Кто сказал, что еретики и раскольники не могут спастись? Часть первая

В день памяти святых отцов I Вселенского Собора мы начинаем публикацию апологетической статьи, в которой рассмотрим ряд соборных документов, свидетельствующих о единоспасительности Православной Церкви, и как следствие – о существенной необходимости знать и исповедовать её догматы. В первой части обратимся к основному вероучительному документу Русской Церкви – Пространному христианскому катехизису святителя Филарета Московского (1823).
16.06.2024 монах Фома  1 838

Вера в истину спасает, вера в ложь губит

святитель Игнатий (Брянчанинов)

Для ответа на поставленный в заглавии вопрос можно было бы сразу обратиться к свидетельству Священного Писания (См.: 2 Ин. 1:9; Гал. 5:19-22; Гал. 1:6-9; 2 Пет. 2:1 и проч.). Однако стоит учитывать, что недостаточно утверждённые в истинах веры православные христиане, а также представители модернистского любомудрия, нередко истолковывают священные тексты по собственному разумению, не согласуясь при этом со Священным Преданием, в то время как Церковь учит нас, что в понимании Писания следует опираться, прежде всего, на святоотеческие толкования (см. 19 прав. V-VI Вселенского Собора1); и всем берущимся самостоятельно истолковывать Слово Божие необходимо всегда оставаться строго в рамках Предания2.

Поэтому мы обратимся к свидетельству Церкви, которое, на наш взгляд, может более наглядно и точно показать раскрытое церковное вероучение по данному вопросу – о невозможности спасения вне Церкви (в рассматриваемом нами случае конкретно для еретиков и раскольников). К тому же, 2-е догматическое определение, на которое мы ссылались выше, также говорит о том, что всеобщий голос Церкви имеет ту же безошибочную силу и истину, что и Священное Писание:

«Поэтому мы веруем, что свидетельство Кафолической Церкви3 ни в чём не уступает Божественным Писаниям.Поскольку один и тот же Святой Дух устроил Церковь и преподал Писания, то совершенно всё равно, учиться ли от Писаний или от Кафолической Церкви4. Кроме того, когда любой человек говорит сам от себя, он может погрешать, обманывать и обманываться; но Кафолическая Церковь, поскольку она никогда не говорила и не говорит от себя, но от Духа Божьего (и никогда не лишается этого богатства, и будет иметь Его своим Учителем до века), совершенно не может ошибаться, обманывать или обманываться, но, подобно Божественным Писаниям, безошибочна (ἀδιάπτωτος) и имеет непреходящий авторитет5».

Итак, обратимся к соборным постановлениям всей церковной полноты6, то есть всех Православных Поместных Церквей, которые Церковь всегда считала голосом Святого Духа, открывающего ей непреложные истины, – или, что тоже самое, точным раскрытием и разъяснением Апостольского Предания. Таким же образом мы рассмотрим некоторые Поместные Соборы, прямо или косвенно утверждающие невозможность спасения вне канонических и догматических границ Православной Церкви.

Конечно, следовало бы начать с рассмотрения Соборов первого тысячелетия, однако раз мы затронули определение Иерусалимского Собора 1672 года, то и начнём с трёх Символических книг и двух наиболее близких к ним по времени соборных документов7.

Первый, самый известный в Русской Православной Церкви документ8 – это наш официальный Катехизис. Он наиболее подробно и точно отвечает на поставленный в заглавии вопрос, а также раскрывает многие темы, касающиеся православной экклезиологии9. Далее мы рассмотрим другой Катехизис и догматические Послания. Приводимые документы мы снабдили историческими справками об их церковной рецепции, а также собственными комментариями.


Пространный христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви

Катехизис вот уже 200 лет имеет статус официального вероучительного документа, неоднократно утверждён Святейшим Синодом как Символическая книга10 и обязателен для принятия всеми верными чадами Русской Православной Церкви11.

3. Что нужно для благоугождения Богу и спасения души?12

Для благоугождения Богу и для спасения души нужно: познание истинного Бога и правильная вера в Него; жизнь по вере и соответствующие ей добрые дела.

О девятом члене Символа веры

250. Что такое Церковь?

Церковь есть Богом установленное общество людей, соединённых православной верой, законом Божиим, священноначалием и Таинствами.

