Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной (авторитет всеправославный)
Это «Исповедание» в форме Катехизиса, составленное святителем Петром (Могилой), было принято Киевским Собором в 1640 году, а после рассмотрено и исправлено на Ясском Соборе 1643 года, который был созван в связи с усилением католической и протестантской пропаганды на территории Восточной и Центральной Европы. Трудами протосинкелла Константинопольской Церкви иеромонаха Мелетия Сирига в «Православное исповедание» были внесены изменения и дополнения с целью удаления следов католического влияния, после чего оно было переведено на новогреческий язык1.
Впоследствии Собор получил всеобщее признание, а также был одобрен в Русской Церкви патриархами Иоакимом и Адрианом, а затем Всероссийским Синодом. Сербская Церковь, на момент утверждения Символических книг3 имевшая автокефалию, как об этом свидетельствует сербский канонист священноисповедник Никодим (Милаш), также приняла данные соборные постановления. От Грузинской Православной Церкви подпись под документами Иерусалимского собора 1672 года, на котором было утверждено и «Православное исповедание» святителя Петра (Могилы), от лица своего Предстоятеля поставил апокрисиарий иеромонах Мелетий4. Также и в дальнейшем ни Сербская, ни Грузинская Православные Церкви5 никогда не высказывались против Соборов, на которых были приняты Символические книги. Остальные Поместные Церкви не имели на тот момент самостоятельности и поэтому должны были подчиняться решению своих кириархальных (материнских) Поместных Церквей, в состав которых они входили.
В дальнейшем авторитет «Православного исповедания» неоднократно подтверждался православными соборами, патриархами и святыми. В 1672 году на Иерусалимском соборе, проходившем под председательством патриарха Досифея II Нотары, который был почитателем богословского таланта Мелетия Сирига и его издателем, данный Катехизис был провозглашён «исповеданием, которое приняла и принимает вообще вся Восточная Церковь»6. В томосе Константинопольского собора 1691 года, который также обладает всеправославным авторитетом, содержится свидетельство о всеобщем одобрении «Православного исповедания» в Восточной Церкви, как православного и совершенного7.
Эта Символическая книга во многих местах довольно подробно излагает православное догматическое вероучение. Авторитет данного вероучительного документа, как принятого всей Церковью, не уступает определениям Вселенских соборов.
***
Часть первая. О вере. Вопрос 1. Что должен иметь православный и кафолический христианин, чтобы наследовать жизнь вечную?
Ответ. Правую веру и добрые дела. Ибо кто имеет и то, и другое, тот есть истинный Христианин, и твердо надеется вечного спасения, по свидетельству Священного Писания: «зрите ли убо, яко от дел оправдается человек, а не от веры единыя?» (Иак. 2:24). И ниже: «якоже бо тело без духа мертво есть, тако и вера без дел мертва есть» (Иак. 2:26). То же самое говорит в другом месте и Божественный Павел: «имея веру и благую совесть, юже нецыи отринувше, от веры отпадоша» (1Тим. 1:19). И в другом месте: «имущым таинство веры в чистой совести» (1Тим. 3:9).
Комментарий: Истинным христианином «Православное исповедание» называет лишь того, кто имеет не только добрые дела, но и правую веру. Без правой веры невозможно наследовать жизнь вечную, говорит данный документ. В данном догматическом вопросе
имплицитно8 утверждается невозможность спасения без исповедания православной веры. Крайне маловероятно, что отцы Собора под понятием «правая вера» подразумевали нечто отличное от православного учения (например, верное исповедание нескольких главных догматов). К тому же документ имеет и апологетическую направленность против римокатоликов и протестантов, что также подтверждает верность нашего вывода о том, что «правой верой» здесь именуется именно православное исповедание в своей полноте.
Далее излагается догмат о том, как должно верить в Святую Троицу. Ответ 71 очевидно направлен против ереси римокатоликов и протестантов: о сущностном исхождении Святого Духа и от Сына.
Вопрос 71. Во-вторых, чему учит сей член?
