Взгляд изнутри
Фермерская сыроварня — одно из послушаний, куда непросто попасть: здесь нужны внимательность и ответственность. О своей первой поездке в обитель рассказывает трудник Алексей:
«После переезда в Санкт-Петербург у меня появилось желание посетить Валаам. Всё пошло не так, как мы планировали с моей дорогой супругой. После нашей размолвки я решил, что это именно то место, куда мне надо. Заполнил анкету трудника на сайте монастыря, и на следующий день меня известили, когда я могу приехать. При этом дали подробнейшие инструкции о том, как ехать и что с собой брать. Перед самым прибытием в обитель мне позвонили и сказали, что я определен на ферму. Вот и сбылась моя мечта — я на Валааме. После пары дней отдыха меня определили на послушание в птичнике. Месяца два кормил и поил кур, вел учет и выдавал яйца, занимался уборкой. Затем мне дали новое послушание в коровнике.Там я тоже трудился около двух месяцев. Это послушание требует немного больше физической работы, чем на птичнике, но оно очень интересное. Наши коровки умные, ласковые и каждая со своим характером. Забавно, когда приходишь на смену, а они как по команде встают, смотрят на тебя и ждут, когда начнешь их кормить. Все-таки правы те, кто говорит, что общение с животными делает нас лучше.
Теперь я на сыроварне, занимаюсь выдачей молочной продукции. Это послушание в большей степени связано с общением с людьми. Моя задача отмерить, взвесить, записать, кому и что выдано, затем навести порядок в помещении. В свободные от выдачи дни я занимаюсь протиркой и переворачиванием созревающих сыров в хранилище. Это дело вызывает море положительных эмоций, ведь сыры — они как дети требуют ежедневного внимания. Их нужно холить и лелеять, и тогда они порадуют нас своим видом и вкусом. Вообще за время пребывания в монастыре в качестве трудника прихожу к мысли, что плохих послушаний нет — все они очень интересные и нужные. Важно у себя в голове сформировать соответствующее отношение, и тогда любое послушание будет в радость».
Свободное время
Свободное время мы обычно используем для чтения, прогулок на усадьбу (это около шести километров в одну сторону). Некоторые ловят, а затем сушат рыбу, кто-то предпочитает прогулки на вёсельной лодке, кто-то делает тетради с цитатами святых отцов.
Во время своего пребывания на ферме я заинтересовался вопросом об их отношении к животному миру. Мне особенно запомнилась следующая мысль святителя Николая Сербского:
«То, что для животных не предосудительно, людям ставится в вину. Все наше знание о животных не может нам объяснить их внутренних ощущений. Мы не знаем их внутреннего устроения, но только наружное. Но определенно можно сказать, что они живут согласно своей природе, по дару и определению Творца, всегда неизменны, всякий по своему роду, и без греха. Применительно к животным нельзя говорить о грехе».
Послушания (общие и дополнительные)
Кроме основных послушаний на ферме, как на усадьбе, есть общие и дополнительные: уборка братского корпуса, территории, разгрузка опилок и комбикорма. На общих послушаниях задействованы, как правило, те, у кого выходной. Вот что о них говорит преподобный Амвросий Оптинский:
«Общее послушание более всего содействует к избавлению от гордости. На общем послушании человек обучается духовному искусству, если захочет и когда на вещи смотрит просто, многое принимая за шутку».
Дополнительными называются послушания, которые возникают по мере необходимости. К примеру, когда надо помочь водителю отвезти молочную продукцию на центральную усадьбу для братской трапезной.
Искушения
Иногда на ферме случаются искушения, поскольку все послушания здесь связаны между собой. Не так давно во время утренней дойки произошло следующее: один брат по неосмотрительности не поставил шланг, соединяющий трубы, по которым молоко во время доения идет в танк, и некоторое количество молока было потеряно. Осознав, что произошло, он написал начальнику фермы отцу Агапию сообщение, в котором честно повинился в том, что случилось. На совещании этот брат ожидал порицания и укора, но получилось иначе: отец Агапий проявил именно то отношение к ближнему, о котором сказано в Священном Писании:
«Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14–15).