Комментарий: Именно так учит нас Церковь – что следует понимать под Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церковью Христовой. Еретические сообщества веры православной не содержат, евхаристического общения и общего священноначалия у нас с ними, как и с раскольниками, нет, следовательно, к Церкви Христовой они не принадлежат, но находятся вне её.

251. Что значит верить в Церковь?

Верить в Церковь – значит благоговейно чтить истинную Церковь Христову и повиноваться её учению и заповедям с уверенностью, что в ней присутствует, спасительно действует, учит и управляет благодать, исходящая от единой вечной главы её, Господа Иисуса Христа.

Комментарий: Вера в Церковь обязывает нас оказывать послушание Церкви и повиноваться её учению (См. Мф. 18:16)

252. Каким образом Церковь может быть предметом веры?

Видимая Церковь является предметом веры, в то время как вера есть уверенность в невидимом потому, что в видимой Церкви невидимо присутствует воспринятая ею и освящёнными в ней людьми благодать Божия, которая и является непосредственным объектом веры; видимая Церковь, к которой принадлежат все живущие на земле православные христиане, в то же время и невидима, поскольку она есть и на небесах, и к ней принадлежат все скончавшиеся в истинной вере и святости.

Комментарий: Катехизис утверждает, что Церковь является самой, что ни на есть видимой с видимыми догматическими и каноническими границами. В неё входят лишь православные христиане. Невидимая же Церковь – это Церковь спасённых на небесах, скончавшихся в истинной вере. Таким образом, Катехизис отвергает еретическое протестантское учение о «невидимой церкви», у которой нет видимых границ и в которую входят все «рождённые свыше» добродетельные христиане.

Важным моментом в данном вопрос-ответе является место, что в истинной Церкви присутствует освящающая (или обоживающая) благодать, в то время, как вне её, согласно догматическому Посланию восточных Патриархов13, действует только благодать предваряющая (просвещающая или призывающая).

259. Как единственность Церкви соотносится с наличием многих Поместных Православных Церквей?

Церковь одна, однако имеются отдельные и самостоятельные Церкви, например: Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская, Российская. Это частные Церкви, или части единой Вселенской Церкви. Самостоятельность видимого устройства не препятствует им духовно быть великими членами единственного тела Церкви Вселенской, иметь одну главу – Христа и общий дух веры и благодати. Это единство видимо выражаетсяодинаковым исповеданием верыи общением в молитвах и Таинствах.

Комментарий: Истинная единая и единственная Церковь состоит из ряда Поместных Православных Церквей и имеет видимое и одинаковое исповедание веры, как и каноническое общение в Таинствах. О неправославных церквях14

речи не идет, как не имеющих одинакового исповедания веры и общения в Таинствах.

269. Какое важное преимущество имеет Церковь?

Важное преимущество Кафолической Церкви состоит в том, что ей, собственно, принадлежат высокие обетования (обещания), что «врата ада не одолеют её», что Господь «пребудет» с ней «до скончания века», что в ней пребудет «слава» Божия о «Христе Иисусе во все роды века»; что, следовательно, она никогда не может ни отпасть от веры, ни погрешить в истине веры или впасть в заблуждение. «Несомненно исповедуем, как твёрдую истину, что Кафолическая Церковь не может погрешать или заблуждаться, и говорить ложь вместо истины; поскольку Святой Дух, всегда действующий через верно служащих отцов и учителей Церкви, хранит её от всякого заблуждения» (Послание Восточных Патриархов о православной вере, чл. 12).

270. Обязательна ли для спасения принадлежность к Кафолической Церкви?

Кафолическая Церковь заключает в себе всех истинно верующих в мире. Поскольку Господь Иисус Христос, по изречению апостола Павла, есть «глава Церкви, и Он же спаситель тела» (Еф. 5:23) то, чтобы быть спасённым, необходимо быть частью Его тела, то есть членом Кафолической Церкви. Апостол Петр пишет, что Крещение спасает нас по образу Ноева ковчега. Все, спасшиеся от всемирного потопа, спаслись единственно в Ноевом ковчеге: так все, получающие вечное спасение, получают его только в Кафолической Церкви.

Комментарий: Из вышеприведённых определений ясно следует, что Единая Кафолическая Церковь – это только Православная Церковь, поскольку она одна не отпадала от веры и не погрешила в истинах веры (См. 269).Здесь прямо и определённо исповедуется, что спасение возможно только в Православной Церкви.

