О тонкостях работы рассказала Лариса Александрова – реставратор, член секции реставрации Санкт-Петербургского Союза художников
Перед переходом для совершения богослужений в летний верхний храм в Спасо-Преображенском соборе Валаамского монастыря прошла реставрация: очищена вся позолота собора. В нижнем зимнем храме также почистили позолоту на раке хранящихся здесь под спудом святых мощей преподобных Сергия и Германа Валаамских и главном иконостасе монастыря. Главное условие реставрации – работать не торопясь, не нарушая технологии и соблюдая установленные правила.
О тонкостях работы рассказала Лариса Александрова – реставратор, член секции реставрации Санкт-Петербургского Союза художников:
«Важно все сохранить в прежней красоте и величии, так как надо беречь то, что Господь помог восстановить. Для мастера-позолотчика это очень важная работа – реставрация ценнейших памятников. Во многих случаях старая позолота стирается, тускнеет, покрывается копотью, пылью. Ее надо восстановить, вернуть первоначальное состояние, чтобы она своей красотой радовала прихожан храма.
Позолотчик должен в первую очередь тщательно очистить предмет от пыли, при этом ни спирт, ни растворители не применяются. Храм простоял десятилетия без ремонта и многие детали и даже иконы сохранились. Есть очень много деталей с сохранившимся родным левкасом, те, у которых матовое покрытие. Я считаю, что это удивительно. Если отдельные части в свое время были полированы (золото, бронза, поталь), то их необходимо «пролевкасить» несколько раз.
Возрождая Валаам
Затем приступаем к морданному золочению. Это не только прочное покрытие, но и очень хорошая защита. При масляном золочении на изделие очень тонким слоем наносится специальный лак-мордан, который делают по старинным рецептам. Определить качество мордана можно только опытным путем во время работы. На обработанный морданом лак накладывают листы сусального золота. Если перебрать с морданом, изделие приобретет не золотой, а тусклый вид, а если мордана окажется мало – золото не приклеится к поверхности, будет отслаиваться. Лак-мордан сохнет строго определенное время, одновременно с этим позолотчик аккуратно укладывает золотые пластины на поверхность, разравнивая их кусочком ваты или мягкой кисточкой.
Любые корректировки после нанесения сусального золота необходимо провести до момента высыхания лака-мордана, так как впоследствии золото приклеится намертво и любые действия с ним будут бесполезны. В конечном итоге изделие должно иметь вид цельного золота и стыки между листами золота не должны быть видны. Только такое изделие считается позолоченным правильно, а мастер, создавший шедевр – профессионалом. Правильно нанесенное золото может радовать глаз 50 лет.
Мы планируем установить в нижнем храме воздухоочистительные установки с фильтрами. Их сейчас устанавливают во многих храмах. Например, в Морском соборе в Кронштадте, где я тоже принимала участие в реставрации. Там стоит очень современное оборудование, благодаря которому пыль вообще не собирается, и необходимая температура сохраняется одинаковой. Если удастся установить такие фильтры в нижнем храме точно возле раки, то хору будет легче петь. И роспись собора, и иконы будут лучше сохраняться».
Валаамский монастырь нуждается в Вашей помощи для восстановления Зимней гостиницы после пожара