Ответ. Учит, что Дух Святый исходит от одного Отца, как источника и начала Божества. Сему научает Сам Спаситель словами: «егда же приидет Утешитель, егоже Аз послю вам от Отца, Дух истины, Иже от Отца исходит» (Ин. 15:26) «…» Посему, кто твердо и непоколебимо пребывает в вере сей, тот несомненно может надеяться получить спасение, так как он нимало не отступает от общего мнения Церкви.
Вопрос 72. В-третьих, чему учит сей член?
Ответ. Учит, что Дух Святый есть Творец Священного Писания, как Ветхого, так и Нового, и что Он изглаголал оное чрез многих посредников. Следовательно, Писание как Ветхого, так и Нового Завета есть учение Святаго Духа. А посему должно верить, что все то, что ни постановили святые отцы на всех Вселенских и Поместных Православных Соборах, где бы они не были составлены, происходит от Духа Святаго, как Апостолы на Соборе своем сказали: «изволися бо Святому Духу и нам» (Деян. 15:28). По примеру их и прочие Православные Соборы подобным заключением утвердили свои постановления.
Комментарий: Соборный голос Церкви – это голос Святого Духа. Таково учение Церкви, причём таким авторитетом могут обладать не только Вселенские и Всеправославные Соборы, но и признаваемые всей Церковью решения Поместных9, а также и любых других соборов10, не противоречащих Священному Преданию Церкви.В следующем вопросе говорится о том, что высшей вероучительной властью обладает общий голос всей Церкви, а отнюдь не отдельный Патриарх или Папа, то есть ответ направлен в том числе и против ереси папизма.
Вопрос 86. В-четвертых, какое в сем члене содержится учение?
Ответ. Член сей научает всякого Православного, что должно повиноваться Церкви, по учению Христову: «аще же и Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь» (Мф. 18:17). Притом Церковь имеет такую власть, что может посредством Вселенских Соборов рассматривать Писания, судить Патриархов, Пап, Епископов; может подвергать их, смотря по важности вины, наказаниям и эпитимиям, предписанным правилами. Ибо она есть столп истины и основание по слову Апостола: «да увеси како подобает в дому Божии жити, яже есть Церковь Бога жива, столп и утверждение истины» (1Тим. 3, 15).
Комментарий: Есть ещё один очень примечательный и важный момент – Православное исповедание называет еретиков и раскольников убийцами христианских душ, которые своими лжеучениями или отделением от законной Церкви обрекают на вечную погибель не только самих себя, но и всех, кого им удастся совратить в ересь или увлечь в раскол. На наш взгляд, это место также довольно явно показывает, что исповедующие ереси или находящиеся в расколе лишаются вечной жизни.
Часть Третья. О Любви. О шестой заповеди.
Вопрос 63. Какая шестая заповедь?
Ответ. «Не убий» (Исх. 20, 13).
Вопрос 64. Какой смысл сей заповеди?
Ответ. Сия заповедь учит, чтобы ни один человек, боящийся Бога, не совершал убийства, не только телесного, но и душевного. Те, кои убивают тело, отнимают временную жизнь; но убивающие душу, лишают ее жизни вечной. Сии последние убийцы более ужасны. Таковы суть – раскольники, лжеучители и худые христиане, которые подают собою пример распутной жизни, т.е. служат соблазном; а о сих Писание говорит: «иже аще соблазнит единаго малых сих верующих в Мя, уне есть ему, да обесится жернов оселский на выи его, и потонет в пучине морстей» (Мф. 18, 6). Убийство совершается не только самым делом, но и советом, помощию, побуждением, согласием.
Исповедание Православной веры Восточной Церкви, принятое Иерусалимским собором 1672 года
Более известно под названием «Послание патриархов Восточно-кафолической Церкви о Православной вере 1723 года».
«Исповедание» одобрено всеми восточными патриархами и другими многочисленными архипастырями Греко-Восточной Православной Церкви, а также Святейшим Синодом Российской11 Церкви. Историки называют эту Символическую книгу «самым важным православным собором Восточной Церкви нового времени»12
История данного вероучительного документа, как и предыдущего («Православного исповедания»), даже в большей степени связана с распространением кальвинистских идей в «Восточном исповедании христианской веры»13.
