О святом равноапостольном князе Владимире, характере пастырства и власти, а также о связи богопознания и жизни Церкви.
28.07.2024Трудами братии монастыря 738
Во имя Отца и Сына и Святого Духа !
Каждый год 28 июля по новому стилю мы молитвенно вспоминаем имя равноапостольного великого князя Владимира, который крестил Русь, совершил исторический перелом в судьбах множества людей. Это тот человек – князь и правитель, который в своей личности сочетал и государственную власть, и ответственность, и горячую веру, и даже некое пастырское отношение к людям. И не случайно в день памяти равноапостольного князя Владимира читается Евангелие от Иоанна Богослова, где говорится о пастырстве: «Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих и Мои знаю Меня» (Ин.10:11).
Образ пастыря – это образ власти. Именно так понимался этот образ и в Ветхом завете, и в Новом завете. И когда говорит Господь, что Он есть Пастырь добрый, Он тоже говорит о Своей власти. Но почему такое удивительное странное обоснование этой власти: «… и знаю Моих, и Мои знают Меня».
В человеческом обществе светская власть основывается либо на уважении, либо на страхе и принуждении, либо на выгоде. Именно все эти компоненты участвуют в том числе и тогда, когда выстраивается некая стратегия обретения власти тем или иным человеком.
Что же за обоснование Христовой власти? «и знаю Моих, и Мои знают Меня» (Ин.10:11).
Во Христе Иисусе, по слову апостола Павла, вся полнота Божества явлена была нам телесно. Поэтому, когда мы обретаем Христа, когда мы познаем Его, мы познаем Бога. Значит власть Христа связана с Богопознанием. В этой власти участвует и человек и Бог. А что такое Богопознание? Человеку свойственно познавать окружающий его мир и он познает этот мир, основываясь на интеллекте и на чувствах, разумом и чувствами мы познаем окружающий нас мир. А как же Бог познается? Является ли разум решающим фактором в Богопознании? И опыт показывает, что нет. Конечно, разум присутствует, иногда при помощи разума открывается дверь на встречу к Богу, но Бога познать одним разумом невозможно. И никакой зависимости от образования и от силы разума в Богопознании не существует.
Познание Бога во Христе – это есть движение навстречу к Богу, живая и реальная встреча с Ним. И если человек проходит в жизни через эту встречу хотя бы один раз, если сердце человека прикасается к Богу во Христе, переживает Его, то это и есть познание Бога. Ибо для человека не безразлична эта встреча, как тогда на горе Хорив для Моисея особыми последствиями сопровождалась встреча с Богом в горящей купине, так для каждого из нас встреча с Богом всегда сопровождается определенными последствиями.
Мы переживаем присутствие Божие в нашей жизни особенно, когда мы совершаем Таинство Святой Евхаристии, и здесь радостное чувство, которое охватывает нас, слезы умиления, особый по силе и глубине опыт переживания встречи со Христом становится неотъемлемой частью нашей жизни. Христос – Глава Церкви. И Его власть над Церковью связана с Богопознанием, с познанием людьми Христа, и чем ближе мы приходим к Нему, тем ярче Он присутствует в нашей жизни, и не столько умом, сколько всеми фибрами души своей, всем сердцем своим, всей жизнью своей мы начинаем понимать, что Бог есть Любовь. И наша любовь ко Христу – это и есть Его власть, Его пастырская власть над всеми нами.
И как важно, чтобы единство последователей Господа, объединенных вокруг спасительной Чаши, сохранялось властью и силой Главы Церкви, то есть властью и силой любви. И никакие разумные и даже хитроумные рычаги правления, на которые светский мир часто уповает, чтобы поддержать институт власти, по-настоящему на глубине никогда не работают в Церкви, потому что здесь власть Христа, власть любви. И если происходит разделение Церкви, то это не потому, что кто-то прельстился на какие-то мысли греховные и неправильные, сколько мыслей греховных и неверных, сколько губительных примеров окружают нас в жизни. Если происходит разделение, то это значит, что утрачена любовь, единственная сила, способная соединять людей, утрачено пастырское попечение, которое идет от главы Церкви, от Господа и Спасителя нашего. Поэтому церковные разделения – это некоторый индикатор, как некоторый показатель не крепости церковной администрации, а духовного состояния людей, их способности реально встречаться со Христом и любовью к Нему и к друг другу. А значит и в единстве поддерживать Его пастырскую власть над Церковью.
Святой равноапостольный великий князь Владимир, не будучи рукоположенным пастырем, воспылал любовью ко Господу, и хотя историки пытаются объяснить Крещение Руси политическими и экономическими причинами, все это человеческие объяснения. Ничто не могло бы изменить внутреннюю жизнь язычника, переродить его, отрясти слепоту душевную, вкупе же и телесную, если бы он сам не пошел навстречу Христу и встретившись с Ним в купели херсонской, стал другим человеком – язычник изменился на святого благоверного великого и равноапостольного князя, пастыря своего народа, который крестил Русь, начертал новые духовные ценности на скрижалях народной жизни, определил на века развитие, духовное совершенствование и возрастание своего народа.
Вспоминая молитвенно святого равноапостольного князя Владимира, искренне, от всего сердца обратимся к нему с молитвой о сохранении в единстве духовном всего его наследия, о народах, которые являются преемниками того народа, который крестился в днепровской купели, о Церкви нашей – хранительнице Предания Святой Руси, равноапостольного великого князя Владимира. Будем молиться ему, чтобы он, стоявший у истоков духовного рождения нашего народа, и сегодня просил у Главы Церкви милости ко всем нам, чтобы Господь помог нам возрастать в любви, а значит и в единомыслии. Восстанавливать единство там, где оно разрушено, и сохранять там, где оно сохраняется, помня, что всякое разрушение единства Церкви есть свидетельство отхода от Христа, потеря связи с Ним, разрушение любви.
И да сохранит нас Господь молитвами святого равноапостольного и великого князя Владимира на стезях спасения. Аминь.
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
В Санкт-Петербурге от избытка сердец запели духовные чада архимандрита Мефодия. На Сцене Святодуховского зала Александро-Невской лавры они провели творческий вечер в память о своём духовном наставнике.
8 августа в Валаамском монастыре состоялся очередной творческий вечер. Последней выступила девочка Лиза с песней Сергея Трофимова - Родина. Песня очень понравилась оператору монастыря и мы сделали видео.
***
Вы можете подать записки и заказать поминовения в Валаамском монастыре на нашем сайте: /rites/
***
Скачивайте наше мобильное приложение «Валаам» в App Store и Google Play: