Иисус Христос как учитель и наставник

Истины небесного учения может сообщить человеку только Сын Божий, Который в связи со словом действует и благодатью: Его слово полно силы. Сам человек, будучи через грех духовно беден, не способен к этому.
18.04.2024 Трудами братии монастыря  1 190

То, что на Земле появится Спаситель, предсказывали древние пророки. Особенно много о пришествии Христа говорил Исаия. Он повторял, что Господь будет не только Спасителем, но учителем и воспитателем. Этому есть подтверждения и в пророчествах о Его царстве (Ин. 18,36; 8, 47,34,36), и пастырстве, как Он Сам указывает, называя Себя пастырем добрым (Ин. 10,1-16).


«…И врата ада не одолеют ее»

Иисус Христос и поныне наш учитель. Он продолжает наставлять нас через Церковь и дары Духа Святого. Напомним, что когда-то он наделил своих учеников силой чудотворить. В Евангелии встречаются моменты, когда они понимали, что без своего Учителя не могут ни на что повлиять (Деян. 4,12).

Его святая Церковь есть учительница и воспитательница как отдельного человека, так и всего человечества. В подтверждение приведём цитату святителя Киприана Карфагенского: «Кто не имеет Церковь матерью, тот не может иметь Бога отцом». Только через союз с Церковью возможно достигнуть цели воспитания, почему Церковь и есть «единственная воспитывающая в мире сила».


Домашнее воспитание: духовное и телесное

Господь тоже когда-то был маленьким, воспитывался и рос в традиционных для того времени условиях. Его воспитание остаётся образцом для каждого христианина. Как сообщает Евангелие, Господь не жил ни в роскоши, ни за чертой бедности (Лк. 2,7; 4,16). При этом большое место отводится труду: условия жизни заставляли изучать плотническое ремесло. Христос не получал духовного образования.

Далее о Его воспитании говорится: «Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем» (Лк. 2,40). И ещё. «Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» (Лк. 2,52). Так прошло 30 лет.

Здесь стоит задать себе вопрос: как мы воспитываем детей? Какие вызовы готовит им современность?

В педагогическом отношении особенно важен факт пребывания 12-летнего Иисуса в храме. Здесь он даёт, с одной стороны, образец должного поведения ученика, слушая, спрашивая и отвечая, а с другой, показывает пример повиновения родителям, ставя выше всего волю Своего Отца. Своим вопросом «Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк. 2,49) Он даёт понять своим родителям, что перед призванием Божьим должны умолкнуть все земные чувства и заботы. И Его дальнейшее поведение - образец совершенного твёрдого и серьёзного следования этому призванию.

И словом, и делом

Действия и поступки Спасителя говорят о том, что Его слово никогда не расходится с делом. Уча молиться наедине, Он Сам молится на горе или в пустыне. Запрещая исцелённым рассказывать об этом событии, Он остаётся верным Своему слову творить добро в тайне. Его учение о любви к ближнему самым совершенным образом было воплощено Им Самим в собственной жизни. Эта любовь служит законом, каковым она должна быть для всех христиан.

Здесь можно вспомнить и об учителях народа фарисеях, которые на самом деле губительно влияли на людей. Господь вёл с ними борьбу. Служение закону «книжников» было лишь служением букве, а их святость, лишённая внутреннего содержания – лицемерием. При этом вся борьба Спасителя проникнута духом любви к врагам: Он не искушает их, на их вопросы ставит Свои вопросы, либо отвечает кратко. Если же гневается, то лишь «скорбя об ожесточении сердец их» (Мк. 3,5).

Иудеи же видели в Мессии не освободителя от греховного рабства, а освободителя от внешней политической зависимости. Они следовали за Христом более из любопытства, отнюдь не вследствие веры в Него.


Педагог премудрый

Целесообразность способа учения, полнота в педагогических требованиях со стороны формы и содержания – вот обнаружение дидактической мудрости Спасителя. Встречаясь с законником, Он говорит с ним на языке закона; беседуя с самарянкой, он снисходит к простодушному пониманию Его слов, Он мудро отвечает искусителю, и принимает во внимание индивидуальные черты характера каждого из Своих учеников.

Чтобы сделать Своё учение достоянием народа, Спаситель оперирует соответствующими методами. Говоря о Своей Божественной природе он использует эвристический, призывая учеников доходить до всего самостоятельно путём нескольких наводящих вопросов. (Катехизический метод – когда учитель разлагает содержание уроков на ряд последовательных вопросов и ответов; ответы даются самим учителем или учеником на основании уже готовых знаний).

Здесь же можно упомянуть о планомерности, которая базируется на постоянном движении от лёгкого к трудному, от известного к неизвестному, от конкретного к абстрактному. Эта планомерность соблюдается Спасителем особенно в образовании и воспитании апостолов. Только после того, как Пётр исповедует Его как Бога, Спаситель начинает сообщать ученикам о своих страданиях. Идя этим путём, Христос оставляет многое тёмным и неясным для апостолов в силу их недостаточной зрелости до времени, когда они достигнут должного развития. «Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же придет Он, Дух Истины, то наставит вас на всякую истину» (Ин. 16,12-15).

