Воспоминания о Л. А. Медведеве

14 июня 2023 года отошел ко Господу Леонид Алексеевич Медведев, около 30 лет работавший юристом монастыря и помощником Игумена по правовым вопросам. Предлагаем Вашему вниманию воспоминания его сослуживцев.
03.08.2023 Трудами братии монастыря  1 935

Воспоминания Валерия Дмитриевича Бойнича, заместителя премьер-министра Республики Карелия по социальным вопросам

До сих пор не верится, что Леонида Алексеевича нет с нами.

Что можно рассказать о человеке, который жил работой и преданно служил делу всей своей жизни – делу возрождения Валаамского монастыря?!

Леонид Алексеевич практически стоял у истоков построения системы взаимодействия монастыря с органами государственной власти Республики Карелия, органами местного самоуправления города Сортавала и гражданами - жителями острова Валаам. На этом пути было множество непростых вопросов, откровенных трудностей и, казалось бы, неразрешимых проблем.

Мы познакомились в 2003 году, когда по согласованию главы Республики Карелия Сергея Леонидовича Катанандова и игумена Спасо-Преображенского ставропигиального Валаамского монастыря Владыки Панкратия была создана рабочая группа по вопросам взаимодействия с монастырем. До этого Леонид Алексеевич работал с администрацией председателя правительства Республики Карелия Виктора Николаевича Степанова. В составе нашей рабочей группы Леонид Алексеевич был самым опытным сотрудником, практически полностью знающим весь перечень сложностей и неопределенностей, связанных с возрождением монастыря. Надо откровенно отметить: этот перечень был столь внушительным, что без консолидации усилий всех органов власти, руководства Русской Православной Церкви и монастыря разрешить его было невозможно. Важно то, что все трудились с полной самоотдачей, как говорится, на совесть.

При решении любых вопросов Леонид Алексеевич всегда стоял на позиции закона, боролся за интересы монастыря с непоколебимым упорством, но при этом умел найти компромисс. Это было настоящим искусством умудренного опытом юриста. Я благодарен ему за ответственное отношение к нашей совместной работе и за решения, которые мы принимали. Эти решения прошли проверку временем и впоследствии оказались абсолютно верными. Мы часто приезжали в монастырь для проведения выездных заседаний. Каждое утро, когда мы собирались на рабочую встречу, Леонид Алексеевич уже возвращался с обхода самых разных объектов и служб монастыря, по пути обсудив различные вопросы с ответственными работниками монастыря. Я был свидетелем десятков таких утренних обходов и встреч. Думаю, что в такие минуты Леонид Алексеевич получал духовный импульс, дополнительные силы и вдохновение для дальнейшей работы. Он как бы насыщался кислородом светлого служения общему делу.

С начальником Московского подворья игуменом Петром (Романовым)
С начальником Московского подворья игуменом Петром (Романовым)

Леонид Алексеевич любил подкрепить любое действие или результат работы случаем из жизни либо анекдотом. Я всегда поражался знанию им такого огромного количества анекдотов, особенно старых, советской поры. Это было его визитной карточкой – рассказать хорошо известный анекдот либо старый-старый анекдот. Все равно всегда было смешно и, по-моему, уместно.

Конечно же, мы проводили много времени вместе, обсуждая рабочие вопросы беспрестанно. Но были и минуты отдыха. В такие моменты мы могли часами рассказывать о своем детстве, учебе, работе, семье и увлечениях. Много интересного рассказал мне Леонид Алексеевич о своей службе. Но по-особенному загорались его глаза, когда темой обсуждения становилась дача. Он с каким-то упоением рассказывал мне подробно, как купил дом и дачный участок, как обустроил его, как сделал печь в доме и как она хорошо греет. О теплицах и о выращивании огурцов можно было слушать с открытым ртом. Погреб он построил сам и в нем хранились на зиму домашние заготовки, овощи и картофель. Феерией его рассказа были способы засолки огурцов. Самое главное, что спустя два года рассказов о соленых огурцах, Леонид Алексеевич стал регулярно привозить на совещания трехлитровые банки удивительно хрустящих огурцов, вкус которых я помню до сих пор. Все пробовали их и восхищались. По обыкновению, в конце рабочего дня он звонил жене Татьяне и протягивал трубку мне: "Скажи Татьяне пару слов, похвали огурцы. Это ее рецепт! " А сам при этом с пыхтящим удовольствием курил... Полагаю, что курение во многом и стало причиной его бед и внезапных скорбных событий.

