

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Чем является для современного человека чувство свободы? С чем это свобода у него ассоциируется? Большинство ответят, что их свобода – это беспрепятственное удовлетворение собственных желаний. Когда возникающее в человеке внутреннее напряжение имеет возможность реализовываться. Например, человек хочет поехать в путешествие, в нём возникает энергия этого желания, которая захватывает его мысли и чувства, заставляя его душу работать над тем, чтобы осуществить задуманное. Он напрягается, становится озабоченным по причине этого желания, ища способ его удовлетворить. Но с другой стороны, он теряет ту свободу, которая у него была до момента возникновения в нём желания путешествия. Отсюда возникает недоумение, какую свободу человек должен считать той самой свободой, которая ему нужна? Свобода — та, в которой он находился до возникновения того или иного желания, или свобода — после удовлетворения этого желания?
Это был безобидный, безгрешный пример того, как наша душа выбирает ту или иную свободу. Но если в качестве примера взять наши страсти и пороки? Какую свободу выберет человек? То же внутреннее напряжение, то же движение мыслей и чувств, закручивающие и напрягающие человека, пока он не даст им реализоваться. Затем недолгая передышка, и опять всё снова. Напряжение, удовлетворение желания и выход напряжения, затем снова ощущение свободы. И так до конца нашей жизни, крутящаяся карусель, многократное «дежа вю». Такую свободу можно вполне назвать «несвободная свобода».
Человек получает свободу, когда снимает напряжение внутри, но он не может перестать зависеть от этого напряжения. Оно им движет и подчиняет его волю. Большинство людей в своей жизни подстраиваются под такую «несвободную свободу», и ничего не знают о внутренней свободе. В современном мире считают счастливыми тех, кто умеет удовлетворять свои разнообразные желания и, тем самым, снимать внутреннее напряжение.
Христос же предлагает нам иную свободу, в которой человек не зависит от внутреннего напряжения в поисках желаемого. Он подчиняется лишь здравому смыслу, при этом оставаясь свободным от энергетики напряжения возникающих желаний. «Познаете истину, — говорит Господь, — и истина сделает вас свободными» (Ин.8:32).
Конечно же, Господь говорит не о той истине, которую мы познаём своим рассудком из книг или Интернета. Такая истина не делает нас свободными, она лишь может рассказывать нам о свободе. Но рассказ, который мы носим в своей голове — это ещё не есть сама свобода. Истинная свобода, прообразом которой служил день субботний в Ветхом Завете, чувствуется глубоко в сердце человека, где царит гармония и мир, ощущается легкость и веяние божественных энергий, где так же ощущаются земные желания, но они перестают напрягать и будоражить человеческое произволение, оставляя его наслаждаться внутренней свободой в Боге.
Святые отцы говорили, что человеку легче было бы достичь такого духовного состояния, если бы ему не мешали демоны, паразитирующие на наших чувствах и мыслях, отнимая нашу внутреннюю свободу ради удовлетворения суетных желаний, провоцирующих в нас нестерпимое напряжение, которое становится для нас настоящей агонией, пока мы его не снимем, удовлетворяя ту или иную страсть, будь то ненависть или блуд, злоречие или эгоизм. После чего мы ощущаем некую свободу от подобного напряжения, пока не повторится всё снова. И чем сильнее становится в нас зависимость от желаний и напряжения, тем сильнее проявляется в нас демоническая сила, и тем больше она нас контролирует, оставляя для нас глоток «несвободной свободы» в виде рожков из притчи о блудном сыне, «которые ели свиньи, но в итоге никто не давал ему ожидаемого насыщения» (Лк.15:16). Эти свиньи напоминают нам страсти, которые паразитируют на наших желаниях, привлекая их обещанным насыщением и удовлетворением, но впоследствии нас снова ждёт голод и ощущение внутренней несвободы.
Сегодняшнее Евангельское чтение ещё раз заставляет нас задуматься о внутренней свободе. Ведь внутренняя свобода от греха — это не только нравственный аспект нашей земной жизни, но от него может зависит и сама наша жизнь, не говоря уже о вечной нашей участи.
