Кто сказал, что еретики и раскольники не могут спастись? Часть 3

В заключительной части апологетической статьи речь пойдёт о двух соборных документах XIX века: Окружное послание ко всем православным христианам (1848) и Синодальное послание Константинопольской Церкви (1894) по поводу энциклики Папы Льва XIII о соединении Церквей.
05.07.2024 Трудами братии монастыря  1 123

Окружное послание единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви ко всем православным христианам (1848)

Послание адресовано всем православным христианам в ответ на «послание Папы Пия IX к восточным», изданное 6 января 1848 года и обладает несомненным авторитетом в Православной Церкви, однако имеет ли оно всеправославную рецепцию или нет – вопрос спорный. Документ подписали 4 главных восточных патриарха и 3 Синода этих патриархатов со множеством архиереев.

Подлинно подписали: Анфим, Божиею милостию архиепископ Константинополя и Вселенский Патриарх; Иерофей, Патриарх Александрии и всего Египта; Мефодий, Патриарх Антиохии и всего Востока; Кирилл, Патриарх Иерусалима и всей Палестины. Также подписали Святейшие Синоды: Константинопольский, Антиохийский и Иерусалимский1.

«В России послание было сразу переведено и издано, что в условиях тогдашней строгой духовной и общей цензуры означало безоговорочное одобрение Синода», – считает протоиерей Валентин Асмус2.

И всё же в отличие от «Православного Исповедания» и Послания 1723 года официально задокументированной санкции Синода или патриархов Русской Церкви данный документ не имеет. Об осторожном отношении к нему можно судить по следующим словам святителя Филарета Московского: «Против послания Папы [Пия IX] она [иерархия патриарших церквей] издала своё послание за подписанием всех патриархов и всех архиереев, какие там нашлись, следственно действовала так, как должно действовать в общем деле Вселенской Церкви. Как же не вспомнила она, что есть на свете Всероссийская Церковь со Святейшим Синодом и 60 архиереями? Если бы Российская Церковь не была устранена от совещания по сему делу, то в православном послании, конечно, не явились бы неточные взгляды на предмет, которые дают оружие обличаемым западным против обличителей восточных»3.

Богословское значение Послания заключается в осуждении католических догматов, ставших причиной отпадения поместной Римско-католической Церкви от всей Православной Церкви. Главной богословской темой является вопрос о добавлении в Символ Веры «Филиокве»4. «Филиокве» называется «новоявленной сущей ересью», а его последователи – еретиками. По мнению авторов Послания, верующие в «Филиокве» составляют «общества еретические, и всякое духовное богослужебное общение с ними православных чад соборной Церкви беззаконно».

Перейдем к интересующим нас выдержкам из самого Послания5:


Кто сказал, что еретики и раскольники не могут спастись? Часть 2
Кто сказал, что еретики и раскольники не могут спастись? Часть 2
§ 5, п. 5. <Ересь Filioque (Филиокве)> Оскорбляет отцов Третьего, Четвертого, Пятого, Шестого и Седьмого Вселенских Соборов, которые в слух всей вселенной провозгласили Божественный Символ во всех отношениях совершенным и полным и страшными прещениями и неразрешимыми заклятиями воспретили как себе, так и всем другим, всякое прибавление к нему и убавление, или изменение, или переставление в нём хотя бы одной йоты, – между тем как <римокатоликам> нужно было исправить его и дополнить, и, таким образом, изменить всё богословское учение вселенских отцов, как будто открылось новое отличительное свойство в самих трёх Лицах блаженной Троицы;

§ 5, п. 12. Едва только успело явиться в западных Церквах, как или само породило гнуснейшие исчадия, или ввело с собою мало по малу другие новизны – большею частию противоречащие ясно изображенным в Евангелии заповедям Спасителя нашего, тщательно соблюдавшимися, до его появления, и в тех Церквах, где оно введено, как то: кропление вместо погружения, отнятие у мирян Божественной Чаши и причащение только под одним видом хлеба, употребление облаток и опресноков вместо хлеба квасного, исключение из Литургии благословения, то есть Божественного призывания Всесвятого и Всесовершающего Духа, – также нарушающие древние апостольские обряды Соборной Церкви, как то: устранение крещаемых младенцев от Миропомазания и принятия Пречистых Таин, брачных – от Священства, признание Папы за лицо непогрешимое и за местоблюстителя Христова и проч. Таким образом, низвратило весь древний апостольский чин совершения почти всех Таинств и всех церковных учреждений, – чин, который содержала древняя, святая и Православная Церковь Римская, бывшая тогда честнейшим членом Святой, Соборной и Апостольской Церкви;

Комментарий: Из вышеприведённых параграфов видно, что Восточные Церкви, утвердившие данное Послание, однозначно считают, что римокатолики исповедуют ереси и к Единой Соборной Церкви более не принадлежат.