Память о Леониде Алексеевиче Медведеве останется со всеми нами, кто его знал и с кем он работал. Память о человеке, который всю свою жизнь посвятил архисложному процессу служения людям, обретающим Веру.

Он искренне работал и искренне жил - наш друг и соратник Леонид Алексеевич Медведев.

Воспоминания сотрудников Санкт-Петербургского подворья

Каким запомнился нам Леонид Алексеевич? Всегда аккуратный, подтянутый, обаятельный, внимательный. Он был большим оптимистом, любил людей и жизнь, все ему было интересно, с удовольствием узнавал и делился новым, с удовольствием работал. Как юрист находил оригинальные, устраивающие всех решения. Всегда относился с юмором ко всем, даже очень сложным ситуациям, например, говорил – вот этот вопрос «горит», а этот еще только «дымится», то есть еще можно подождать, не срочно. У него была прекрасная интуиция, он безошибочно знал, какие ситуации и проблемы можно разрешить, а за какие не стоит и браться. Работать с ним было легко. Он охотно подсказывал решения и многих простых житейских бытовых проблем. Очень много рассказывал, складывалось ощущение, что он все знает, все умеет, во всем разбирается - в самых разных областях, в первую очередь, конечно, в правовых вопросах, в сельском хозяйстве, в технике, в науке, в сфере управления, он мог легко и со знанием дела вести беседу на любую тему.

Монастырь был огромной частью его жизни, он привык жить его заботами. Даже в последние дни жизни, когда Леонид Алексеевич попал в больницу, он несколько раз звонил оттуда и неизменно интересовался как дела в монастыре, что нового.

В молодости Леонид Алексеевич работал наладчиком. Любил технику и механизмы, знал, что и как устроено. Свою старую машину ремонтировал всегда сам. Когда пришло время ее менять, хотел взять такой же устаревшей уже марки, потому что все в ней знал и мог починить. Родственники с трудом уговорили его взять современную модель.

А еще он очень любил работу на земле. Считал, что эта работа и вообще работа руками стимулирует работу ума. Сам строил дачу, ухаживал за землей, много трудился, поэтому всегда снимал хороший урожай. Прекрасно умел делать заготовки, и с большой охотой делился своим опытом и своими секретами. Выращивал очень красивые цветы. Однажды он рассказал, что на даче у них случился пожар, они с женой едва успели выскочить и отогнать машину, сгорело все. Но Леонид Алексеевич и к этому событию отнесся с оптимизмом: дача была старая, значит, пора строить новую.

Могила Леонида Алексеевича
Могила Леонида Алексеевича
Он был замечательным семьянином, вырастил 3-х сыновей. Как-то его мальчишки что-то натворили, и думали, кому признаться лучше – папе или маме. И решили, что лучше маме, она поругается и все, а папа не будет ругаться, а выдаст «наряд» на стирку белья или мытье окон. Причем все эти домашние дела сам Леонид Алексеевич делал с большой охотой и умением, мог посоветовать, как что лучше сделать, и не гнушался никакой работой по дому. Мы были свидетелями его внимательного отношения к жене, детям и престарелым родителям. Если нужно было посетить врачей, он всегда отвозил их сам, не проявлял никакого недовольства, придумывал, как помочь, изобретал приспособления для удобства в доме – поручни, чтобы избежать падения.

Поразил один его рассказ про работу с тогда еще здравствовавшим отцом Мефодием. Вспомнив курьезный случай, произошедший в 90-е, когда они с отцом Мефодием встречали на Валааме популярную певицу тех лет, Леонид Алексеевич вдруг задумался и сказал: «Да, отец Мефодий – это Любовь!» и по его лицу потекли слезы, которые он смущенно старался спрятать, отворачивая свое лицо. Никто на тот момент не говорил об отце Мефодии так, да и сейчас мужчины, вспоминая о нем, обычно не плачут. Тем более это было удивительно, что Леонид Алексеевич никогда не выглядел ранимым и чувствительным человеком. Это приоткрыло чуткую душу Леонида Алексеевича, которой он уже тогда понял суть личности отца Мефодия.

Воспоминания о Леониде Алексеевиче остались самые светлые…

Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 486307

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

-6°
сегодня в 07:54
Ветер
0.0 м/с, CCЗ
Осадки
0.0 мм
Давление
749.8 мм рт. ст.
Влажность
93%