Поводом к составлению исповедания «была нужда противопоставить распространяемым тогда на Востоке идеям реформации истинное исповедание веры, а вместе с тем оправдать Православную Церковь от возводимых на нее нареканий в заражении этими идеями»14.
Иерусалимский Собор 1672 года был созван ввиду необходимости более полного изложения православного вероучения. Он стал опровержением «клеветы на Церковь Восточную со стороны протестантов, а вместе как самостоятельное, не в угоду чьих-либо требований, не на чужие вопросы, но для собственного ограждения от лжемыслия, состоявшееся засвидетельствование веры Восточной Церкви, при особенном содействии двух достойнейших Иерархов Иерусалимского престола, Нектария и Досифея»15.
«Исповедание» составлено патриархом Иерусалимским Досифеем Нотарой и утверждено на нескольких Соборах: Иерусалимском 1672 года, Константинопольских 1721 и 1723 годов. В Русской Церкви текст утверждён двумя патриархами (в конце XVII и начале XVIII века) и дважды – Святейшим Синодом (в 1723 и в 1838 годах), сразу после официального перевода на русский язык, выполненного митрополитом
Филаретом (Дроздовым)16. Таким образом, данный текст принят всею полнотой Церкви и имеет статус официального вероучительного документа.
Сербская и Грузинская Церкви также приняли постановления Иерусалимского Собора 1672 года.
***
Член 9. Веруем, что никто не может спастись без веры. Верою же называем правое понятие наше о Боге и предметах Божественных. Будучи споспешествуема любовию, или, что все равно, исполнением Божественных заповедей, она оправдывает нас чрез Христа, и без нее невозможно угодить Богу.
Или в новом более точном переводе17:
«Мы веруем, что никто не может спастись без веры. Верою же называем правильнейшее понятие наше о Боге и предметах Божественных.»
Комментарий: Что же это за «правильнейшее понятие», если не всё догматическое и нравственное учение Православной Церкви? Неужели можно искажать основу основ: православные триадологические и христологические догматы, которые приняты на Вселенских Соборах и при этом иметь «верное понятие о Боге и Божественных предметах»? Или не принимать другие многочисленные догматы, принятые на авторитетных для всей Церкви Соборах18? Конечно же, нет. По нашему убеждению, данный документ, как и предыдущие, довольно ясно даёт понять, что для спасения и угождения Богу необходимо содержать чистую православную веру, то есть не искажать и не отвергать ни один из принятых Церковью догматов и положений в области нравоучения. Но поскольку в документе не говорится об этом столь же определённо и прямо (эксплицитно), то всё же данное учение, вероятно, содержится здесь лишь имплицитно19.
Однако следующее Определение ещё более подтверждает наше мнение:
Член 11. Веруем, что члены Кафолической Церкви суть все, и притом одни верные, то есть несомненно исповедующие чистую веру Спасителя Христа, (которую прияли мы от Самого Христа, от Апостолов и Святых Вселенских Соборов), хотя бы некоторые из них и были подвержены различным грехам. Ибо если бы верные, но согрешившие, не были членами Церкви, то не подлежали бы ее суду. Но она судит их, призывает к покаянию и ведет на путь спасительных заповедей; а потому, несмотря на то, что подвергаются грехам, они остаются и признаются членами Кафолической Церкви, только бы не сделались отступниками, и держались Кафолической и Православной Веры.
Комментарий: Членами истинной Церкви Христовой являются только «верные», – те, которые веруют согласно апостольскому Священному Преданию Церкви, передаваемому от самих апостолов и Христа, точно раскрываемому на Православных Соборах. Верные никак не могут отвергать что-либо из постановлений Вселенских Соборов или толковать их превратным образом, чтобы оправдать еретические учения, как это делают римокатолики и антихалкидониты. Искажающие православную веру в Определении названы отступниками. Таким образом, 11-е Определение, по нашему мнению, вполне разъясняет о каком «правильном понятии о Боге и предметах Божественных, без которого никто не может спастись и угодить Богу» идёт речь в 10-м члене20.
