Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Сегодня, в Евангелии от Марка, мы слышали, как Господь обличил неверие не только иудеев, (Он делал это нередко), но и маловерие своих учеников. Спустившись вместе с тремя учениками после Своего преображения с горы Фавор, Он застает большую толпу иудеев и книжников, о чем-то спорящих с Его учениками. Причина спора была в том, что ученики не смогли освободить от нечистого духа ребенка. Отрок был немым и периодически подвергался неожиданным эпилептическим припадкам так, что мог погибнуть, упав в огонь или в воду. Услышав обо всем от отца мальчика, Господь воскликнул: «... о!, роде невeрен, [и развращенный, Мат 17:17] доколe в вас буду? доколe терплю вы? …» (Мк. 9:19), обличая в неверности не только отца отрока или учеников, не только тогдашнее поколение неверующих иудеев, но и вообще, это определение подходит ко всем нам, в момент, когда мы отступаем от веры в Бога, от веры Богу по важным или ничтожным причинам.
Отец отрока, очевидно не доверяя Христу, просит: «… если что можешь, помоги нам, сжалься над нами» (Мк. 9:22). Господь отвечает ему: «… Всё возможно верующему» (Мар 9:23). И отец ребенка кричит в слезах, исповедуя свое маловерие «… верую, помоги моему неверию» (Мар 9:24). Позже, когда ученики наедине спрашивали Христа, по какой причине они не смогли изгнать немого и глухого духа из отрока, Господь отвечал им, что дух этот изгоняется молитвой (в некоторых поздних рукописях Евангелия добавлено "и постом"). В Евангелии от Матфея добавлено еще, что ученики по маловерию не могли изгнать нечистого духа.
Итак, неверность, неверие и маловерие, как следует из чтенного Евангелия — причина того, что мы подвергаемся тяжелым недугам и скорбям, причина того, что Бог не слышит наших просьб. Когда мы читаем в Евангелии о вере, то следует знать, что древнееврейское слово (emun, emunah), переводимое на русский и греческий языки, как «вера», обозначает веру не как рациональную убежденность во уме, а как более глубоко проникающее в душу чувство: уверенность, верность, неизменность, постоянность, устойчивость и доверие тому, кому такая верность направлена.
Апостол Павел раскрывает понятие веры (Евр. 17:1) после того, как говорит нам о необходимости верности, призывая к терпению и стоянию в вере. Когда мы говорим: «верую в Бога, верую во Христа», — то чаще всего, мы имеем ввиду наши убеждения в уме, как говорил Св. Феофан Затворник — «умовая вера», а когда говорим: «верую Богу, верую Христу», — то это значит, что мы уже предали всего себя Богу, что живем уже Христом. Это и есть заповедь Божия «… любить Его всем сердцем, и всем разумением, и всею крепостию, и любить ближнего, как самого себя, …» (Мк 12:33).
О такой вере говорит святитель Амвросий Медиоланский, воспоминая притчу о кровоточивой жене, которая дерзнула прикоснуться к одежде Христа и получила по этой вере исцеление: «Не те веруют, что теснятся вокруг, веруют те, кто прикасается! Прикасаются ко Христу верой, потому что увидеть Христа можно верой! Не видит тот, кто, видя, не видит, и не слышит тот, кто не понимает того, что слышит, и не касается тот, кто касается без веры».
Такова была вера начальника синагоги Иаира, дочь которого воскресил Господь, вера сотника из Капернаума, вера блудницы и многих других. Они слышали о Нем, о Его делах, о Его чудесах — мытари, блудники, увечные, слепые, парализованные, прокаженные, неисцельно больные, брошенные и забытые всем миром, никому не нужные, вкусившие великие скорби и страдания, измученная душа которых, приняв благодать исцеления, мгновенно, без сомнений, без богословских исследований узнавала во Христе Сына Божия, становилась верной Ему и впитывала жадно каждое Его слово. Они становились Его учениками и последовали за Ним, взяв свой крест до конца. Это и есть вера святых, которая крепко и неразрывно соединяла их с Богом навечно. Их вера был способна двигать горы.
Такая вера дается очищенной скорбями и терпением душе. Исполнением заповедей Христа или же укорением себя и сокрушением сердца, когда не творим заповеди как подобает, терпением и смирением мы, грешники, не имеющие полноты веры, привлекаем к себе милость Божию. Не ропотом на Бога, не ропотом и раздражением на себя, но надеждой на милосердие Божие, надеждой, которая рождает мир в наших душах, смиряет сокрушенное сердце: «Жeртва Богу дyх сокрушeн: сeрдце сокрушeнно и смирeнно Бог не уничижит» (Пс. 50:19).
Но такая надежда на милосердие Боже не возникнет в нас, если мы сами не знаем, что такое есть милосердие, когда не творим его по отношению к другим — тогда не существует его для нас. Чего не делаем другим, то как бы и не существует для нас. Бог судит именно за дела милосердия — и если ты не сотворил ни единого дела милосердия, то тебе и не ведомо, что оно такое, милосердие — нет его для тебя. Это страшно.
Молитва и пост помогают душе укрепить веру. Преподобный Иустин Попович писал: «Что же это такое – то, чем вера растет, живет и становится всемогущей? – Молитва и пост. Ничего не будет невозможного для вас, если ваша вера живет молитвой и постом, ибо молитва переносит всего человека в Бога, вверяет его Богу, а пост окрыляет молитву, укрепляет ее, поддерживает ее, чтобы она не обессилела. Вера – птица с двумя несокрушимыми крыльями: молитвой и постом. Молитва и пост изгоняют из человека всякую нечистоту...Эти три: вера, молитва и пост и составляют богочеловеческое, евангельское вселекарство против всякой болезни духа и тела... С помощью этой благодатной добродетельной триады выздоравливает весь человек, исцеляется от всех недугов душевных и телесных.» Аминь!
Используемая литература: материалы портала Азбука.ру и Библия-центр.ру
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 472790