Стадо мирно пасущихся свиней — существ от природы трусливых и истерично боящихся смерти — вдруг неожиданно устремляется с пастбищ к обрыву и погибает в море, заставляя своих пастухов в страхе и панике звать на помощь горожан. Так это описывает нам Евангелие: «Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде» (Мф. 8:30-32). Их трусливая природа в один момент под действием бесов преобразилась, и стала самоубийственной. Подобную аналогию можно провести с человеческими страстями, которые под демоническим воздействием в определённый момент становятся независимой от человека разумной силой, смертельно опасной не только для его души, но и для его жизни.
Свиньи в Израиле считались нечистыми животными, которых иудеи не должны были ни разводить, ни тем более употреблять в пищу. Они были символом чужеродности и греховности, отождествлялись в Священном Писании со страстями и пороками человека, которые искажали в нём образ Божий. Часто демонов изображали в виде свиней, подчеркивая сродство и подобие человеческих страстей с демонами. Где одно служило отражением и ассоциацией с другим.
Пастухи, пасущие свиней, — как образ нашего рассудка, как казалось, мирно пасущего и управляющего собственными страстями, проводя земную жизнь, извлекая из неё лишь прибыль и удовольствия. Не принимая во внимание законы духовной жизни, и божественных заповедей. Но в какой-то момент наши страсти, как стадо свиней, становятся независимыми и неуправляемыми для нашего рассудка, превращаясь в отчаянную силу, срывающуюся с обрыва в море. Если бы в видимом мире пастухи были бы так же крепко привязаны к свиньям, как мы своим рассудком к страстям, то ничто бы не спасло их от погибели в морской пучине. Иллюзия свободы страстного человека заканчивается там, где в игру вступают демоны. Человек сразу же понимает, что никакой свободы у него на самом деле нет. В этом смысле фраза «раб своих желаний» приобретает актуальность и реалистичность в нашей повседневной жизни.
В диалоге с иудеями Господь упоминает об этом рабстве: «Мы семя Авраамово, – говорили ему Иудеи, — и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными? Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин.8:33-34) … «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Ин.8:44).
Никто из людей не может собственной силой устоять против бесовского воздействия. Иногда Господь попускает гордому человеку столкнуться с этой темной реальностью, чтобы смирить его гордость. И если гордость держится на самовластии и самомнении человека, то в бесовском нападении ни твой разум, ни твоя воля, ничего из того, что ты считаешь своим, не подчиняется тебе. Таким образом в человеке происходит личностный коллапс или раздвоение, в котором он уже не понимает где он, а где другая сущность. И если Господь не попускает демонам сотворить со страстным человеком такое, то только по своей неизреченной милости. Потому как видеть человека, ещё не давно похожего на «кедры Ливанские, высокие и превозносящиеся» (Ис.2:13), в демоническом состоянии, невыносимо жалко и прискорбно. Это зрелище напоминает картину из Ветхозаветной истории с участием царя Навуходоносора, где сказано следующее: «Тотчас и исполнилось это слово над Навуходоносором, и отлучен он был от людей, ел траву, как вол, и орошалось тело его росою небесною, так что волосы у него выросли как у льва, и ногти у него — как у птицы. По окончании же дней тех, я, Навуходоносор, возвел глаза мои к небу, и разум мой возвратился ко мне; и благословил я Всевышнего, восхвалил и прославил Присносущего, Которого владычество — владычество вечное, и Которого царство — в роды и роды. И все, живущие на земле, ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: "что Ты сделал?"» (Дан. 4:30-32).
Мы можем изгнать Бога из нашей жизни, как это сделали гадаринцы из сегодняшнего Евангелия: «И, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их» (Мф. 8:34), — из нашего мировоззрения, окружить себя разумной внешней деятельностью и развлечениями, но нам не удастся избавиться от демонов, пока в нас сидят страсти и пороки. Мы можем не замечать своё внутреннее рабство, свою гордость, свои грехи, не замечать вокруг себя одержимость и беснование других людей или даже целых сообществ. Всё это до того момента, пока чаша весов не качнётся в нашу сторону. Пока мы не почувствуем свою немощь и растерянность перед лицом необъяснимого и выходящего за рамки привычного понимания жизни. Подобно пастухам и горожанам, которые спокойно сосуществовали с одержимыми, живущими неподалеку в гробах, ведя привычный образ жизни, разводя свиней и приумножая свои заработки до тех пор, пока несчастье одержимых и измученных демонами людей не коснулось их собственной жизни и достояния, пока не проявили себя демоны, поставив свою печать на этих несчастных созданиях — свиньях, как на своей собственности, по причине нарушения людьми священных законов. Аминь.
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 549778