В следующем Определении вновь, как и в Определении 2, догматически сформулировано положение о безошибочности учения Церкви, но теперь делается акцент на отдельных святоотеческих трудах, которые Церковь признала голосом Святого Духа на Вселенских Соборах.
Член 12. Веруем, что Святый Дух учит Кафолическую Церковь, ибо Он есть тот истинный Утешитель, которого Христос посылает от Отца для того, чтобы учить истине и прогонять мрак от ума верных. Учит Дух Святой Церковь чрез святых отцов и учителей Кафолической Церкви21. Ибо, как все Писание, по общему признанию, есть Слово Духа Святого не потому, что Он непосредственно изрек его, но говорил в нем чрез апостолов и пророков; так и Церковь научается от Живоначального Духа, но не иначе, как чрез посредство святых отцов и учителей, (которых правила признаны Святыми Вселенскими Соборами22, чего мы не престанем повторять); почему мы не только убеждены, но и несомненно исповедуем, как твердую истину, что Кафолическая Церковь не может погрешать или заблуждаться и изрекать ложь вместо истины; ибо Дух Святой, всегда действующий чрез вернослужащих Отцов и учителей Церкви, предохраняет ее от всякого заблуждения.
В следующей части мы рассмотрим два соборных документа XIX века: Окружное послание 1848 года ко всем православным христианам и Синодальное послание Константинопольской Церкви 1894 года по поводу энциклики Папы Льва XIII о соединении Церквей.
1 На Ясском соборе первоначальная версия Катехизиса была представлена под названием «Изложение веры Церкви Малой Руси». См. автограф Мелетия Сирига: Pargoire J. Mélétios Syrigos, sa vie et ses œuvres // EO. 1908. Vol. 11(72). P. 275-276.
2 После внесения соответствующих изменений и перевода на греческий язык исправленная греческая версия Катехизиса вместе с латинским переводом была отправлена в Константинополь. Утверждение состоялось 11 марта 1643 года Константинопольским Синодом под председательством Патриарха Парфения I. Соборную грамоту подписали 9 архиереев и 13 чинов Великой церкви. Вопреки распространённому ошибочному утверждению другие 3 восточных патриарха, по свидетельству самого Мелетия Сирига, не присутствовали на данном Синоде и подписали грамоту позже, не единовременно. (См.: Грамота Константинопольского Патриарха Паисия I к Московскому Патриарху Никону // Христианское чтение. 1881. № 3-4. С. 318-319.)
3 То есть Православного исповедания Кафолической и Апостольской Церкви Восточной и Исповедания Православной веры Восточной Церкви, принятого Иерусалимским собором 1672 года.
4 «Мелетий, недостойный иеромонах, архимандрит и апокрисиарий Святого и Живоносного Гроба при благочестивейшем царе иверов Панкратии [Баграт V Слепой] и славнейших владыках Колхиды и Грузии, со всем поместным собором верхней Иверии, определив, подписал.» (Кармирис. Т. 2. С. 732)
5 С 1801 года Грузинская Православная Церковь существовала как часть Российской, но каноничность потери её автокефалии весьма сомнительна. Впрочем на рецепцию Символических книг этот вопрос не влияет, ввиду согласия Грузинской Церкви с данными документами.
6 Цит. по: Schaff P. Creeds of Christendom, with a History and Critical notes. V. 1. // Christian Classics Ethereal Library. URL: https://www.ccel.org/ccel/schaff/creeds1.v.vi.html
7 См.: Бернацкий М. М. Константинопольский Собор 1691 г. и его рецепция в Русской Православной Церкви: К вопросу о каноническом статусе термина «пресуществление» // Богословские труды. 2007. Сб. 41. С. 141.
8 Имплицитно – неявно или не вполне явно. То есть когда соборный текст или текст святого отца позволяет логически вывести то или иное учение, которое не содержится в нём вполне прямо и определённо или не является главной смысловой частью постановления, но тем не менее приводится в тексте в качестве аргументации или иным образом.
9 Приобретающие таким образом вселенский, всеправославный или всеобщий авторитет, не уступающий ни в чём авторитету Вселенских Соборов.