Во второй части статьи мы таким же образом рассмотрим два соборных документа, имеющих общецерковную рецепцию: Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной 1643 года и Исповедание Православной веры Восточной Церкви, принятое Иерусалимским Собором в 1672 году.

1 В правиле идёт речь о епископах, которые обязаны неукоснительно проповедовать в Церкви определённым образом: «Если же будет исследоваться слово Писания, пусть изъясняют его согласно с тем, что предложили светила и учителя Церкви в своих писаниях, и никак иначе». Авторитетный толкователь канонов – преподобный Никодим Святогорец учит, что это правило относится и к священникам. Из него можно логически вывести, что если даже архиереям и священникам, для того, чтобы не погрешить в собственных толкованиях, когда они проповедуют народу Божию, следует довольствоваться святоотеческими толкованиями, «не преступая уже установленных пределов или преданий богоносных отцов», то естественно и всем остальным верующим неукоснительно держаться этого правила в понимании Библии.

2 О толковании Писания в соответствии с Преданием или учением Церкви говорит 2-ое определение Исповедания православной веры Восточной Церкви, принятое Иерусалимским Собором 1672 года: «Мы веруем, что Божественные и Священные Писания преподаны Богом; и поэтому мы должны верить им без малейшего сомнения; но не иначе, чем Кафолическая Церковь изъяснила и передала их. Ибо и всякая скверная ересь принимает Божественные Писания, но превратно толкует их, пользуясь многозначностью выражений и метафорами и опираясь на ухищрения человеческой мудрости, смешивая то, что следует различать, и, шутя с тем, что не подлежит шуткам. В противном случае каждый человек, что ни день, сочинял бы новое толкование Писания, и Кафолическая Церковь не пребыла бы до сегодняшнего дня, по благодати Христовой, Церковью, держащейся одного и того же учения веры и верующей всегда одинаково и непоколебимо; она бы распалась на тысячи частей, склонилась перед ересями и перестала быть Церковью святой, столпом и утверждением истины (1Тим. 3:15), без пятна или порока (Еф. 5:27), но стала бы церковью злонамеренных (Пс. 25:5), какой, несомненно, является церковь еретиков, [и особенно Кальвина,], которые не стыдятся учиться у Церкви, чтобы затем нечестиво отречься от нее».

3 Согласно критериям, данным Иерусалимским Собором 1672 года, для письменного выражения такого свидетельства «непременно требуются голоса и подписи святейших Патриархов и общнейшее добровольное и ненасильственное согласие всех священнослужителей и других лиц, вообще выдающихся святостью и мудростью, чтобы почти никто (σχεδὸν μηδένα) из них не возражал» (Πρακτικὰ τῆς ἐν Ἰεροσολύμοις Συνόδου. Κεφ. II // Καρμίρης Ἰ. Δογματικὰ καὶ συμβολικὰ μνημεῖα τῆς Ὀρθοδόξου Καθολικὴς Ἐκκλησίας. Graz, 1968. T. 2. Σ. 719).

4 В противовес мнениям реформаторов, здесь утверждается общее свойство Библии и Кафолической Церкви – непогрешимость в вопросах веры и морали. В то же время, Священное Писание выше церковных Соборов, в том смысле, что оно является первоисточником Божественного Откровения, а Соборы «только дают толкования Священного Писания, раскрывая скрытый смысл, разрешая сомнения, объясняя трудно понимаемые места, рассматривая мнения обеих сторон и вынося определение в спорных вопросах» (Стефан (Яворский), митр. Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви. СПб., 2010. C. 521).

5 О правильном понимании непогрешимости (безошибочности) Церкви см. Макарий (Булгаков), митр. Введение в православное богословие. С. 456-460.

6 Т. е. постановлениям, утверждённым епископатом всех на тот или иной исторический момент существующих автокефальных Поместных Церквей.

7 Соборы первого тысячелетия и несколько современных соборных документов мы постараемся рассмотреть во 2-ой и 3-ей части данной статьи.

8 Филарет, свт., митр. Московский. Пространный христианский Катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви.

9 Экклесиология (экклезиология) (от греч. ἐκκλησία (эклесиа) – собрание, Церковь, и λόγος (логос) – слово: учение о Церкви) – направление богословия, наука о Церкви Христовой. Экклесиология является разделом Догматического богословия.

