Скит святого пророка Божия Илии на Валааме

«Остров Лембос – крайний предел владений монастырских на востоке. Это гавань в группе Байонных островов, защищенная от ветров со всех сторон, лучшая в восточной стороне Ладожского озера».
02.08.2016 Трудами братии монастыря  17 785

Покружив, птица села в алтарной части, там, где некогда располагался престол. Оказалось, это финский почтовый голубь с колечком-«паспортом» на лапе (как раз из того места, где первоначально была расквартирована валаамская братия в 1940 г. после эвакуации
Покружив, птица села в алтарной части, там, где некогда располагался престол. Оказалось, это финский почтовый голубь с колечком-«паспортом» на лапе (как раз из того места, где первоначально была расквартирована валаамская братия в 1940 г. после эвакуации
2 августа, в день памяти святого пророка Божия Илии, на Валааме состоялся престольный праздник на Ильинском скиту. В эти дни Ильинский скит отмечает еще и десять лет со дня возрождения.

Для непосвященных: скит – это часть большого монастыря, но расположенная, как правило, в глухом, малодоступном месте. Проживают там всего несколько насельников (монахов или послушников), почти не общающихся с внешним миром. Валаамский архипелаг с его множеством мелких островов для устройства скитов – место идеальное. И было раньше таких скитов целых 13.

Паломнические группы посещают Ильинский скит в наши дни только по благословению игумена обители.

* * *

Ильинский скит находится в 10 км от монастыря, в группе Байонных островов, на острове Лембос. Существует упоминание о том, что уже в XVIII веке на острове находилась часовня. В XIX веке там проживало несколько человек братии, присматривающих за стадом овец, шерсть которых использовалась для изготовления вязаной одежды и валеной обуви. На востоке от Лембоса расположены Крестовые острова Валаамского архипелага. Они знамениты как места обитания (летних «релаксационных залежек») ладожской кольчатой нерпы. Присутствие братии Валаамского монастыря на Байонных островах в первой половине XIX века обеспечивало порядок в этой части архипелага, защиту от браконьеров («лихих людей»), а также расширяло территорию Валаамского монастыря на восток.

В феврале 1867 года игумен Дамаскин обратился к митрополиту Новгородскому и Санкт-Петербургскому Исидору за благословением построить на Лембосе деревянный храм во имя пророка Божия Илии. В прошении о сооружении этого скита говорилось: «Остров Лембос – крайний предел владений монастырских на востоке. Это гавань в группе Байонных островов, защищенная от ветров со всех сторон, лучшая в восточной стороне Ладожского озера».

Уже в 1868 году деревянная церковь была освящена в честь святого пророка Божия Илии. С этого же времени остров Лембос стал называться Ильинским. Недалеко от церкви были расположены два деревянных двухэтажных келейных корпуса для постоянного проживания 10 человек братии. Был устроен колодец глубиной 5 метров, верх которого оформили тесаным мрамором. Около колодца иноки посадили фруктовый сад, а в разных местах скита – аллеи из пихт и лиственниц.

После Первой мировой войны, а затем революции и получения независимости Финляндией Ильинский скит на некоторое время был закрыт в связи с оскудением братии. В 1944 году Валаамские острова, включая Ильинский, окончательно перешли к СССР. В 1945 году на Валааме был открыт рыбпромкомбинат. Всего на комбинате работало около 500 человек, часть из которых (около 80) были репатриированы после войны. Часть рыбаков проживала в бывших келейных корпусах и храме Ильинского скита.

В 1967 году, через 100 лет после начала строительных работ, храм и братские корпуса Ильинского скита полностью сгорели во время пожара, причины которого так до сих пор не известны: по одной из версий – по вине рыбаков, по другой – скит уничтожался сознательно. К концу ХХ века от Ильинского скита практически ничего не осталось, только обрамленный мрамором колодец, фундаменты, руины причала и идущая от него в горку прекрасная лиственничная аллея.

