"Кто сеет щедро, тот щедро и пожнет" (2 Кор. 9:6)

В 1896 году Иннокентий Сибиряков пожертвовал 10 тысяч рублей Спасо-Преображенскому Валаамскому монастырю для строительства Воскресенского скита на месте, где стояла часовня в честь св. апостола Андрея Первозванного.
23.06.2016 Трудами братии монастыря  3 257
В Валаамский монастырь доставлена икона Иннокентия Сибирского, разработанная и написанная в мастерских Иркутской епархии по благословению митрополита Иркутского и Ангарского Вадима. Икона с мощевиком передана Председателю Синодальной комиссии по канонизации святых, игумену Валаамского монастыря, епископу Троицкому Панкратию.

О необходимости прославления Русской Православной Церковью этого святого подвижника сегодня говорится все чаще.

Иннокентий Михайлович Сибиряков родился 30 октября 1860 г. в Иркутске в благочестивой купеческой семье. Отец И.М. Сибирякова Михаил Александрович считается первооткрывателем золотых месторождений в бассейне реки Бодайбо, входящих в Ленский золотоносный район, и основателем города Бодайбо, важного центра золотодобычи России и в наши дни. Родители дали новорожденному имя первого епископа Иркутского. Впоследствии он построил 5 храмов, посвященных своему небесному покровителю и один храмовый придел. Им также было создано Братство в честь этого святого.

Родители отошли ко Господу, когда Иннокентию было всего лишь 10 лет. Из родственников у него остались только братья и сестры. При вступлении в юношеский возраст Иннокентий Михайлович получил огромное состояние. В Иркутске он учился в гимназии, преобразованной на последнем году его обучения в Техническое, а через несколько лет – в Промышленное училище. В середине 70-х годов юноша переехал в Санкт-Петербург, поступил в частную гимназию Ф.Ф.Бычкова и с интересом учился. Сохранились сведения, что в эти годы он проявлял склонность к занятиям музыкой, любил читать художественную литературу. В его аттестате отмечено, что он «любознательность обнаруживал в занятиях историей и русской словесностью». В 1875 году из-за трудного материального положения гимназия должна была закрыться, но он выкупил здание и стал его владельцем, продолжив деятельность образовательного учреждения на многие годы. Здание сразу было перестроено, и его площадь значительно расширилась.

Свое золотопромышленное дело, основанное отцом, Сибиряков расценивал не иначе, как Божие благословение помогать ближнему. Его чуткость к человеческой нужде была известна окружающим. Своим семидесяти стипендиатам, он помог встать на ноги и после учебы. Щедро жертвовал огромные суммы денег на организацию школ, научных, культурных и образовательных проектов по всей России. Свой петербургский дом и 200 тысяч рублей наличными И.М. Сибиряков перед уходом в монастырь подарил любимому учителю, известному ученому-физиологу П.Ф. Лесгафту. Петр Францевич, в свою очередь, на вырученные за дом средства построит в Петербурге здание Биологической лаборатории (сохранилось), где и разместится учебное заведение по подготовке специалистов по физической культуре. На его средства были открыты Высшие женские Бестужевские курсы (в настоящее время эти здания, построенные и приобретенные при помощи И.М. Сибирякова, находятся в составе Санкт-Петербургского государственного университета). На строительство Первого женского медицинского института, (ныне это Медицинский университет им. П.И. Павлова) Иннокентий Михайлович пожертвовал 50 тыс. рублей. Выделял он значительные суммы на устройство и благоукрашение храмов. Так, благодаря ему в Иркутске были возведена церковь в честь преподобного Михаила Клопского в богадельне имени его отца М.А. Сибирякова, а также построен храм Казанской иконы Божией Матери, который сооружался в течение нескольких лет попечением его старшего брата Александра.

Немало заботился он не только о быте, но и о досуге рабочих, добывавших России золото, их духовной жизни. Известно, что на его пожертвования была основана и содержалась библиотека на Успенском золотом прииске, на всех крупных приисках строились храмы.

Желание окончательно изменить свою жизнь окрепло в Иннокентии Михайловиче при знакомстве в 1890 году, с настоятелем Свято-Андреевского скита на Афоне архимандритом Давидом (Мухрановым), служившим на Санкт-Петербургском подворье. Перемены в духовной жизни почти совпали с прибытием в Санкт-Петербург с Афона чудотворной иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» – главной святыни Русского Свято-Андреевского общежительного скита.

