Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
С праздником Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, дорогие отцы, братия и сестры! День Успения Богородицы издревле почитался на Руси особым торжеством, многочисленные храмы и монашеские обители посвящались Успению Богоматери: Киевская, Почаевская, Псковская, Святогорская Успенские Лавры. Часто этот праздник именуется осенней русской Пасхой. В чем же Святая Церковь прозревает в печальном событии Успения Богородицы радостный, торжественный и красивый праздник, с которым мы теперь поздравляем друг друга? Не удивительно ли это, что мы поздравляем друг друга с праздником, в печальный день конца земной жизни?
Да, день смерти — скорбный день разлуки, день расставания с живым человеком. Нарушение целостности человека мы именуем смертью: душа, с ее самосознанием, и тело разделяются, и каждая часть целого человека идет дальше уготованным ей путем. Тело предавалось земле — «яко земля еси, и в землю отыдеши» (Быт 3:19). Душа же после грехопадения отходила во ад — в место и состояние отлучения от Бога. Так было до Христа. Скорбное существование, горькое, страхом и разлукой исполненное, но неизбежная смерть властвовала над людьми до победы Господа Иисуса Христа над ней. Ныне она побеждена, преодолена в самой природе человеческой, Господом нашим Иисусом Христом, Который есть сама Жизнь, Истина и новый Путь жизни людей. Отныне неизбежная и безнадежная смерть становится временным сном, пред рассветом всеобщего воскресения. Впервые Сам Господь называет смерть — сном, говоря о Лазаре: «друг наш Лазарь уснул» и ученики Его не понимают Его нового языка, тогда Господь переводит им это новое именование смерти. Святой праведный Иоанн Кронштадтский в своей проповеди пишет: «Весь ужас смерти исчез; она сделалась как бы мирным сном, после которого настанет радостное утро всеобщего воскресения». По православному преданию Божия Матерь тихо и мирно предала душу свою в руки Сына Своего. Она изображается на иконах в виде младенца в пеленах на руках Спасителя. И в третий день Она воскрешается Богом в новой плоти. Вот почему, мы радуемся ее успению — потому что смерть для Нее, и уже теперь для нас, стала дверью в новую радостную, блаженную жизнь. Смерти больше нет, есть — успение, об этом говорит Господь Марфе, сестре усопшего Лазаря: «...Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. …» (Ин 11:25-26).
Да, для нас, братия и сестры, сегодня праздник и действительно радостный день. Матерь Божия и наша Матерь не покинула нас, но остается с нами. «Радуйтесь! Я с вами — во все дни», сказала она собравшимся своим дорогим чадам, Апостолам Христовым, и всем бывшим с ними, явившись им на вечерней трапезе после погребения. Они, обрадовавшись, подняли часть хлеба, всегда поставляемой на трапезе в память, и воскликнули «Пресвятая Богородице, помогай нам». Тот обычай сохранился и до ныне. И теперь почти в каждом монастыре совершается этот чин возношения панагии, возношении части хлеба в честь Матери Божией.
Матерь Божия непрестанно молит о нас Сына Своего и Бога о каждом из нас, о каждом человеке — да не погибнет душа, сотворенная Богом. А наипаче, Она молит за нас, православных христиан, просящих Ея помощи и покрова. Вспомним, как на свадьбе в Кане Галилейской, когда закончилось вино, Она, единственная из всех, участливо отнеслась к горю хозяев, попавших в беду. Эта неприятность с вином, возможно, расстроила бы всю свадьбу и опозорила бы хозяев. Переживая за них, и не видя никакой возможности спасти положение, говорит с тайной надеждой и просьбой Сыну своему: «Вина не имеют». Это была просьба спасти ситуацию, просьба не просто к человеку, своему сыну, но и Сыну Божиему, чудесно в ней воплощенному. Господь, понимая просьбу, указывает Ей, что не пришло еще время явить Свою божественную природу — Его пригласили вместе с Матерью и братьями как обычного человека, возможно просто как родственника. Но Она знала, что просьба матери не будет проигнорирована Сыном и отдает распоряжения служащим. И Господь, действительно, совершает свое первое всенародное чудо только по просьбе Своей Матери. Не просили его веселящиеся люди, а многие так и не узнали о совершившемся чуде. Единственно просьба сердобольной Матери понудила Его, безо всяких условий, явить людям силу Божию. Казалось бы, такая мелочь — недостаток вина, стоит ли это Божественного вмешательства, чуда? Но то было желание Его Матери! Невозможно Сказавшему: «Чти отца своего и матерь», не почтить просьбы Своей Матери, пусть она была и преждевременной.
Видите, братия и сестры, как сердобольна Пресвятая Богородица, как небезразлична Она к чужой скорби, как Она сама, безо всяких просьб, узнав о чужом горе, не осталась равнодушна к нему, а переживая за людей, понуждает Бога вступиться! Не постеснялась Она просить Божьего вмешательства. Ужели позаботившаяся о такой малой скорби, не станет Она печаловаться и о нас — христианах, которых Сам Господь и Сын Ее, при Кресте, через возлюбленного ученика Своего Иоанна Богослова усыновил Ей? «Се сын Твой» сказал Ей тогда Господь — и вместе с апостолом все мы, любящие Христа, стали детьми Ее. «Се Мати твоя», сказал Он ученику Своему — и Она стала Матерью для него, и для нас, творящих заповеди Христа — Учителя нашего. Возрадуемся, братия и сестры, имея такую Ходатаицу обо всех наших, пусть и малейших нуждах! Не ушла от нас Матерь Божия, с нами она всегда, только на миг уснула, и теперь всегда молится о нас в Царстве Сына Своего. Молится, чтобы сподобиться нам христианской, благочестивой жизни, и о такой же благочестивой, безболезненной, непостыдной, мирной кончине. Молится о достойном житии нашем, и добром ответе на Страшнем Судище Сына Ея и Бога. Слышит она и сегодня нас, празднующих живоносное Успение Ея и восклицающих ей радостно словами акафиста: «Радуйся обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая!» Аминь!
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 473226