10 Символические книги – официальные пространные исповедания всей или одной из Поместных Церквей. По аналогии с древними краткими вероучительными Символами. «По содержанию своему символические книги представили изложение исповеданий известных церковных общин, с одной стороны, для утверждения конфессиональной обособленности их, а с другой – как нормы для правильного понимания исповеданий этих общин. Уже из этого понятия об историческом происхождении символических книг на Западе можно судить, почему древняя Вселенская церковь, зная символы, не имела, однако же, символических книг. Ведь появление символических книг в XVI столетии на Западе ознаменовало собою конфессиональное деление Церкви на отдельные общины, с претензиею каждой из них на истинное исповедание. Древнее церковное предание этими общинами не было признано в качестве обязательного мерила для определения их истинности или ложности. Между тем утверждение символа в древней Вселенской церкви покоилось на свойстве единства Церкви, внешне выражаемом на повсеместном исповедании одной и той же веры. А так как Вселенской Церкви присуще не первое, но второе свойство, то отсюда она естественно имела выражение единства Церкви, но не имела выражение конфессионального дробления Церкви» (Пономарев П. П. Книги символические вообще и в Русской Православной Церкви в частности // Православная Богословская энциклопедия. СПб., 1911. Т. 12. С. 13.)

11 В Пространном Катехизисе содержится множество важных вероучительных истин (догматов), особенно в части первой «О Вере». Святитель Филарет (Амфитеатров), митрополит Киевский, уже в зрелые годы перечитывал Катехизис каждую неделю «для испытания себя, твердо ли держится его мысль границ православия». (Цит. по: Корсунский. Определение понятия о Церкви... С. 58. Ср.: Юбилейный сборник... Т. 2. С. 805.) Также и другие святые (например, свт. Феофан Затворник, свт. Сильвестр (Малеванский), сщисп. Никодим (Милаш), свт. Серафим (Соболев)) проверяли свои суждения и созерцания по Катехизису святителя Филарета, признавали за ним статус Символической книги Русской Церкви, подлинной веры всей Церкви.

12 Нумерация вопросов сохранена в соответствии с исходным текстом. Также и в других документах.

13 «Мы понимаем использование свободной воли (τὸ αὐτεξούσιον) таким образом: Божественная и просвещающая благодать, называемая нами также предваряющей, которая подобна свету для находящихся во тьме, дарована Божественной благостью всем. Тем, кто готов повиноваться ей (поскольку она содействует только желающим, а не тем, кто не желает) и соглашаться с ее необходимыми для спасения повелениями, вследствие этого даруется особенная благодать, которая, содействуя им, укрепляя их и делая их постоянными в любви к Богу (то есть в совершении тех добрых дел, которые Бог хочет, чтобы мы совершали, и которые также и предваряющая благодать предписывала совершать), оправдывает их и делает предопределенными. Но те, кто не хочет повиноваться и соглашаться с благодатью, и потому не исполняет тех дел, которые Бог желает, чтобы мы совершали, но злоупотребляет свободной волей, данной Богом для добровольного совершения благих дел, направляя ее на дела сатаны, таковым попущено вечное осуждение». (Определение 3. Исповедание Иерусалимского Собора 1672 года)

14 Истинная Церковь (с большой буквы) только одна, но инославные христианские сообщества, имеющие свою иерархическую и организационную структуру – также, по дипломатическим или экуменическим соображениям, принято именовать церквями. Особенно это касается церквей, сохранивших апостольскую преемственность епископата и Таинства. Часто, впрочем, эти церкви в дипломатических документах и отдельных трудах, тоже пишут с большой буквы, хотя ряд святых писал их церкви со строчной (например: свт. Серафим Соболев., свт. Геннадий (Схоларий) и др.). Поскольку наша статья является скорее полемической, мы последуем этим святым, разумеется, не с целью оскорбить и унизить иноверцев, но чтобы таким образом разграничить Истинную Церковь Христову и отпавшие от Тела Церкви христианские сообщества, исповедующие на доктринальном уровне еретические учения.

Слово «церковь» произошло от понятий созвание, собрание (греч. εκκλησία, евр. kahal). Слово εκκλησία у классических греческих писателей означает «правильно созванное (в противоположность самовольному и беспорядочному скопищу людей) собрание или общество лиц с определенными правами». В церковнославянском языке слово «церковь» своим первым значением также имеет именно собрание.

Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 473226

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+1°
сегодня в 13:08
Ветер
3.1 м/с, ЮЮВ
Осадки
0.0 мм
Давление
748.7 мм рт. ст.
Влажность
89%