§ 7. Приснопамятные предшественники и отцы наши, видя, как праотеческое Евангельское учение попирается ногами, как свыше истканный хитон Спасителя нашего раздирается руками нечестивыми, движимые любовию отеческою и братскою, оплакивали гибель такого множества Христиан [т. е. римокатоликов], за нихже Христос умре, но вместе и употребляли много ревности и усилий соборне и частно, чтобы, спасая православное учение Святой, Соборной Церкви, соединить опять, сколько возможно, разделённое, и, подобно искусным врачам, общими силами старались исцелить член страждущий, перенося сами много и скорбей, и поруганий, и преследований, только бы Тело Христово не раздробилось на части, только бы не были попраны уставы Божественных и Святых Соборов.Но Запад, по свидетельству неложной истории, остался упорен в заблуждении. И присноублажаемые мужи на деле испытали истину слов иже во святых отца нашего Василия Великого, который по собственному опыту говорил о епископах Запада, и в частности о бывшем при нём Папе: «истины они не знают и знать не желают; с теми, кто возвещает им истину, они спорят, а сами утверждают ересь» (послание к Евсевию Самосатскому); и, таким образом, по первом и втором братском внушении, узнав их нераскаянность, они отрясли (прах ног) и отрекшись от них, «предали» их «в неискусен ум» их (ибо «брань лучше мира, отделяющего от Бога», как сказал иже во святых отец наш Григорий об арианах). С тех пор нет никакого духовного общения между ими и нами, потому что собственными руками изрыли они глубокую пропасть между собою и православием.

Комментарий: В 7 параграфе довольно прозрачно исповедуется невозможность спасения для римокатоликов по причине их отпадения от Церкви Христовой, так как они: «попрали Евангелие», «раздрали хитон Спасителя» – тело Церкви, «собственными руками изрыли глубокую пропасть между собою и православием», «утверждают ересь» и «упорствуют в заблуждении», – всё это привело к «гибели такого множества христиан», исповедующих ложные догматы и не имеющих части с истинной Единой Соборной Церковью Православной.

§ 17. Из всего этого всякий, воспитанный в здравом кафолическом учении, а тем более Его Блаженство [Папа Римский], может заключить, как неблагочестно и несогласно с правилами Соборов покушаться на изменение наших догматов, Литургий и прочих священнодействий, которых древность, современная самому христианскому учению, засвидетельствована всегдашним к ним уважением и верою в их неприкосновенность даже со стороны древних православных пап, у которых некогда всё то было обще с нами; <…> Но доколе состоится сие вожделенное обращение отпадших Церквей к телу единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, которой глава Христос (Еф. 4, 15), мы же все уды отчасти, дотоле всякое их покушение и всякое их самозванное увещание, клонящееся к искажению нашей от отцов нам преподанной неукоризненной веры не только как подозрительное и опасное, но и как нечестивое и душепагубное – достойно соборного осуждения. Такому же осуждению подлежит в особенности и окружное послание «к восточным» епископам древнего Рима Папы Пия IХ; таким мы и объявляем его в соборной Церкви!

§ 18. Посему, возлюбленные братие и сослужители нашего смирения, как всегда, так в особенности в настоящее время, по случаю издания упомянутого окружного послания, мы считаем своею непременною обязанностью, вследствие нашего патриаршеского и соборного решения, да не погибнет кто-либо из священной ограды Соборной Православной Церкви, святейшей нашей общей Матери; – не только себе самим напоминать ежедневно, но и вас просить, чтобы напоминали друг другу слова и увещания блаженного Павла, сказанные им к святым предшественникам нашим, которых он собирал в Ефесе: «внимайте себе и всему стаду, в нем же вас Дух Святый постави епископы пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию Своею. Аз бо вем сие, яко по отшествии Моем внидут волцы тяжцы в вас, не щадящии стада.И от вас самех востанут мужие глаголющии развращенная, еже отторгати ученики вслед себе. Сего ради бдите» (Деян. 20, 28-31).