Примечательный случай

Перед началом строительных работ, когда производилась расчистка фундамента церкви, произошел следующий примечательный случай. Монастырский конюх Николай перевозил на владимирском тяжеловозе бревна от причала к месту строительства. Поднявшись в гору, он увидел, что над фундаментом церкви вьется белый голубь (а надо сказать, голубей на Валаамском архипелаге нет). Покружив, птица села в алтарной части, там, где некогда располагался престол. Николай позвал рабочих поглядеть на это диво. Вместе они окружили птицу и поймали ее. Оказалось, это финский почтовый голубь с колечком-«паспортом» на лапе (как раз из того места, где первоначально была расквартирована валаамская братия в 1940 г. после эвакуации с Валаама). Все присутствующие были поражены случившимся! Никогда ни до, ни после этого случая финские почтовые голуби не долетали до архипелага! Братия и строители восприняли это событие как знак благоволения иноков старого (теперь уже – Небесного) Валаама к началу возрождения скита.

Возрождение скита началось с 2003 года. Храм и братские корпуса начали восстанавливать на старых фундаментах. Строительство нового храма, а также одного братского корпуса было завершено уже к 2005 году. 26 августа 2006 года епископ Троицкий Панкратий, наместник Валаамского монастыря, совершил чин великого освящения храма во имя святого пророка Илии. Иконы в двухъярусном иконостасе были выполнены в иконописной мастерской при Троице-Сергиевой Лавре (первый ярус – местночтимый, с одними дьяконскими вратами вместо двух, на дьяконских вратах – изображение благоразумного разбойника, второй ярус – деисусный; почитаемые иконы в храме – икона Божией Матери «Федоровская», икона святого пророка Илии). В самом храме между трапезной частью и храмом установлены решетчатые ворота. Зимой эти ворота снимаются и ставятся глухие, чтобы отапливать только помещение самого храма. Сейчас храм в честь святого пророка Илии – самый большой деревянный храм на Валааме. Его оригинальный проект выполнил петербургский архитектор В. С. Рахманов. Шатровая, украшенная скромной, изящной резьбой деревянная рубленная церковь была спроектирована в стиле зодчества Русского Севера XVII-XVIII вв.

«Начало в 2003 году работ по возрождению Ильинского скита для нас – событие волнующее и радостное, – рассказывает игумен Валаамского монастыря, епископ Троицкий Панкратий. – Особенность этого проекта в том, что церковь, которую мы там поставили, не была повторением прежней, которая в архитектурном плане, откровенно говоря, была весьма неказистым строением. И потому после долгих размышлений мы приняли решение поставить церковь в стиле традиционной северной русской архитектуры, шатрового типа».

Рядом с храмом был восстановлен колодец Ильинского скита, устроенный еще в XIX веке. Все, что было найдено в нем во время чистки, сейчас лежит рядом со старыми скитскими солнечными часами. Долгое время после чистки воды в колодце не было. Отец Василий, настоятель скита преп. Александра Свирского, предложил братии налить в колодец немного святой воды, что и было сделано. Через некоторое время после этого колодец быстро наполнился чистой питьевой водой. В 2009 году над колодцем был устроен красивый деревянный навес.

Сейчас на Ильинском скиту постоянно живут всего несколько насельников во главе со скитоначальником иеромонахом Илией.

* * *

Пророк Илия был одним из первых святых угодников Божиих, которых стали почитать на Руси. Во имя его еще при князе Аскольде, в начале IX века, был воздвигнут соборный храм в Киеве. И святая равноапостольная княгиня Ольга поставила церковь во имя пророка Божия Илии на севере Руси, в селе Выбуты.

Святой пророк Илия, подвизавшийся в древние времена в далекой Палестине, всегда воспринимался православным русским народом как один из ближайших нашему отечеству святых. От Ильинских церквей совершались и совершаются крестные ходы, особенно в засуху.

Ильин день, 2 августа, считался границей сезонов, при этом у южных славян (напр., в Македонии) этот день назывался серединой лета, а в России — поворотом на зиму. После Ильина дня ожидали дождей и было запрещено купаться (чтобы не утонуть или не заболеть). В этот день можно было начинать пользоваться плодами нового урожая. Праздник связывался в представлениях славян с брачной темой и символикой плодородия: молились о богатом урожае, а девушки — о том, чтобы выйти замуж.


Фото

Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 481484

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+3°
сегодня в 20:44
Ветер
3.6 м/с, ЮЮЗ
Осадки
3.2 мм
Давление
757.1 мм рт. ст.
Влажность
96%