В наши последние, оскудевшие духом времена многие известные и неизвестные святые посылаются Богом в мир. Приходят они для того, чтобы явить нам, христианам, величие евангельских духовно-нравственных идеалов и чтобы вознести молитву ко Престолу Божию за погрязший в грехах людской род, дабы он не погиб окончательно. Отличительной особенностью всех их является то, что они всецело возлюбили Воплощенного Бога, исполнили Его заповеди и стараются передать свой духовный опыт жаждущему миру. Исследователь духовного пути современной православной полноты исполняется глубоким уважением и почтением перед такими угодниками Божьими нашего времени. С большой простотой он сможет их охарактеризовать как современных исихастов или как современных последователей великих древних исихастов. Эти молитвенники, будучи наделены Богом благодатными дарами духовного рождения, возрождения и руководства душ, унаследовали аскетический нрав и исихастский образ мыслей древних святых Отцов. Они стали возродителями современного монашества, духовными наставниками для современной молодежи, духовными советниками для мирян. Одним словом, они продолжили бессмертную православную традицию великих древних Отцов-аскетов. Их личный живой опыт, устные и письменные наставления действуют на нас утешающе, исцеляюще и поучающе.
Личность многоуважаемого афонского старца архим. Эмилиана Симонопетрского принадлежит как раз к этой категории современных старцев. Ведь отец Эмилиан пользуется огромной известностью и уважением в Греции и, в частности на Святой Горе Афон, ибо современные святогорцы «видят в нём одного из тех немногих современных старцев, которые горячо восприняли свято-отеческое Предание и опытно пережили его на очень высоком уровне»[1]. Многие известные церковные и общественные деятели, православные святые и афонские монахи, патрологи и богословы из других стран, среди которых такие известные личности, как старец Ефрем Катунакский, прп. Порфирий Капсокаливит, архим. Софроний Сахаров, старец Иосиф Ватопедский, архим. Ефрем Ватопедский, иером. Серапион Симонопетрский, митр. Каллист Уэр и многие другие, с глубоким уважением говорили и писали об отце Эмилиане. Многие известные ученые и никому не известные крестьяне, православные церковные деятели и военачальники направляли и направляют свою жизнь по проповедям и поучениям отца Эмилиана. Его жизнь и подвиги стали образцом не только для современных афонских монахов, но и для миллионов христиан во всем мире.
Вниманию читателя впервые предлагается перевод на русский язык книги архимандрита Эмилиана (Вафидиса) «Слово о трезвении: Толкование на святого Исихия». Эту книгу по праву можно назвать учебником трезвения. Ведь что такое трезвение в святоотеческом понимании? Трезвение – внутренняя бдительность по отношению к уму и сердцу, чтобы не допустить в них даже малейших греховных помыслов. Это бодрствование души в стремлении очиститься от всякого греха и приобщиться нетварной благодати Божией, приобщиться Самому Богу. Старец Эмилиан в своем толковании так говорит о спасительности трезвения: «Ты хочешь, чтобы твой путь на Небо был свободным? Сделай сейчас свободным свой ум так, чтобы он мог принимать сияния (τὶς ἐλλάμψεις) Божественной благодати. Как? Трезвением. Ибо трезвясь, ты встречаешь Бога, и Бог встретит тебя, когда твоя душа пойдет на Небо».
Мы считаем, что перевод данной книги очень необходим русскому читателю. Ведь мы живем в такое непростое время, когда почти не осталось духоносных старцев, а грех, соблазны и различные пороки возросли до небывалых размеров, всеми силами стремясь отвратить христианина от Христа и Его Церкви. К большому сожалению, у многих современных христиан отсутствует личный молитвенный опыт, опыт Божественной благодати, опыт видения Божественного Света, опыт участия в Божественной жизни, то есть опыт обожения, которого необходимо, как постоянно подчеркивает отец Эмилиан, приобщиться каждому человеку ещё в земной жизни. Как следствие: обмирщение церковного общества, христианство воспринимается большинством верующих не опытно, а более теоретически. По этой причине все мы очень нуждаемся в обращении к таким опытным духовным наставникам современности, как старец Эмилиан, проповеди, беседы, а самое главное, личный духовный опыт которого оказали огромное влияние на возрождение монашеской и духовной жизни на Афоне во второй половине XX века. Все элементы аскетическо-мистического учения отца Эмилиана глубоко укоренены в церковном Предании, но само Предание он как бы пропускает через собственный духовный опыт. Ибо по учению старца Эмилиана Предание может быть подлинно православным только в том случае, если в его основе лежит опыт личной встречи христианина с Богом, опыт единения человека с Богом, что и является главной целью человеческой жизни.
Для современного христианина, желающего сквозь толщу веков правильно понять живой голос древних святых Отцов и безошибочно направить свой духовный путь к Богу, толкование старца Эмилиана станет бесценным духовным сокровищем.
Перевод выполнил насельник Санкт-Петербургского подворья Валаамского монастыря иеромонах Рафаил (Янкевич)
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 472963