Комментарий: В параграфах 17-18 также констатируется отпадение римокатоликов от тела Церкви, а православные предостерегаются: «да не погибнет кто-либо из священной ограды Соборной Православной Церкви», исказив, очевидно, православное учение подобно римокатоликам или последовав их заблуждениям. Еретические заблуждения последних названы здесь «душепагубными», а еретики, исповедующие и совращающие других в своё нечестие, названы, по слову Писания, волками, «глаголющими развращения и отторгающими христиан от Церкви вслед своей погибели». Далее, в параграфах 20 и 22, можно отметить те же самые положения.

§ 20. Вера наша, братие, получила начало не от человек и не чрез человека, но чрез откровение Иисуса Христа, которое проповедовали божественные апостолы, утвердили святые Вселенские Соборы, предали по преемству великие мудрые учители вселенной и запечатлели своею кровию святые мученики! Будем же держаться исповедания, которое мы приняли чистым от толиких мужей, отвергая всякую новизну, как внушение диавола: принимающий новое (учение) признаёт как бы несовершенною преподанную ему православную веру. Но она, будучи уже вполне раскрыта и запечатлена, не допускает ни убавления, ни прибавления, ни другого какого-либо изменения, и дерзающий или сделать, или советовать, или замышлять сие, уже отвергся веры Христовой, уже подвергся добровольно вечной анафеме за хулу на Духа Святого, как будто Он (Дух Святый) глаголал несовершенно в Писаниях и на Вселенских Соборах. Сию страшную анафему, братия и возлюбленные чада во Христе, не мы изрекаем ныне, но изрёк прежде всех Спаситель наш: иже речет на Духа Святого, не отпустится ему, ни в сей век, ни в будущий (Мф. 12, 32); изрек Божественный Павел: чуждуся, яко тако скоро прелагаетеся от звавшего вы благодатию Христовою во ино благовествование, еже несть ино: точию нецыи суть смущающии вы и хотящии превратити благовествование Христово. Но и аще мы, или ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет (Гал. 1, 6). Тоже изрекли и семь Вселенских Соборов и целый лик Богоносных Отцов. Итак, все замышляющие новизну – ересь или раскол – добровольно облеклись, по словам псалмопевца, в клятву (Прим.: т. е. в проклятие), яко в ризу (Пс. 108, 18), хотя бы то были папы, или патриархи, или клирики, или миряне: пусть даже будет это ангел с неба, и он анафема да будет, аще благовестит вам паче, еже приясте. Так рассуждали отцы наши, внимая душеспасительным словам Павла, и пребыли твёрдыми и непреклонными в вере, по преемству им преданной, сохранили её неизменною и чистою среди стольких ересей и предали её нам всецелою и неповрежденною, как истекла она из уст первых служителей Слова. Так рассуждая, и мы предадим её в грядущие поколения совершенно такою же, какою сами приняли, без всякого изменения, дабы и они, подобно нам, непостыдно и без упрёка могли говорить о вере своих предков.

Комментарий: Абсолютно все упорно исповедующие ереси, согласно Окружному Посланию, подпадают «под вечную анафему», если только не покаются в своих еретических заблуждениях и не присоединятся к истинной Церкви Христовой – Православной. Также констатируется, что учение Вселенских Соборов и Священного Писания – это безошибочное учение Святого Духа, и исказить это учение – значит «добровольно подвергнуться вечной анафеме», за хулу на Святого Духа6, которая не прощается ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12, 32). Следовательно, нераскаянные еретики7 или раскольники (хулящие истинную Христову Церковь, от которой они отделились) подпадают под анафемы Церкви и не могут обрести спасение. Именно так Церковь всегда понимала «большое отлучение» (παντελής άφορισμός, excommunicatio omnimoda sive major) или анафему ( ανάθεμα)8.

