Для меня действительно посещение Валаамской обители — это всегда особое событие в жизни, потому что с этой обителью очень многое связано. Я неоднократно об этом говорил, но и сейчас еще раз скажу. Особое, потому что помню обитель, из которой пытались сделать место мерзости и запустения. И делали это не какие-то разбойники, не какие-то лихие люди, а делало это государство, и делало сознательно. На месте святости и духовных подвигов, как бы в насмешку над этими подвигами, создавалось нечто абсолютно противоположное тому, что на протяжении столетий связывалось со святостью. Поэтому и в памяти моей очень ярко сохранилось и всякий раз отображается мое первое посещение сей святой обители вместе с приснопамятным владыкой митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом.
Но вот что удивительно. Хорошо помню свои чувства и, уверен, те же чувства были у митрополита: мы, видя мерзость и запустение, не испытывали никакой скорби. Не не ахали — мол, что окаянные безбожники сделали с этим местом; потому что у нас была полная уверенность в возрождении Валаама. Конечно, с точки зрения внешнего наблюдателя для такой уверенности в то время не было никаких оснований. К 1980 году безбожный и безумный правитель хотел построить коммунизм и показать по телевизору, как он говорил со свойственной ему грубостью, последнего попа. Это была та же эпоха. И здесь — еще раз хочу подчеркнуть — было все что угодно, кроме самого главного. Здесь не было молитвы, не было проявлений духовной жизни, ради чего и были воздвигнуты все эти величественные стены.
Но уныния у нас действительно не было! А была твердая уверенность в том, что Бог сильнее всяких правителей, как бы они себя ни называли — президентами, генеральными секретарями или еще как-то. Бог сильнее любой человеческой силы. И, применяя эту силу к какому-то историческому обстоятельству или месту, Господь способен из камней сих соделать детей Аврааму (см. Мф. 3:9). То есть из людей с окамененными сердцами сделать святых. Есть только одно условие — чтобы сами люди этого желали. А народ наш этого желал и верил, что наступят времена, когда возродятся монастыри и храмы Божии. Верил и в то, что на этом месте — поруганном, оскверненном — снова будут совершаться богослужения и снова появятся те, кто через монашеские обеты посвящают свою жизнь Богу. Поэтому, приезжая на Валаам, помните: вы приезжаете в место явления Божией силы и Божиего чуда, которое возродило из пепла обитель, явило из поругания святое место, ставшее, после полного забвения, источником радости, вдохновения, молитвы для множества людей, которые с верой и любовью ко Господу сюда притекают.
Пример сего святого места должен укреплять нашу веру, но не только. Укреплять также сознание нашей ответственности пред Богом. Если Господь такой сильный, что из камней сих может соделать детей Аврааму, то ведь как Он и нам может помочь! Ни один начальник так помочь не может. Господь может изменить нашу жизнь, когда она идет не в ту сторону, когда сплошной чередой — разочарования и скорби, когда мечты не сбываются, когда нет никакого пространства для духовного развития и обретения некоей полноты бытия. Тогда и нужно вспоминать события потрясающей исторической важности, такие как возрождение нашей Святой Церкви и, конечно, возрождение обителей, одной из которых является Валаамский монастырь. Это примеры присутствия Бога в нашей жизни, а значит, как же мы должны жить, если Господь так к нам близок? Ведь это не фантазия, не сказки — Он рядом. А не было бы Господа Бога — разве бы мы с вами здесь находились? Да никогда в жизни! Кто бы мог возродить это место, этот святой храм, эту святую обитель человеческими силами? Не было в то время таких сил, да и сейчас нет, чтобы из пепла, из праха возродить очаги духовной жизни нашего народа. Поэтому, приезжая на Валаам, всматриваясь во всю эту красоту, молясь в этом величественном храме, посещая скиты, нужно всегда помнить, что Валаам — это живой памятник Божественного присутствия в нашем народе, в истории, в настоящем, а значит, и в будущем.
Но для того чтобы и будущее связывалось с присутствием Божиим, мы должны не только вспоминать прошлое, но и думать о будущем. В первую очередь, мы должны воспитывать детей своих, ничего не боясь. Ни самих детишек, когда они буянят и не хотят в церковь идти, ни каких-то учителей или воспитателей — никого не надо бояться. Нужно воспитывать детей в вере. Это долг родителей — в первую очередь матерей, но также и отцов. Вот это нужно очень ясно понять. Потому что Господь на Страшном суде спросит не только о наших личных грехах, но также и о чадах, о детях и внуках, за которых мы несем ответственность пред Богом. Поэтому мое Патриаршее благословение и пожелание, чтобы особое внимание каждый и каждая, у кого есть дети и внуки, обращали внимание на их духовное воспитание. А если проявляются какие-то симптомы духовного неблагополучия, надо бить тревогу! Своих сил не хватает — обратиться к кому-то опытному из учителей или священников, кто мог бы помочь вам исправить траекторию жизненного движения вашего чада, чтобы не произошло самое страшное — отрыв ребенка от Бога, от благодати, воспитание его в невежестве и безбожии. Вот это задача и родителей, и Церкви нашей, в отношении которой у меня с первого дня моего Патриаршего служения было особое обращение, особый призыв: иметь в виду, что воспитание детей и молодежи — это не десятый и не пятнадцатый пункт нашей повестки дня, а самый первый, от которого зависит будущее нашей Церкви и нашего народа.
Хотел бы сердечно поблагодарить владыку наместника, всю братию за те труды, мои дорогие, которые вы осуществляете. Обитель хорошеет от года к году, и не просто украшается внешне, но и духовно возрастает, и количество паломников, как и все, что сопровождает духовное развитие любого монастыря, об этом свидетельствует. Так что дай Бог, чтобы и далее Валаам оставался действительно очень важным центром духовной жизни всего нашего народа. А для того чтобы было так, прошу в первую очередь братию, да и всех вас, мои дорогие братья и сестры, молиться об Отечестве нашем, о народе нашем, о людях наших и со своей стороны делать все для того, чтобы не пресекалась вера православная в жизни русских людей.
Молитвами святых подвижников Валаамских да хранит Господь Отечество наше от врагов внешних и внутренних, от всякого врага и супостата, да укрепляет веру людей наших, да вразумляет правителей, да вдохновляет священников, да дает мужество и силы тем, кто обороняет Отечество с оружием в руках, дабы жизнь наша была мирная, духовно сильная, наполненная верой православной как источником всякой другой силы для нашего народа. Аминь.
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 472844