Этот пример стал для меня показательным. В миру за такой проступок последовало бы наказание, но нельзя забывать, что мы в монастыре, где покаяние и прощение не просто слова. После этого я долго размышлял над реакцией начальника монастырской фермы и пришёл к очень простому выводу — всякое наказание только ожесточает нас, а прощение меняет в лучшую сторону.
Произошло и со мной одно такое искушение. Вечерняя дойка, как обычно, начиналась в 20:00, и моим напарником по смене тогда был один из послушников. Он всегда говорил: "не торопись, в монастыре торопиться некуда", но, как часто случается, наше самочиние берет верх, тем более когда завтра выходной и послушание хочется окончить пораньше. Продоив свой ряд, я со спокойной совестью пошёл отдыхать. Встретив на следующее утро скотника, который нёс послушание ночью, я услышал, что корова по имени Афера всю ночь мычала. Честно говоря, я не понял, для чего он мне это сообщил, но затем мне встретился отец Агапий и тоже сказал, что корова орала всю ночь из-за того, что её не подоили. И тут мне вспомнились слова моего напарника, а затем пришёл стыд.
Придя в келью, я начал анализировать, почему так произошло, ведь до этого подобных случаев у меня не было. Восстановив в памяти тот вечер, я понял: Афера стоит предпоследней коровой в конце ряда, который я дою, и я, отвлекшись на шутку скотника, рассеялся и утратил внимание.
Поделившись своими измышлениями с одним из фермерских братьев, я услышал в ответ следующие мысли святых отцов:
«...Во время искушения мысли наши обыкновенно рассеиваются и помышления наши разбрасываются в стороны» – преподобный Ефрем Сирин
«Искушения, неожиданно с нами случающиеся, по смотрению Божию, научают нас быть трудолюбивыми и невольно влекут к покаянию» – преподобный Марк Подвижник.
«Вне искушений невозможно приобрести дерзновения перед Богом, невозможно научиться премудрости Духа, нет также возможности, чтобы Божественная любовь утвердилась в душе твоей» – преподобный Исаак Сирин.
После таких слов на душе становится легче, но осадок все равно остается, и, пожалуй, кроме исповеди здесь ничего не поможет.
В монастыре есть важный момент: когда что-то не получилось, или получилось не так качественно по твоей вине, то очень важно не придумывать отговорки, не сваливать вину на другого, а честно и осознанно признать, что виноват ты.
О фермерских котах
На коровнике у каждого кота есть свой уголок, своего рода маленький сеновал. Во время дойки коты выходят из своих тёпленьких мест и гуляют по коровнику, наблюдая, как происходит процесс, ведь они знают, что скоро им дадут свежее молоко. Когда коровы на прогулке, то некоторые представители кошачьего мира любят полежать на том месте, где стоит или отдыхает после приёма пищи бурёнка. Порой у меня складывается впечатление, что каким-то чудом им даётся понимание «надо идти на коровник, сейчас нам дадут свежее молоко».
Был у нас такой случай с котом. Проходя мимо домиков, где живут трудники, я заметил небольшое скопление людей вокруг дерева. Головы всех были подняты вверх. Подойдя ближе и присоединившись к ним, я увидел, что на большой высоте на ветке сидит кот. Он со страхом смотрел вниз и не знал, как спуститься. Мы тоже не знали, что делать. В это время на сыроварню приехал за молочной продукцией сотрудник МЧС. Недолго думая, он полез на дерево и спустил кота на землю. К сожалению, его имя я не запомнил, но этот поступок тоже о многом говорит, ведь с фермы в МЧС не поступало сигнала по поводу кота на дереве.
P. S. В 2007 году, когда еще был жив монах Георгий (Иванов), мои первые послушания начинались на ферме. Сейчас они продолжаются здесь же. Я думаю, что у многих из нас есть свой любимый храм, своя любимая обитель. Трудясь в них, мы понимаем: неважно, какое послушание, ведь ты всегда знаешь, что трудишься во славу Божию, а значит, этот труд для вразумления и в радость. И ещё важно помнить, что и в миру каждый из нас может послужить Богу и ближнему, но в монастыре эта возможность более ярко выражена и соответствует святоотеческому духу:
«Одному даётся Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом: иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различие духов, иному разные языки, иному истолкования языков. Всё же сие производит один и тот же Дух, разделяя особо, как Ему угодно» (1Кор. 12:8-11)
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 481145