Для наглядности приведем ещё довольно пространную, местами сокращённую выдержку священноисповедника Никодима (Милаша) об этом:

«Чаще всего употреблялось это слово в Новом Завете в смысле осуждения, отлучения от общества, вечной гибели: (1 Кор. 16,22); (1 Кор. 5,5); (Рим. 9,3); (Гал. 1,8), – во всех упомянутых местах употреблено слово άνάθεμα. <…> Анафема, в смысле упомянутых мест апостола Павла, имеет два значения: во-первых – окончательное удаление (exsecratio, separatio, abalienatio), во-вторых вечную гибель (aeternum exitium). Вальсамон в толковании 3 Правила Константинопольского Собора 879 года говорит: «анафема есть удаление от Бога»9. Точно также говорит и Феофилакт: «анафема есть удаление, отлучение»10. <…> Вальсамон в предисловии к Гангрскому Собору говорит: «Что такое анафема, как не то, что таковой должен быть предан диаволу, что таковому нет больше никакого спасения и что он совсем чужд Христу». Святитель Афанасий Великий следующим образом толкует упомянутые слова апостола: «Отлучите его от Церкви и от верных, и пусть будет удалён от народа каждый неверующий»11. 29 Правило Лаодикийского Собора, упоминая о придерживающихся иудейских обычаев, говорит: «пусть будут анафема от Христа»12. Эти слова Зонара объясняет следующим образом: «пусть будут отделены и отлучены от Христа»13. В толковании упомянутого Правила Константинопольского Собора Вальсамон говорит: «пусть будет таковой анафема; пусть будет отлучён от Бога и пусть предастся диаволу, как анафема». Отсюда и возникла форма выражения как в греческом и латинском, так и в нашем языке: «предать анафеме».

Кроме отлучения, удаления, отторжения, анафема ещё означает вечную гибель. Так апостол Павел заявляет, что он сам желал бы быть анафема за братьев своих, родных ему по плоти (Рим. 9,3). Златоуст толкует это послание апостола Павла в смысле вечной гибели и пишет: «Потому-то и терзаюсь, говорит апостол, и если бы можно было быть исключённым из лика Христова, а отчуждённым не от любви Христовой (да не будет этого, потому что он и делал это из любви ко Христу), но от блаженства и славы, я согласился бы на это, под тем условием, чтобы мой Владыка не подвергался хуле... я с удовольствием лишился бы царства и неизреченной той славы и потерпел бы все бедствия14». В других своих сочинениях Златоуст объясняет, что в упомянутом апостолом месте слово анафема употреблено в смысле вечной гибели. В книге или словах о священстве Златоуст говорит об апостоле Павле: «после таких подвигов, после бесчисленных венцов, он желал бы низойти в геенну и быть преданным вечному мучению, лишь бы только... спаслись и обратились ко Христу иудеи»15. После этого нам ясно теперь, что такое анафема. В правилах нам придётся встречаться с этим словом, и мы всегда будем под ним разуметь окончательное отлучение от Церкви, последствием которого является вечная гибель16.

§ 22. Неоскудевающий благами Господь Бог наш, стяжавший нас собственною кровию, ничего не требует от нас, как только приверженности нашей от всей души и от всего сердца к безукоризненной святой вере отцов наших, преданности и любви к Православной Церкви, возродившей нас не новоизмышленным окроплением, но божественною банею апостольского крещения, питающей нас, по вечному завету Спасителя нашего, собственным честным Телом Его; щедро, как истинная Мать, напояющая нас честною Кровию Его, пролитою нашего ради спасения и всего мира. <…> Будем питать в себе сие чувство – клирики и миряне, в особенности тогда, когда духовный враг нашего спасения, представляя обольстительные удобства, употребляет все средства и ходит всюду, по словам блаженного Петра, иский, кого поглотити, и когда на том пути, по которому мы проходим мирно и незлобиво, расставляет свои коварные сети.

Комментарий. Собор призывает нас быть твёрдыми в исповедании православной веры, предостерегая от «духовного врага нашего спасения», «ищущего, кого поглотить», например, через еретические учения римокатоликов.


Окружное Патриаршее и Синодальное послание по поводу энциклики Папы Льва XIII о соединении Церквей (1894)

Предыдущему Окружному Посланию 1848 года вторит подобное ему послание Константинопольской Церкви 1894 года17, отправленное в ответ на энциклику уже другого РимскогоПапы, где тот в экуменическом духе предлагал всем православным воссоединиться с римокатоликами, оставив вероучение в обоих Церквах нетронутым, но лишь признав примат над всеми Церквами и патриархами самого Папы, «чтобы только признали его верховным архиереем и высшим духовным и мирским главою всей рассеянной по земле Церкви и единым наместником Христовым на земле и раздаятелем всякой благодати18». Таким образом, римокатолики в очередной пытались склонить к унии19 православных.

