Событие Вознесения – одно из наиболее таинственных в Евангелии. Этим объясняется тот лаконичный и даже скупой набор средств, которым оно описывается. Сама специфика евангельского текста такова, что рассказ просто останавливается на пороге Тайны Божией: вспомним, что здесь отсутствуют какие-бы то ни было прямые описания Воскресения или Сошествия во ад. Напротив, граница, отделяющая божественное и человеческое всегда видна, и на ней мысль евангелистов благоговейно останавливается.
В отличие от других событий, Вознесение Господне описывается евангелистами лаконично, без углубления в детали происходящего - буквально в нескольких строчках. Мы привыкли, что конец того или иного повествования должен завершаться каким-то мощным аккордом, закрепляющим смысл и содержание предыдущих этапов. Здесь же очевидно несколько иное: Евангелие не имеет завершения, в его финале стоит не точка, а многоточие. В самом деле, Матфей завершает свой рассказ призывом Господа Иисуса Христа:
«Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се Я с вами до скончания века. Аминь» (Мф. 28:19-20). Иоанн пишет о разговоре Спасителя с Петром. И только Марк и Лука прямо, но очень сжато, о событии Вознесения:
«И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога» (Мк. 16:19);
«И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» (Лк. 24:51). Мы попытаемся поразмышлять над местом события Вознесения Господня в истории нашего спасения и его богословским значением.
Событийное пространство Священного Писания – поле, в котором происходит встреча Бога и человека. В книге Бытия фундаментом этого общения становится Божественное обетование Аврааму:
«…Я благословляя благословлю тебя, и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» (Быт. 22:17-18). Однако для осуществления этого обетования Израиль должен был нести тяжелое бремя закона, поэтому Ветхий Завет содержит в себе как бы два смысловых слоя: во-первых, он предстает как повествование о милости Божией, о том, что творение значимо для Творца, который не хочет оставлять его во власти греха и смерти, во-вторых, это история человеческих усилий в достижении обетований. И именно человеческая сторона Ветхого Завета в итоге приводит к провалу народа Израиля как носителя божественной миссии, осуществление которой означало бы пришествие Царства Небесного без трагедии Креста. Ветхий Завет является таковым вследствие неустойчивости и слабости человеческой природы, в корне исказившей Закон, данный Господом. Именно это Христос ставит в вину фарисеям:
«… не здоровые имеют нужду во враче, но больные; пойдите и научитесь, что значит: «милости хочу, а не жертвы»? ибо Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Мф. 9:12-13). Божественный смысл Закона вытеснил мирской, превративший его в политическую идеологию. Именно поэтому Завет стал «устаревать»: все, что создано людьми неизбежно подчинено течению времени и умиранию.
Земная жизнь Христа была исполнением Закона именно в его первоначальном божественном замысле и целеполагании. Событие искупления есть не награда, заслуженная человеком, но подарок, которого он никогда не будет достоин. Человек не смог устоять в Божией любви, но эта любовь сама делает шаг навстречу, вводя творение в вечность. То, что проникнуто Богом, не может умереть или устареть. Вспомним, что говорит об этом апостол Павел:
«Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1Кор. 13:8). И событие Вознесения следует из этой перспективы.
Слово на Вознесение Господне
Смысл евангельского повествования мы можем определить как Откровение о Боге, пребывающем и открывающемся в пространстве и времени человеческой истории. Полнота божества Иисуса проявляется постепенно: от Рождества ко Крещению, от Преображения к воскрешению Лазаря, от Голгофы к Воскресению. Все эти события, перетекая одно в другое, все более и более проявляют Христа как Сына Божиего. Вознесение, таким образом, становится той последней чертой, в которой Новый Завет предстает как вечный и неизменный.
Вечность же, в свою очередь, подразумевает отсутствие конца. В этом ярко проявляется эсхатологическая сущность христианства, мыслящее творение одновременно через историю поврежденного грехом человечества, в которую отчасти вовлечена Церковь, и как уже здесь и сейчас обновленное и воссоединенное с Богом Смертью и Воскресением Христовым. Поэтому Вознесение – не конец Евангелия, но граница, явственно и твердо раскрывающая спасение, в котором Бог навсегда соединил Себя с человечеством:
«…и се Я с вами до скончания века. Аминь» (Мф. 28:20). Как пишет апостол Павел:
«Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8).
Событие Вознесения – одно из наиболее таинственных в Евангелии. Этим объясняется тот лаконичный и даже скупой набор средств, которым оно описывается. Сама специфика евангельского текста такова, что рассказ просто останавливается на пороге Тайны Божией: вспомним, что здесь отсутствуют какие-бы то ни было прямые описания Воскресения или Сошествия во ад. Напротив, граница, отделяющая божественное и человеческое всегда видна, и на ней мысль евангелистов благоговейно останавливается.
Наиболее ярко богословское понимание Вознесения Церковь выразила в богослужении, посвященном этому празднику. Рассмотрим один из церковных текстов.
«Егда вознеслся еси во славе, Христе Боже, учеником зрящим, облацы подымаху Тя с плотию, врата взяшася небесные, лик Ангельский радовашаеся с веселием, горнейшая силы зовяху, глаголюще: возмите врата князи ваша, и внидет Царь Славы. Ученицы же, дивящеся, глаголаху: не разлучися нас, Пастырю Добрый, но посли нам Духа Твоего Пресвятого, наставляюща и утверждающа, и просвещающа, и освящающа души наша». В этой небольшой молитве пересекаются сразу несколько глубоких богословских моментов. Ссылка на 23 псалом подразумевает, что в событии Вознесения окончательно сбываются чаяния народа Божиего: Его Царь Славы Воскресением соединяет горний и дольний миры. При этом Христос навеки остается Богочеловеком (
«облацы подымаху Тя с плотию»): по мысли преп. Максима Исповедника, воплощение состоялось бы даже при отсутствии грехопадения, но в таком случае оно не носило бы трагический характер. Богу было угодно навсегда соединить Себя с человеком, а через него и со всем творением.
Наконец, наиболее важным мотивом этого текста является триниталогия. Вознесение окончательно открывает Троическое Бытие Бога. В предсмертной беседе с учениками Христос говорит:
«Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил Вам» (Ин. 14:26). Познание Христа возможно только в Духе. И именно это обетование и сбывается в Вознесении, дающее миру то, о чем Спаситель изрек:
«Сия есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобой Иисуса Христа» (Ин. 17:3).
Таким образом, Вознесение нельзя назвать финальным аккордом, эпилогом Евангелия и той книги, которую мы знаем как Новый Завет. Скорей, наоборот, Новый Завет во многом начинается с Вознесения: народ Божий, Новый Израиль, собранный вокруг Чаши с Телом и Кровью Христовыми, продолжает осуществлять обетования древних пророков и апостолов. В Евангелии нет времени, как мы его мыслим в обыденной жизни, где за одним мгновением следует другой. В истории спасения все события как бы высвечиваются через будущее – Рождество, Смерть, Воскресение и Вознесение Спасителя. Именно их единство является альфой и омегой Священного Писания.
Хотелось бы завершить наше размышление еще одним небольшим богослужебным текстом:
«Странно Твое Рождество, странно Твое Воскресение, странно и страшно Твое, Жизнодавче, еже от горы Божественное Вознесение, еже изобразуя Илиа четвероконный восхождаше, воспевая Тя, Человеколюбче».
Монастырь нуждается в Вашей помощи для восстановления Зимней гостиницы после пожара