10 «Относительно законодательной деятельности[Прим. ред. – канонической] Пом. Соборов, каноны предписывают обращать внимание на то, чтобы законы этих соборов не только не нарушали вселенской основы церковного устройства и не противоречили истинному духу церкви Христовой, именно духу православия, святости, нравственной чистоты и иерархических прав, но касались лишь частных сторон канонов, а не общего их содержания, только внешнего их применения, а не внутренней силы, только форм церковного управления, а не сущности их. Поэтому, законодательство поместных церквей в лице своих областных соборов не может ни в каком случае касаться предметов внутренней церковной жизни, догматических, богослужебных и духовно-нравственных[Прим. ред. – т. е. не может ни в коем случае изменять канонические, догматические и нравственные постановления, уже принятые всей Церковью, а не вообще касаться сторон этих вопросов на своих Поместных соборах, на которые нет точных указаний в общем церковном законодательстве и относительно которых является потребность издать особый закон.]. В отношении этих предметов Вселенская Церковь всегда обращала строгое внимание на то, чтобы они во всей целости сохранялись поместными церквами, как установления Вселенских Соборов, изобличая и исправляя всякое, даже малейшее отступление, усмотренное ею в той или другой поместной церкви».) (Отдел III. Церковное управление, Православное церковное право - священноисповедник Никодим (Милаш) Можно добавить, что догматические споры могут решаться и на Поместных Соборах Автокефальной Церкви в том случае, если спор актуален только для какой-то небольшой области, а в остальной Церкви этого спора нет, но есть общее решение, с которым по умолчанию согласна вся Церковь. В таком случае для разрешения спора достаточно собора данного региона. Для того, чтобы решение стало более авторитетным, обычно стараются созвать максимально представительный собор.
11 До революции 1917 года Русская Церковь именовалась «Православная Кафолическая Греко-Российская Церковь» (и другими похожими именованиями), но часто её называли и просто Русской Церковью.
12 Dosítheos // Encyclopaedia Britannica. Римо-католические богословы сравнивают его по значению с Тридентским собором, который Римская церковь считает одним из вселенских. См.: Jerusalem (After 1291) // Catholic Encyclopedia. Более подробно о данном соборном документе читайте статью «Исповедание православной веры Восточной Церкви»: история, значение, содержание.
13 В 1633 году в Женеве, вышел в свет догматический документ «Восточное исповедание христианской веры», представлявший кальвинизм как веру Греческой Церкви. Проблема заключалась в том, что оно было подписано именем константинопольского патриарха Кирилла Лукариса. Хотя вплоть до XX в. подавляющая часть греческих и русских ученых отрицала подлинность «Исповедания», «переписка Кирилла Лукариса, в которой он подтверждал свое авторство «Исповедания веры», и сличение автографа «Исповедания веры» с его письмами не оставили сомнения в том, что подлинным автором является сам Кирилл Лукарис». Бернацкий М. М. Кирилл I Лукарис // Православная энциклопедия. Т. 34.)
14 Пономарев П. П. Книги символические вообще и в Русской Православной Церкви в частности // Православная Богословская энциклопедия. Т. 12. СПб., 1911. С. 18.
15 Горский А., прот. Указ соч. С. 569.
16 В этом переводе святитель Филарет в некоторых местах по своему усмотрению изменял текст оригинала Исповедания. Эти отличия заключаются в опущении переводчиком некоторых частей текста, заменах слов и выражений, внесении в текст собственных комментариев. Как правило, это незначительные изменения, не затрагивающие главного догматического и канонического содержания, но есть и одно более существенное различие, например, отсутствует 3-й вопрос-ответ о Каноне Священного Писания.
Однако и этот факт не ставит под сомнение полной общецерковной рецепции «Исповедания 1672 года», которое впоследствии приобрело название Послания Восточных Патриархов 1723 года, поскольку в том году оно было отправлено в Великобританию через Россию. Есть несколько свидетельств из различных справочников о принятии Святейшим Синодом Послания Восточных Патриархов (в том числе греческого текста) ещё до его официального перевода в 1838 году.