Константинопольский Синод отправил ответное послание на энциклику Папы Льва XIII в том же духе исповедничества, что и Окружное послание 1848 года, одобренное всеми или почти всеми Поместными Церквами, иногда, видимо, заимствуя оттуда части текста параграфов. Это Послание одной Поместной Православной Церкви мы рассмотрим более сжато, чем предыдущее, поскольку основные мысли там дублируются, а предыдущее Послание имеет гораздо больший авторитет в Церкви.


***

1. Глубоко печалится и великою скорбью объемлется всякая благочестивая и искренно ревнующая о славе Божией православная душа, когда видит, что ненавистник добра и человекоубийца искони, движимый завистью к спасению человека, не престает всякий раз сеять на ниве Господней различные плевелы, чтобы заглушить пшеницу. Отсюда-то изначала и выросли в Церкви Господней еретические плевелы, которые многообразно вредили и вредят спасению о Христе человеческого рода и которые, как худые семена и сгнившие члены, справедливо отсекаются от здорового тела Православной Кафолической Христовой Церкви.В последние же времена лукавый (враг)отторгнул от Православной Церкви Христовой и целые народы Запада, внушив епископам Римским помыслы чрезмерной гордости, произведшей разные незаконные и противоевангельские нововведения. И не только так, но и всяким способом действуют римские папы в истории, прямо и без разбора гоняясь за единениями по собственной фантазии, чтобы втянуть в свои ложные сети Восточную Кафолическую Церковь, неизменно сохраняющую преданную от отцов православную веру.

Комментарий: Констатируется отпадение от Церкви Христовой «целых народов Запада» – римокатоликов (то же и в пункте 23). Здесь же, в первом пункте Послания, имплицитно исповедуется невозможность спасения вне истинной православной веры, когда отпавшие еретические плевелы именуются «сгнившими членами».

В конце пункта 23, документ предостерегает, что не всякое единение есть благо, но лишь основанное на истинном следовании Преданию святого православия: «Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?» (2 Кор 6,14-15). Если же «единство» и «любовь» пытаются быть достигнуты путем размывания догматического учения Церкви и неоправданным нарушением важных священных канонов, то это будет лишь очередное отступничество от веры и Христа, которое принесёт погибель не только самим предателям православия, но и тем, кто за ними последует, как это утверждают древние православные Соборы и Священное Писание: «оставьте их: они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». (Мф. 15,14).

24. Христолюбивые народы славных стран Запада! С одной стороны, мы радуемся, взирая на вас, что вы имеете ревность о Христе, руководясь здравым учением, что без веры во Христа невозможно угодити Богу (Евр. 11,6), а с другой каждому благомыслящему ясно, что спасительная вера во Христа всячески должна быть правая во всём и согласная со Священным Писанием и апостольскими преданиями, на которых утверждается учение божественных отцов и семи святых и богособранных Вселенских соборов. Кроме того, известно, что Кафолическая Церковь Божия, хранящая в своих недрах единую, неподдельную и чистую спасительную веру как божественный залог в том виде, как издревле она предана была и богоносными отцами по вдохновению Святого Духа, раскрыта и начертана в первые девять веков, – сама есть едина и одна и та же навсегда, не множественная и не изменяющаяся под влиянием текущего времени. Ибо евангельские истины никогда не допускают изменения или совершенствования подобно различным философским системам, так как Иисус Христос вчера и днесь, тойже и во веки (Евр. 13,8). <…> Но, как сказано, Западная Церковь с X века и далее ввела у себя под влиянием папизма различные чуждые и еретические учения и новшества и, таким образом, отделилась и удалилась от истинной и Православной Христовой Церкви. А как велика нужда в обращении и возвращении вашем к древнему и чистому учению Церкви, чтобы достигнуть совершающегося во Христе спасения, <…> и возвратитесь в недра единой, святой, Кафолической и Апостольской Церкви Божией, которая состоит из совокупности отдельных богонасажденных на православной вселенной, по образу хорошо произрастающего винограда, и неразрывно – в единстве единой и в союзе мира и в духе – соединенных друг с другом Святых Божиих Церквей, чтобы и вы достигли вожделенного о Христе спасения.

