является очевидным положительный результат. У святых отцов такое отношение к спасению называется «наёмничеством».
И уж совсем редчайшим исключением являются те, кто пришёл в монастырь из-за любви Богу, из-за нехватки общения с Ним в миру. Таких духовных самородков в современных монастырях условно один на миллион, но за счёт них монастыри и сохраняют своё духовное основание. Совсем необязательно, что детство этих людей проходит в воцерковлённых семьях. Далеко не все из них были «паиньками» и избежали греховных падений. Но у всех этих духовных талантов есть одна ключевая отличительная черта. Бог и живое общение с Ним у них на первом месте, а всё остальное – постольку поскольку. В монастырь они приходят не из-за страха загробных мучений и даже не из-за надежд на райское блаженство. А из-за Него Самого, с Которым не страшит никакая мука и без Которого не радует никакое благополучие. Эти люди приходят в монастырь и остаются в нём навсегда, добровольно, без всякого принуждения отвечая Богу на Его призыв. Про таких людей святитель Григорий Богослов писал «Тайна спасения для тех, кто желает, а не для тех, кого принуждают».
Помимо вышеизложенных причин, имеется еще несколько оснований для прихода в монастырь, которые изложил в 1-м слове «Об отречении от жития мирского» преподобный Иоанн Лествичник: «Все, усердно оставившие житейское, без сомнения, сделали это или ради будущего царствия, или по множеству грехов своих, или из любви к Богу. Если же они не имели ни одного из сих намерений, то удаление их из мира было безрассудное. Впрочем, добрый наш Подвигоположник ожидает, каков будет конец их течения. Отрекшийся от мира из страха подобен фимиаму, который сперва благоухает, а после оканчивается дымом. Оставивший мир ради воздаяния подобен мельничному жернову, который всегда одинаково движется; а исшедший из мира по любви к Богу в самом начале приобретает огонь, который, быв ввержен в вещество, вскоре возжет сильный пожар».
Натолкнуть человека на мысли об уходе в монастырь или по крайней мере заставить задуматься об этом пути может любая случайность. Но, как говорил преподобный Варсонофий Оптинский: «В жизни нет случайностей, всё происходит по воле Творца».
Как писали в своих прошениях новопостриженные братья, у одного из них возникла мысль о приходе в монастырь после прочтения книги Нины Павловой «Пасха Красная», которая посвящена оптинским новомученикам (иеромонаху Василию, инокам Трофиму и Ферапонту) убиенным на Пасху в 1993 году.
У другого, начало пути связано с трагической смертью близкого человека. Это привело к тому, что он серьезнейшим образом пересмотрел свою жизнь. С тех пор он начал читать Священное Писание, святых отцов, слушать различные проповеди. 15 февраля он впервые сознательно причастился Святых Христовых Тайн: «Позже я узнал, что это был праздник Сретения Господня, и это произвело на меня сильное впечатление. С этого момента началось мое воцерковление, моя встреча со Христом». Вскоре у этого брата встал вопрос о выборе дальнейшего пути – семейного или монашеского. В течение двух лет он много молился и просил Господа, чтобы Он направил его дальнейшую жизнь. Через какой-то время священник, у которого он регулярно исповедовался предложил ему съездить к своему духовному отцу. После подробной беседы тот благословил его на монашеский путь, что он воспринял, как волю Божию: «Через какое-то время я окончательно уладил все мирские дела, получил родительское благословение на монашеский путь, и приехал на Валаам с твердым убеждением служить Богу и людям, и в покаянии обрести спасение своей души».
А теперь, давайте детально рассмотрим, какой путь проходит каждый брат от статуса трудника до монашеского пострига.
Приезжая в монастырь, человек сначала становится трудником. В этом качестве он может пребывать от года и более. По прошествии длительного времени он вступает в братию и при определенных условиях ему благословляют ношение подрясника, и он становится послушником.
Если Богу будет угодно, то в дальнейшем, через несколько лет, над этим человеком может совершится или иноческий, или монашеский постриг. Это зависит от его собственной воли, от воли духовника и Духовного собора, но самое главное – от воли Божией.
Путь, который можно уместить всего в нескольких предложениях, на самом деле длится годами. В монастыре этот путь называют не иначе, как «послушнический искус», в ходе которого, проверяется намерение самого человека вступить на монашескую стезю, включающее в себя готовность к исполнению всех монашеских обетов и желание служить Богу и людям.
Но и не только монастырь проверяет брата, но и намеревающийся принять постриг, оценивает насколько монастырская жизнь подходит для него именно в этой обители. В результате человек либо приходит к мысли, что для него это идеальный монастырь, либо он не постригается и может впоследствии уйти в другую обитель.
Конечную цель (монашество) предваряют несколько обязательных событий, таких как:
- оценка духовником готовности человека к постригу;
- собрание Игумена и старших отцов на Духовном соборе, на котором выносится решение о постриге того или иного брата;
- сбор необходимых для этого документов;
- собеседование (в нашем случае: с председателем Синодального отдела по монастырям и монашеству митрополитом Феогностом и Игуменом обители епископом Панкратием);
- предоставление документов в Патриархию (только после получения резолюции Святейшего Патриарха, как Священноигумена Валаамской обители, Игумен может совершить постриг).
В связи со всем выше перечисленным (и не только поэтому) постриг каждого брата - это очень значимое событие, как для самого насельника, так и для всего братства монастыря.
Для каждого монаха постриг - это еще и важнейший момент в жизни. Второе рождение, второе крещение, во время которого, облачаясь в новые одежды, получая новое имя, он даёт Богу пожизненные обеты и по сути, становится «новым» человеком.
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 473027