Дело в том, что архимандрит Давид, всячески оттягивал исполнение желания Иннокентия Сибирякова постричься в монахи, боясь немощи его в силу «нежного» воспитания человека, никогда и ни в чем не нуждавшегося. Но однажды он молился перед чудотворным образом и получил откровение о будущем монашестве Иннокентия и сообщил об этом ему. Родные и близкие Иннокентия Михайловича пытались отговорить его от ухода в монастырь. Он был неоднократно преследован полицией за суммы подаяния бедным людям, проходил экспертизу на вменяемость и, конечно же, был объявлен здоровым!

В 1896 году Иннокентий Сибиряков пожертвовал 10 тысяч рублей Спасо-Преображенскому Валаамскому монастырю для строительства Воскресенского скита на месте, где стояла часовня в честь св. апостола Андрея Первозванного. Построенная двухэтажная церковь Воскресения Христова и все строения скита сохранились до наших дней, а ныне после реставрации храм полностью восстановлен и вновь радует былым величием и роскошью внутреннего убранства. В эти годы на средства Иннокентия Михайловича сооружаются корпуса Санкт-Петербургского подворья Русского Свято-Андреевского скита на Афоне, а в самом скиту разворачивается строительство грандиозного – на пять тысяч молящихся – собора Апостола Андрея Первозванного, размеры, архитектура и убранство которого и по сей день поражают паломников Святой Горы.

Позднее в скиту был выстроен и четырехэтажный больничный корпус с тремя храмами: святителя Иннокентия Иркутского; Благовещения Пресвятой Богородицы; целителя Пантелеимона и преподобного Серафима Саровского со Всеми Святыми Бессребрениками. За стенами скита для архимандрита Давида (Мухранова) и Иннокентия Сибирякова была устроена каменная келья с храмом в честь Великомученицы Варвары, Преподобного Михаила Клопского и Преподобного Давида Солунского – небесных покровителей земных и духовного родителей Иннокентия Михайловича.

28 ноября 1898 г. архимандрит Давид постриг инока Иннокентия в мантию с новым именем Иоанн в честь Пророка и Предтечи Иоанна – Крестителя Господня. По свидетельству о. Серафима, «с принятием ангельского образа инок Иоанн душевно оплакивал, что много времени потратил на суету и изучение мудрости века сего». А менее чем через год, следуя Афонской традиции и учитывая тяжелое заболевание инока, 14 августа 1899 г., монах Иоанн (Сибиряков) принял постриг в великий ангельский чин – святую схиму с именем Иннокентий в честь святителя Иннокентия Иркутского. 6 ноября 1901 г. после Литургии в Андреевском соборе схимонах Иннокентий причастился Святых Христовых Таин. А в 3 часа пополудни завершил свое земное житие блаженной кончиной праведника. Отцу Иннокентию было всего 41 год от роду. 8 ноября тело было предано земле. Через три года по афонскому обычаю его честные останки были обретены братией скита. Они были темно-желтого воскового цвета, что является на Афоне признаком святости подвижника. Главу схимонаха Иннокентия по обычаю поместили в костницу скита на почетное место вместе с главами святых подвижников старцев основателей скита – Варсонофия и Виссариона, первого игумена скита. По уважению братии к отцу Иннокентию и по просьбе его сестры тело схимонаха Иннокентия оставили в земле рядом с Андреевским собором с западной стороны рядом с могилой первого игумена скита. Ныне честная глава схимонаха Иннокентия (Сибирякова) покоится в алтаре Андреевского собора для особого молитвенного поминовения, на ней рядом с его именем и датой смерти начертано «ктиторъ Р.А.О.С». Председатель Правления Региональной Общественной Организации «Русское Афонское Общество» И.Б. Дивинский письменно сообщает, что архимандрит Ефрем, начальник Андреевского скита удостоверяет, что схимонах Иннокентий (Сибиряков), в установленный монастырем день, почитается братией скита как ктитор Афонского Андреевского скита. В переводе с греческого слово «ктитор» означает «строитель, создатель».

Очевидно, что жизненный подвиг миллионера-золотопромышленника, ставшего афонским схимонахом, феномен его духовного преображения, имеет неоценимое значение для сегодняшней Русской Православной Церкви, для всей России, стремящейся к восстановлению утраченных традиций.



Монастырь нуждается в Вашей помощи для восстановления Зимней гостиницы после пожара

Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 414147

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

-1°
сегодня в 13:50
Ветер
6.3 м/с, ВCВ
Осадки
0.0 мм
Давление
754.3 мм рт. ст.
Влажность
77%