Комментарий: Единственная спасительная вера во Христа находится только в Православной Церкви, основанной на неискажённом Священном Предании. Чтобы Западной Церкви «достигнуть совершающегося во Христе спасения» им необходимо отвергнуть все еретические учения и «вернуться к древнему и чистому учению Православной Церкви». На наш взгляд, здесь довольно явно и прозрачно утверждается невозможность спасения без исповедания православной веры.


Заключение по первым трем частям

Итак, по нашему убеждению, соборные документы Православной Церкви XVII-XIX веков действительно свидетельствуют о невозможности спасения для еретиков и раскольников. Это учение иногда было выражено в них вполне определённо или легко логически вытекало из общего контекста и ряда текстов. Напомним некоторые яркие места, на которые мы обращали особое внимание:


  1. «Чтобы быть спасённым, необходимо быть частью Его тела, то есть членом Кафолической Церкви. … получающие вечное спасение, получают его только в Кафолической Церкви». (Пространный Катехизис. Часть 1. О Вере. Вопрос-ответ 270)

  2. «Что должен иметь православный Христианин, чтобы наследовать жизнь вечную?Ответ. Правую веру и добрые дела». (Православное Исповедание. Часть 1. О вере. Вопрос-ответ 1)

  3. «Никто не может спастись без правильнейшего понятия о Боге и предметах Божественных. Без такой веры – невозможно угодить Богу». (Исповедание Иерусалимского Собора 1672 года. Член 9)

  4. «Движимые любовию отеческою и братскою оплакивали гибель такого множества христиан [т.е. римокатоликов], за нихже Христос умре...»; «да не погибнет кто-либо из священной ограды соборной Православной Церкви»; Но она [т. е. вера], будучи уже вполне раскрыта и запечатлена, не допускает ни убавления, ни прибавления, ни другого какого-либо изменения, и дерзающей или сделать, или советовать, или замышлять сие, уже отвергся веры Христовой, уже подвергся добровольно вечной анафеме за хулу на Духа Святого». (Окружное Послание 1848 года.§ 7, 18, 20)

  5. «Западная церковь с X века и далее ввела у себя, под влиянием папизма, различные чуждые и еретические учения и новшества и таким образом отделилась и удалилась от истинной и Православной Христовой Церкви... как велика нужда в обращении и возвращении вашем к древнему и чистому учению Церкви,чтобы достигнуть совершающегося во Христе спасения(Пункт 24)


Документы, однозначно имеющие рецепцию всей Церкви (Православное Исповедание и Исповедание Иерусалимского Собора 1672 года), исповедуют это учение скорее только имплицитно, но тем не менее довольно прозрачно и ясно. Пространный Катехизис Русской Церкви исповедует его прямо – эксплицитно. Окружное Послание 1848 года и Синодальное Послание Константинопольской Церкви 1894 года – скорее эксплицитно.

Всевозможные доводы о том, что в приведённых документах этого учения в действительности не содержится, а речь идёт о чём-то похожем по смыслу, но всё же ином, нам кажутся крайне слабыми и неубедительными. Таким образом, мы приходим к аргументированному выводу – формулу «вне Православной Церкви нет спасения» следует признать положительным учением нашей Церкви.

Вполне вероятно, что можно найти и другие подобные этим авторитетные соборные документы и катехизисы у отдельных Поместных Православных Церквей, но чтобы сделать определенные выводы, вполне достаточно и приведённых нами.


***

В следующей части статьи/статей мы таким же образом попробуем рассмотреть более древние авторитетные соборные решения и каноны, а также несколько современных документов Православной Церкви, на предмет эксплицитного или имплицитного содержания учения Церкви о невозможности спасения для еретических и раскольнических сообществ.


Список литературы



  1. Горский А. В., прот. О соборе Иерусалимском 1872 года // Прибавления к Творениям св. Отцов 1871. Ч. 24. Кн. 3. С. 568-620 (1-я пагин.).

  2. ДОСИФЕЙ II НОТАРА

  3. Догматические послания православных иерархов XVII-XIX веков о православной вере : Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной / пер. с греч. яз. – Москва. : Синодальная Типография. – 1900. – 270 с. / Окружное послание Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви ко всем православным христианам (1848 г.). 198-244 с.

