Проповедь иеромонаха Севастиана в Неделю о мытаре и фарисее

Духовная польза поста напрямую зависит от того устроения, с которым мы входим в него. В нынешнюю неделю Церковь начинает готовить нас к тому, чтобы мы принесли Господу добрый плод покаяния в искреннем сердечном смирении.
25.02.2024 Трудами братии монастыря  2 117

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Покая́ния отве́рзи ми две́ри, Жизнода́вче, у́тренюет бо дух мой ко хра́му свято́му Твоему́, храм нося́й теле́сный весь оскверне́н; но, яко щедр, очи́сти благоутро́бною Твое́ю ми́лостию (стихира по 50-м псалме на утрени Недели о мытаре и фарисее, Постная Триодь).

Дорогие отцы, братия и сестры! За Всенощным бдением и Литургией мы слышали проникновенные, трогающие до глубины души покаянные песнопения, настраивающие наши сердца на молитвенный тон Великого поста. Так премудро, постепенно и заранее Церковь готовит нас к прохождению великопостного подвига. Чтобы иметь успех в каком-либо важном деле, мы не хватаемся за него сразу, а сначала обдумываем и готовимся, изучая все тонкости и проблемы, которые мы можем встретить на пути. Так и перед началом Великого поста: чтобы он прошел с пользой для души, нам необходимо настроиться, взять правильный тон и держать его все время. Ничего нового нам придумывать не надо, Святая Церковь уже позаботилась о нас. Начиная с сегодняшнего воскресения, каждую предшествующую посту неделю нам даются живые примеры из Евангелия, которые указывают истинное направление движения к Богу и предостерегают от заблуждений и ошибок на нашем пути ко спасению. Сегодня к нашему научению и пользе предлагается всем известная причта о мытаре и фарисее.

Пожалуй, одним из самых важных моментов в духовной жизни является молитва. От того, как мы молимся, с каким душевным настроем мы предстоим пред Богом, зависит наше исцеление от страстей и спасение. Приходя в храм на службу или молясь дома, мы приносим с собой те мысли, желания и чувства, которые находятся у нас в душе – они и рождают ту правильную или же неправильную внутреннюю молитву, исходящую из глубины нашего сердца.

На примере мытаря и фарисея Господь нам показывает, какой образ молитвы угоден Ему, а какой нет. Молитва фарисея является восхвалением, превозношением самого себя, уничижением других людей и конкретного человека мытаря. Хотя этот фарисей имеет добрые дела, Господь не принимает и отвергает его молитву потому, что он любуется собой, гордится и осуждает других людей. Напротив, мытарь, хотя и не имеет добродетелей, осознает, что грешен, нищ и убог духовно. Осознание своей греховности и нищеты духовной рождает в нем сердечную молитву, устремленную ко Господу: «Боже, милостив буди мне грешному». Фарисей, напротив, в своей молитве сконцентрирован на грехах ближних и на том, какой он хороший, что по сути и не нуждается в Спасителе Боге. Мытарь же от себя, от видения своей греховности устремляется к Богу и в Нем ищет благодати исцеления и помилования.

Дорогие отцы, братия и сестры! Имея пред собой евангельский пример моления мытаря и фарисея, будем внимательны к тому как мы молимся, с каким расположением сердца возносим наши молитвы Богу. От того, как мы молимся, что имеем на сердце, напрямую зависит наше спасение. Какие мы в сердце, такими и видит нас Господь, то что мы можем скрыть от себя самих и от людей под личиной благочестия, от Бога не спрячешь. Очень хорошо и богоугодно стараться быть ревностными исполнителями закона Божия и всех правил и предписаний церковной жизни, но если при этом мы мним, что мы хорошие, превозносимся над другим, уничижая и осуждая их в сердце, мы не приобретаем никакой пользы, а заслуживаем только осуждения.

Если же мы желаем, чтобы наши моления дошли до Господа и принесли нам прощение грехов и радость Богообщения, постараемся учиться молитве мытаря. Ведь секрет его молитвы не только в правильных словах, а в сокрушенном и смиренном расположении сердца и вере в любовь и милость Божию. К примеру, всем нам знакома Иисусова молитва, и мы стараемся по мере своих сил молиться ей. Произнося одни и те же слова, мы получаем разный результат: те, кто имеет осознание своей нищеты, видение своего ничто, взывает и молит Господа о помиловании о прощении грехов, получает милость, утешение, благодатную помощь от Бога. А кто приступает к Богу без смирения, с духовной корыстью, с тайной или явной гордостью в сердце и ищет у него не очищения от грехов и прощения, а каких-нибудь благодатных даров и утешений, остается ни с чем.

В сегодняшний праздник иконы Иверской Богородицы будем молить Матерь Божию направить нас на путь покаяния, помочь нам избавится от самомнения и гордости фарисея, и обрести сердечное сокрушение и смирение, которое является залогом нашего спасения и соединения с Господом нашим Иисусом Христом!

Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 481339

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+3°
сегодня в 10:35
Ветер
4.5 м/с, ЮВ
Осадки
3.2 мм
Давление
751.7 мм рт. ст.
Влажность
95%