Срок поста – не малый, и что может случиться за эти дни, только Господу ведомо. На заре монашества первые монахи на время Великого Поста уходили поодиночке в леса и отшельнические пустыни и, конечно, не были уверены, не станут ли места уединения их последним пристанищем, поэтому, перед тем как покинуть обитель, примирялись друг с другом, прося за все прощения, как перед смертью.
«Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя,
не утруждай себя постом и молитвой – Бог не примет тебя».
Преподобный Ефрем Сирин
Вечером 13 марта 2016 года, в Неделю сыропустную (Прощеное воскресенье), воспоминание Адамова изгнания, игумен Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий соборно с духовенством обители совершил вечерню с чином прощения в центральном соборе обители.
Сыропустное воскресенье в просторечии называется еще Прощеным воскресеньем, ибо в этот день один раз в году за вечерним богослужением проходит чин общего прощения в храме.
Вечерня начинается как обычно, но в храме уже все по-другому: на аналоях уже все великопостное - черное и фиолетовое; после пения великого прокимена и закрытия царских врат духовенство переоблачается в великопостные ризы.
Срок поста – не малый, и что может случиться за эти дни, только Господу ведомо. На заре монашества первые монахи на время Великого Поста уходили поодиночке в леса и отшельнические пустыни и, конечно, не были уверены, не станут ли места уединения их последним пристанищем, поэтому, перед тем как покинуть обитель, примирялись друг с другом, прося за все прощения, как перед смертью. Обычай прощения вошел в силу от повеления Спасителя, заповедующего нам в Евангелии прощать согрешения друг другу, если желаем, чтобы и нам простил грехи Отец Небесный, Которого мы без числа огорчаем на всякий день и час.
Эту вековую традицию свято чтут и монахи Валаамского монастыря. Сегодня в обители собралась почти вся братия: на чин прощения постарались приехать насельники со всех скитов, и перед каждым игумен монастыря, и каждый друг перед другом взаимно просили прощения.
«Есть службы, которые христианин, а тем более монах, не может и не должен пропускать, – напомнил епископ Панкратий. – Одна из них – служба в Прощеное воскресенье. Чин прощения во многом напоминает то покаяние, то состояние души, которого нам не хватает. Покаянное чувство с искренним раскаянием перед братьями должно сопровождать нас постоянно и быть наиболее верным монашеским устроением и главным итогом нашей монастырской жизни.
Ведь покаяние перед ближним – это не формальные слова, которые мы часто произносим автоматически, но, прежде всего, это желание измениться, оставить грехи и обиды и идти ко Христу, жить по Его святым заповедям, ибо сказал Господь: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец наш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14-15). Но что означает прощать? У каждого из нас своя мера. Когда мы произносим: «Прости меня, грешного», – мы просим простить нас, одновременно признавая свою вину и отпустив вину своему ближнему. С этого и начинается наше очищение, с этого и начинается Великий Пост».
После отпуста вечерни игумен монастыря обратился ко всем с наставлением.
На солею вынесли и положили на аналоях иконы Спасителя и Божией Матери; Преосвященный епископ Панкратий испросил прощения своих грехов у братии и земно поклонился всем.
Затем игумен обители взял напрестольный крест, и все священнослужители в порядке старшинства прикладывались к иконам на аналое, подходили к игумену монастыря, целуя честный крест и руку его, держащую крест, чтобы испросить прощения и получить благословение на прохождение Великого поста; затем подходят все насельники монастыря, испрашивая прощения у причта и друг у друга. Все отвечают друг другу земным поклоном, говоря: «Бог простит ти, отче святый. Прости и ми, грешному, и благослови». Во время обряда прощения клирос монастыря пропел псалмы «Покаяния отверзи ми двери», «На реках вавилонских» и другие покаянные песнопения, также при этом и стихиры Пасхи, до слов «И тако возопим…» (включительно) в последней стихире.
Чин прощения важен, потому что входить в немирном состоянии в Великий Пост категорически не рекомендуется. Это время очищения, духовного обновления перед Пасхой, и потому нужно особо постараться положить начало своему очищению, освободиться от бремени вины перед ближними, то есть действительно со всеми примириться, всех от сердца простить.
У кого испрашивать в этот день прощения – у всех подряд или только у тех, кому ты наверняка причинил обиду? У насельников монастыря такой вопрос даже не возникает: в этот день мы стараемся просить прощения у каждого находящего в храме, кого просто встречаем на улице.
Нет такого человека, который, регулярно общаясь, не огорчил бы другого словом, делом или нечуткостью. Осознав это, мы просим у другого прощения. И здесь нет какого-то чина – важно, чтобы слова наши были искренними. В Прощенное воскресенье есть обычай просить в храме прощения у тех прихожан, которые друг с другом даже не знакомы. В этом, довольно странном на первый взгляд, действии есть своя логика и глубокий смысл. Казалось бы, зачем просить прощения у человека, которого ты не знаешь и с которым никогда не общался, ведь прощение необходимо, если речь идет о личной обиде или оскорблении. А если о другом? Ведь все мы – часть единого целого и связаны друг с другом, как клеточки одного организма. Если в человеческом теле воспаляется маленький нервный корешок зуба, то болит и содрогается все тело, и каждая его клетка по-своему реагирует на эту боль. Так и среди людей: кто-то находится дальше, кто-то ближе друг к другу, но, так или иначе, мы связаны друг с другом, мы едины.
Победить в себе обиду и взрастить прощение – дело не простое и не быстрое. Бывает, что вроде бы уже все простили и забыли, но через какое-то время опять вспыхивает негодование и злость на нашего обидчика. В чем же причина? А в том, что непрощение – это страсть. И страсть, однажды в нас поселившаяся, может со временем плотно укорениться в душе, да и более того, способна затаиться до поры до времени, не подавая «признаков жизни». Особенно часто так бывает, когда нанесенная обида была действительно крайне болезненной и серьезной. Но побежденная страсть приносит мир душе, а победивший страсть обретает в сердце своем покой.
И вот что еще важно: осознать, что есть люди, которых мы не любим по-настоящему, и нужно просить у них прощения за это. Мы призваны искренне любить каждого человека, а вместо этого с ним «чуточку общаемся». Нам интересен не он, а только собственная персона и те люди, которые в данный момент нужны. Вот этот грех против людей в Прощеное воскресенье полезно почувствовать и приложить все силы к тому, чтобы победить его с помощью Божией.
Всегда надо помнить, всегда держать в уме, что искренне прося прощения и прощая, мы исполняем закон Христов.