  4. Догматические послания православных иерархов XVII-XIX веков о православной вере : Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной / пер. с греч. яз. – Москва. : Синодальная Типография. – 1900. – 270 с. / Окружное Патриаршее и Синодальное послание Константинопольской Церкви по поводу энциклики Льва XIII о соединении Церквей от 20 июня 1894 года. 245-270 с.

  5. Изложение православной веры Восточной Церкви, принятое Иерусалимским собором 1672 года. (Перевод С. Федорова и П. Пашкова по изданию Sacrorum Conciliorum Nova Amplissima Collectio. XXXIV, 1724-1772). – Москва, 2018. - 29 с. (На правах рукописи).

  6. «Исповедание православной веры Восточной Церкви»: история, значение, содержание.

  7. Книги символические вообще и в Русской Православной Церкви в частности / профессор Павел Петрович Пономарёв.

  8. Пространный христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви / свт. Филарет, митр. Московский и Коломенский. - Москва : Сибирская благозвонница, 2013. - 158 с.

  9. Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной : с приложением / Петр (Могила), митрополит Киевский. - Москва : Синод. тип., 1900. - VIII, 162, [2] с.

  10. Православное церковное право : Сост. по общим церковно-юрид. источникам и частным законам, действующим в автокефальных церквах / Пер. с серб. [и предисл.] Мил. Г. Петровича ; Никодим, еп. Далматинский, д-р богословия. - Санкт-Петербург : Тип. В.В. Комарова, 1897. - XX, 708 с.

  11. Правила православной церкви с толкованиями Никодима епископа Далматинско-Истрийского : Пер. с серб. - [Репр. изд.]. - Москва : Изд. «Отчий дом», 2001-. / Т. 1. - 2001. - XXXI, 650, II с.

  12. Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной (перевод и комментарии С. Федорова) / святитель Петр (Могила), митрополит Киевский.

  13. «Православное исповедание»: история создания, значение, содержание.

  14. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. Том 3: 1723-1875.

  15. Символические книги в Православии: контекст, причины появления и значение.



1 Окружное послание ко всем Православным христианам (1848)


2 Доктор богословия, доцент МДА, член Учёного совета ПСТГУ, преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии. Активно участвует в работе по созданию Богословской энциклопедии.


3 Филарет Московский, свт. Мнения, отзывы и письма по разным вопросам. URL: https://zloi-prepod.livejournal.com/6283.html


4 (лат. Filioque – «и от Сына») – произвольная вставка в Символ веры в Римско-католической церкви. Богословский термин, выражающий ложное положение РКЦ о том, что Святой Дух в Своём вечном сущностном бытии исходит не только от Отца, но и от Сына.


5 Орфография и пунктуация сохранена в соответствии с источником. Также и в других документах.


6 Следует отличать незнающих учения Православной Церкви православных христиан, также и заблуждающихся по неведению или неверному пониманию вероучения от тех христиан и иноверцев, кто по осознанному выбору своего разума и воли не принимает или искажает догматическое учение Церкви и при этом не поддаётся неоднократному вразумлению со стороны Самого Бога, опытных пастырей или вообще сведущих в истинном учении Церкви. Заблуждение или незнание по нерадению хоть и являются опасными грехами (так как в итоге могут привести к более сознательному исповеданию ересей и вечной погибели), однако такой православный христианин не становится еретиком автоматически, если он, несмотря на еретические заблуждения, желает быть верным православному вероучению и поэтому может легко исправиться, когда ему покажут положительное учение Церкви в лице Соборов, авторитетных вероучительных документов или согласия святых отцов.


7 Святые согласно именовали ереси богохульством или хулой на Святого Духа: свт. Ириней Лионский †202 (Против ересей, кн. 3, гл. 4); свщнмч. Киприан Карфагенский †258 (Epist. 73–60 ad Iubajanum. С. 4, 5. Р. 781, 782. Ч. 1. С. 334–335.); свт. Александр Александрийский † 326 г. (Послание к Александру, епископу константинопольскому (о арианах); Ефрем Сирин, преп. †373 (Творения. Вопросы и ответы); Кирилл Иерусалимский, свт. †386 (Поучения огласительные и тайноводческие. Поуч. 6-е); Иоанн Златоуст, свт. †409 (Т. 1; Книга о девстве. п. 6.); Фотий Константинопольский, свт. †896 (Окружное послание Фотия, Патриарха Константинопольского, к Восточным Архиерейским Престолам); Игнатий Брянчанинов, свт. †1867 (Сочинения. Т. 4. Аскетическая проповедь. Понятие о ереси и расколе. А также письма к мирянам), Феофан Затворник, свт. †1894 (Начертание христианского нравоучения. Часть вторая. Истинно христианская жизнь в действии.) и др.


