Проповедь иеромонаха Никона на праздник Преображения Господня

О причинах, смысле и значении Преображения Господня, и о даровании ученикам благодатной возможности зреть Его Божественную природу.
19.08.2023 Трудами братии монастыря  1 246

"...Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни." (Ин 8:12).

"Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы" (Ин 3:19).


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Возлюбленные отцы, братия и сестры, сегодня Святая Церковь Христова торжественно воспоминает одно из главнейших евангельских событий — Преображение Господне, ему посвящен сей главный храм нашей обители. Евангелие, которое мы слышали сегодня за богослужением, повествует нам, что незадолго перед Своими крестными страданиями Господь берет несколько своих учеников на гору Фавор, и там открывает перед ними Свое божественное достоинство, Свою божественную славу: "И преобразился Он перед ними: и просияло лицо Его как солнце, а одежды Его сделались белыми как свет" (Мат 17:2). От Него исходило невиданное, ослепительное белое сияние, которого ранее Он никогда не показывал ученикам. Ученики видели не только сияние Христа, но и слышали божественный голос невидимого Бога Отца, повелевающего слушать Своего возлюбленного Сына Иисуса Христа.

Святые отцы полагают, что причина, по которой Господь решил явно открыть ближайшим ученикам Свою божественную природу, была в событии, описанном в Евангелии шестью днями ранее. Господь перед Преображением совершает грандиозное чудо: с избытком насыщает четыре тысячи человек семью хлебами. Но сопровождавшие его фарисеи не осознают чудесность этого знамения, они, ослепленные своими предубеждениями, не видят в этом событии никакого божественного знамения и начинают просить у Христа знамений с неба, полагая, что чудо в небе точно будет для них убедительным доказательством божественности Иисуса Христа. Господь же предупреждает учеников беречься такого ослепления фарисейского мудрования, и затем прямо спрашивает учеников: за кого Его, Сына человеческого, почитают люди? Услышав ответ, что люди почитают Его за одного из пророков, Господь спрашивает их самих: за кого они — ученики и свидетели многочисленных Его божественных чудес, — за кого они принимают Его? Тогда Петр дает неожиданный ответ: "...Ты есть Христос, Сын Бога живущего" [συ ει ο Χριστος ο Υιος του θεου του ζωντος] (Мф. 16:16). Причем, в греческом оригинале Евангелия от Матфея слова "Христос Сын" даны с дублированием определенного артикля (ὁ Χριστὸς ὁ υἱὸς), и это по-гречески звучит как эмфаза, то есть усиление, подчеркивание, что именно Христос, есть именно Сын Бога, в прямом значении. Сын не метафорически, не в переносном смысле, не подобно сыну, и не «как сын Божий». В переносном смысле сынами Божьими именовались ангелы или потомки Сифа, так как они были послушны воле Божией, подобно добрым сыновьям Отца. Здесь же Петр называет Иисуса Сыном Бога Живаго в прямом смысле. А сын равен отцу по достоинству, например, если отец царь, то сын - царевич и будущий царь. Тем самым Петр уравнивает достоинство Иисуса Христа и Бога Живаго, — именно так именовали евреи Бога в Ветхом Завете, Бога Авраама, Исаака и Иакова. Св. Кирилл Александрийский подчеркивает: "Петр не сказал: «Ты — Христос или Сын Божий», но Христос, Сын Бога Живого. Ибо много помазанников по благодати и имеющих достоинство сыноположения, но только Один — Сын Божий по природе. Поэтому он сказал с артиклем: Христос, Сын Бога (ΧριστὸςΥἱὸςτοῦΘεοῦ). А назвав Его Сыном Бога Живого, он показывает, что Он есть Жизнь и смерть над Ним не властна". Тогда Господь в ответ называет Петра по имени и отчеству, и называет блаженным, как сподобившегося Божией благодати, которая и открыла Петру истину божества Христа, — не своим умом Петр в это уверовал. За такую благодатную веру Господь называет Петра Кифой, камнем, то есть обладающим твердой, как камень верой в то, что Христос есть Сын Божий, а значит и Бог. Он обещал построить Свою Церковь, то есть собрание людей, имеющих такую твердую веру во Христа, как в Бога, но потом сообщает апостолам о Своих грядущих страданиях и смерти. Прп. Иоанн Дамаскин утверждает, что именно исповедание веры Петра и было подлинной духовной причиной Преображения Господа на Фаворе. Преображение стало подтверждением истинности веры апостола: Петр провозгласил Божество Спасителя, а Господь, как бы в ответ на его исповедание, явил ему на Фаворе Свою Божественность.