Например, в Постановлениях по ведомству Православного исповедания за сентябрь 1723 года опубликован текст Послания Восточных Патриархов на греческом (1672, 1723) с параллельным русским переводом 1838 года. Издание на русском и отдельно на греческом были сделаны по поручению Святейшего Синода лишь в 1840 году, однако сам документ, который вместе с Исповеданием содержал и утверждение нашего Святейшего Синода восточными Патриархами, был утверждён Синодом уже в 1723 году, как об этом свидетельствует «Собрание постановлений и распоряжений» (См. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. Том 3: 1723-1875) – постановление 1115. Сентябрь. Стр. 160 в оригинальном док.).
Ранее был известен и славянский перевод Исповедания, выполненный по благословению Патриарха Адриана (по просьбе автора Исповедания Патриарха Досифея (Нотары)) учениками братьев Лихудов в конце XVII века, сохранившийся вместе с правкой Евфимия Чудовского в рукописи (ркп. ГИМ. Син. № 158 (Горский, Невоструев. Описание. Отд. 2. Ч. 3. С. 489-495). См. ДОСИФЕЙ II НОТАРА.
К тому же текст Исповедания был одобрен двумя русскими патриархами, а на самом Иерусалимском Соборе 1672 года присутствовали посланники из России: «В Соборе Иерусалимском принимали участие, как видно по подписям, кроме Патриарха Досифея, Пастыри Иерусалимского патриархата, Митрополиты: Петрский Дорофей, Назаретский Парфений, Птолемаидский и Сидонский Иосафат, Вифлеемский Неофит и Архиепископы: Лиддийский Антоний, Наилузский Христофор, Архимандрит Св. Гроба и Игумены монастырей, находящихся в Иерусалиме и других городах Палестины, представители некоторых Церквей, находящихся в ближайших сношениях с Церковью Иерусалимскою по делам о монастырях, как то: Трапезундской, Иверской или Грузинской, Молдавской, Македонской и Московской, и наконец, лица духовные разных городов Св. земли, всего около 60 человек. Апокрисиарием Московского Царя был Архимандрит Иосафат, и кроме того подписался еще из великой России Иеромонах Тимофей, которого трудами, по возвращении его с Востока, положены первые основания училища, преобразованного потом в Академию Славяно-Греко-Латинскую». (Александр Горский, протоиерей. О Соборе Иерусалимском 1672 года)
17 Исповедание православной веры Восточной Церкви, принятое Иерусалимским собором 1672 года в переводе С. Федорова и П. Пашкова, а также новый перевод документа святителя Петра (Могилы) – Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной (перевод и комментарии С. Федорова)
18 См. : Соборы, обладающие вселенским авторитетом.
19 Имплицитный (лат. Implicite) –включая, в том числе) логически содержащийся внутри, подразумеваемый, внешне не проявляющийся, не выраженный прямо; скрытый, неявный. Противоположно – Эксплицитный.
20 См.: «Критерии принадлежности к Церкви Христовой в православных Символических книгах».
21 «Если Дух Святой учит Кафолическую Церковь и предохраняет её от заблуждений не иначе, как через посредство вернослужащих Отцов и учителей (епископов и вообще пастырей): то единственный способ для выражения, в случае нужды, непогрешимого свидетельства Церкви касательно той или другой откровенной истины есть единодушное согласие, в рассуждении этой истины, всей церкви учащей, за которым естественно должно уже последовать и согласие всех верующих» (Макарий (Булгаков), митр. Введение в православное богословие. С. 460).
22 «Признание отца со стороны Церкви констатирует вообще православный характер его произведений, но не сообщает каждому отдельному положению в его учении значения действительного учения Церкви. Исключение составляют те отдельные произведения, которые были признаны на Вселенских соборах как точное выражение православного учения по тому или другому пункту, таковы, например, анафематизмы Кирилла Александрийского против Нестория, его второе послание к Несторию, послание его к Иоанну Антиохийскому, послание папы Льва I к Флавиану Константинопольскому» (Сагарда Н. И. Лекции по патрологии I–IV века: пособие по курсу патрологии для духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. М., 2004. С. 17).
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 472876