8 «Анафема есть одно из духовных наказаний, самое последнее и потому самое тяжкое. Произнести анафему на кого-либо – значит отлучить его совершенно от общества верующих, лишить всех преимуществ христианина, объявить человеком богопротивным, осужденным, если не раскается, на погибель, достойным того, чтобы все избегали его, как язвы. В сем разуме употребляет слово анафема апостол Павел,когда говорит: “кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема” (Гал. 1,9), то есть смотрите на него, как на врага Божия. Такое же значение слова анафема находится у Иустина мученика (Ответ 21 к православным), святителя Златоуста (Беседа 16, на Послание к Римлянам), блаженного Феодорита (в толковании на 1 Кор. 16,22), Феофилакта и других отцов Церкви. Таким образом, анафема есть, как мы сказали, самое страшное действие церковной власти: это в некотором смысле – казнь духовная, ибо подвергшийся проклятию мертв для Церкви. Но казнь сия отнюдь не то, что казнь телесная. После казни телесной не воскресают для здешней жизни, а после сей казни духовной всегда можно воскреснуть для жизни духовной через истинное покаяние.» (Иннокентий Херсонский, свт. Слово первое в Неделю Православия)

В своих толкованиях на апостола Павла (к Галатам) святитель Феофан Затворник пишет: «смысл анафемы тот, что подвергшийся ей извергается из Церкви и, становясь вне ее, не только лишается благодати её, но и подвергается всем безблагодатиям, кои вне её. Он – Божий отверженник, подгневный Ему». Также и святитель Игнатий (Брянчанинов) учит, что подпавший под анафему лишается спасения (См. Игнатий (Брянчанинов), свт. Практическая энциклопедия – пункт «Анафема»).


9 Аф. Синт., II. 712.


10 Theophylaсt. ad Rom. IX, 3. Τί έστι τό άνάθεμα μάθε πρώτον΄ χωρισμоς, άλλοτρίωσις


11 Athanas., De parabolis Scripturae, quest. CIII [Migne, s. g., t. 28, col. 760]


12 ἘστωσανάνάθεμαπαράΧριστψ (Аф. Синт., III, 196)


13 Аф. Синт., III, 196.


14Chrysostom., Hom. XVI in ep. ad Romanos [Migne, s. g., t. 60, cob 551; cp. рус. пер., т. 9, стр. 692].


15 Chrysostom., De sacerdotio lib. IV, c. 6 [Migne, s. g., t. 48, col. 669; cp. рус. пер. т. Ι, стр. 449].


16 Никодим (Милаш), свщисп. Правило 1 2-го Вселенского Собора, Константинопольского, Правила Святых Апостолов и Вселенских соборов с толкованиями.



17 Греческий текст этого окружного послания напечатан в официальном органе Константинопольской Патриархии «Ἐκκλησιαστικὴ Ἀλήϑεια» 1895 σεπτ.


18 Окружное Патриаршее и Синодальное послание Константинопольской Церкви по поводу энциклики Льва XIII о соединении Церквей от 20 июня 1894 года. См. пункты 2 и 4.


19 «Церковная уния – объединение двух или более христианских конфессий. Обычно имеется в виду акт объединения Восточной (православной или антихалкидонских церквей) и Западной (Римско-католической) Церквей, на условиях признания Восточною церковью католической экклезиологии и догматики (включая папский примат), но при сохранении ею восточного литургического обряда, богослужебного языка, отсутствия обета безбрачия для белого духовенства и др. Церкви, образовавшиеся в результате унии, именуются униатскими. Восточно-католические церкви византийского обряда называются греко-католическими. Объединение нескольких протестантских конфессий в одну также может называться унией, напр. Прусская уния». (Церковная уния)



Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 438415

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+21°
сегодня в 22:13
Ветер
0.0 м/с, ВЮВ
Осадки
0.0 мм
Давление
759.3 мм рт. ст.
Влажность
72%