Итак, чтобы удостоверить учеников в Своей божественности, укрепить их в вере во время Своего крестного подвига и кончины, Господь не всем, но избранным ученикам показывает на Фаворской горе Свою божественную природу. Святитель Феофан Затворник считает, что Петр был взят на Фавор как наиболее ревностный в вере, Иаков — как праведный, Иоанн же — как сам уже преисполненный той благодатью, которую ему здесь предстояло узреть... Ученики сподобляются невероятно сильного действия Божественной благодати, силы, которую они видят глазами, как ослепительно яркий, белейший свет, а в душе ощущают сильнейшее блаженство, такое сильное, что Петр уже теряется, не знает, что говорить, только просит остаться навсегда в этом месте и в этом состоянии. Святые отцы, говоря о Преображении Христовом, твердо настаивают на том, что Преображение Господа на Фаворе не изменило Самого Христа. Преподобный Иоанн Дамаскин говорит: "Христос преображается...отнюдь не приобретая Себе того, чем Он [ранее] не был, и не изменяясь в то, чем [ранее] не был». Он не стал кем-то выше Себя, но открыл ученикам Себя таким, как Он был всегда. Чтобы они могли видеть Его таким, Христос преобразил учеников. Он преображает самих апостолов, даруя им абсолютно новую способность видеть Божественный свет Христа. По слову святителя Григория Паламы, важной переменой, произошедшей с учениками, было изменение их человеческой способности восприятия, преображенной вмешательством силы Божественной благодати: Фаворский свет видим ими именно телесными очами, но очами, преображенными силой Божественной благодати, силой Духа Святого.

Здесь вспоминается известное событие, связанное с преподобным Серафимом Саровским, когда он явно показал своему почитателю Мотовилову, что значит быть в Духе Святом. Мотовилов видел ярчайшее, сияющее лицо преподобного, на которое он даже не мог долго смотреть, и батюшка Серафим тогда сказал ему, что и он сам, Мотовилов, также ярко сияет, и что иначе он не мог бы сам видеть благодатного Божественного света, который освящал не только преподобного, но и окружавшую их природу. Именно так, в сиянии, изображают на иконах Преображения Господня окружающую природу. Преподобный Ефрем Сирин указывает — Господь возвел апостолов на гору и преобразился перед ними в первую очередь ради того, чтобы явить им Свое Божественное достоинство. Они должны были познать на Фаворе, что Христос есть истинный Бог и что Ему, как Богу, вечно и неизменно присуще то сияние Божественной славы, которым просветились здесь Его лицо и одежды. И это Божественное достоинство Христа было явлено ученикам на той горе не только зримо, но и подтверждалось гласом Бога Отца: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте (Мф.17:5). Тем самым апостолы взошли на Фавор еще и ради того, чтобы познать — Чей же на самом деле Сын, их Наставник и Учитель...

По замечанию многих святых отец, явление Моисея и Илии во время Преображения на Фаворе перед апостолами было знаком того, что Спаситель имеет абсолютную власть и над жизнью, и над смертью. Святитель Кирилл Александрийский говорит, что на Фаворе являются умерший Моисей и взятый живым на небо Илия, потому, что Господь Иисус Христос имеет власть как над живущими, так и над умершими. Св. Иоанн Златоуст отмечает также, что апостолы еще должны были понять, что предстоящий подвиг Креста принимается Господом Иисусом Христом, Сыном Бога Живаго, добровольно, и не смутились бы близящимся Распятием. Именно о нем говорил Господь с пророками Моисеем и Илией в Своей Божественной славе. Тем самым апостолы должны были постичь на Фаворе: не только Преображение, но и Крест есть такая же величайшая слава Сына Божия.

Итак, отцы, братия и сестры, Преображение — это церковный праздник, раскрывающий и прославляющий предельную полноту обожения человеческой природы во Христе. Праздник Преображения учит нас, словами святителя Григория Паламы, тому, что всякий христианин призван, преобразившись во образ Фаворской славы Христовой, сам наполниться сиянием этого нетварного Божественного Света... Преподобный Григорий Синаит молился о том, чтобы всегда быть с Господом на Фаворе, исполняясь Его нетварным Светом: «Господи, во Свете Лица Твоего всегда сподоби ходить нас, во Свете Преображения Твоего...». Аминь.


Использованная литература: П. Ю. Малков. Преображение Господне. Антология святоотеческих проповедей. "Никея", 2018.

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+10°
сегодня в 14:26
Ветер
0.9 м/с, ЮВ
Осадки
0.2 мм
Давление
763.9 мм рт. ст.
Влажность
80%