Обращая внимание на внешнюю форму учения Спасителя, мы видим, что Он пользуется троякой формой: прямого изложения, вопросительной и диалогической. Первая форма преобладала. Через вопросы слушатели доходили до первоосновы, делая выводы. Третья форма, как способствующая самостоятельности мысли чаще всего употребляется при беседах с апостолами.

Самыми доступными и убедительными формами для сообщения тайн Царствия были притчи, поскольку они наиболее наглядно отображали те Божественные истины, которые Господь через них открывал.

С совершенными способами обучения Спаситель соединяет необычайную ревность в продолжение всей Своей учительской деятельности: Он проповедует всюду с одинаковой старательностью, как конкретному человеку, так и народу, как в частном доме, так и в храме. Несмотря на многочисленные препятствия не только со стороны врагов, но и учеников Он всегда спокоен.


Учителя по всему миру от двенадцати

Тесный круг из двенадцати учеников составляет ту школу, которая должна была под руководством Спасителя приготовить будущих учителей и воспитателей христианского общества. Объединяющим началом отношений апостолов между собой служит любовь. Быть солью земли, светом для мира, выполнять своё призвание словом и делом – вот, что им нужно делать. Среди ближайших последователей Христа мы встречаем и благочестивых жен. Вблизи Спасителя укреплялась их вера и достигла такой твёрдости, что они остаются при Спасителе даже тогда, когда апостолы оставляют Его .

Господь и словом, и делом доказывает апостолам Свою любовь, постоянно заботясь о них, защищая от нападков и обвинений фарисеев. По Своём воскресении называет их братьями, друзьями и детьми. Такой же пламенной любовью отвечают Спасителю сами ученики. Они обращаются к Нему за разрешением всех недоумений и спорных вопросов.

Христос приучает учеников к самоотверженности, смотрит за ними и учит быть дисциплинированными. Кроме того, Господь помогал им избавляться от страстей, привыкать к страданиями и лишениям. Всё это было нужно для их будущего. Он принимал во внимание слабость учеников, и где не хватало сил, отклонял испытание (Лк. 22,28).

Чтобы ввести апостолов в круг их будущей деятельности, Спаситель посылает их на проповедь (Мк. 6,7), и затем просит их дать отчёт в том, что они сделали (Лк. 6,30). Он никогда не оставляет их без Своего попечения. Разум, кротость и терпение, надежда на Бога указываются Им как необходимые качества при прохождении апостольского поприща (Мф. 10,16; 17,23).


Большой друг для самых маленьких

В Евангелии есть два места, где Спаситель обнаруживает Своё особенное внимание к детям: после спора апостолов о преимуществе в Царстве Небесном (Мф. 1,14) и при благословении детей (Мф. 19,13-15). В первый раз Господь наглядно ставит ребенка посреди всех, обнимает его и наставляет о том, что такие, как дитя, будут первые в Царствии Небесном.

Во втором случае Господь показывает, какое внимание и заботу следует проявлять к детям со стороны воспитателя. В основе отношений Спасителя к ним лежит любовь; она доказывается тем фактом, что принятие дитяти во имя Его равно принятию Его Самого.


Учить собственным примером

Знаменитый церковный писатель рубежа ІІ-III веков сделал первую попытку систематического изложения основных начал христианской педагогики. В своём сочинении «Педагог» святитель Климент Александрийский изображает Иисуса Христа как величайшего педагога.


Спаситель в полном смысле слова был истинным учителем. Он преподал нам своим учением вечные основы педагогики. И нам, пока есть время, надо стараться, пользуясь основами Христовой педагогики, учить детей и не только. Примером собственной жизни оправдывать преподаваемое учение, чтобы не ошибиться в радостном приветствии Господа в Его втором пришествии. Это очень важно ещё потому, что нам обещано, что в царство Божье в целом свете войдут лишь те, кто был, как дети, страстей не зная за собой, чист кротким сердцем и душой.


Список использованной литературы


1. Владимир, митрополит Киевский и Галицкий, сщмч. Азбука православного воспитания. Москва, 2002.

2. Катехизис в рассказах. Выпуски 4–5. Заповеди блаженства. Заповеди Закона Божия / С. Успенский. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998.

3. Маслов Н. Основы русской педагогики: Москва, 2006.

4. Соколов В. Иисус Христос как учитель и воспитатель 1897. МЦВ №3.

5. Хомяков А. Церковь одна: Orthodox life, 1979.

Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 422982

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+16°
сегодня в 23:03
Ветер
0.0 м/с, ЗCЗ
Осадки
0.0 мм
Давление
767.8 мм рт. ст.
Влажность
84%